Урок русского языка в 5 классе "Строение текста типа повествования"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Голованова Татьяна Геральдовна

В папке содержатся материалы для проведения урока русского языка по теме "Строение текста типа повествования": конспект урока, презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_teme_povestvovanie_5_klass.zip120.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе  

Тема: «Строение текста типа повествования»

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок развития речи.

Вид деятельности: коллективная, в парах.

Цели:

- познакомить учащихся со строением текста типа повествования;

- сформировать умение создавать собственные тексты подобного типа;

- научить редактировать текст-повествование;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Универсальные учебные действия

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Повторение ранее изученного

1) Я прочитал эту книгу.

2) (В)радости знай меру, (в)беде веры (не)теряй.

3) Один и дома горюет, а двое и (в)поле воюют.

4) Правда (в)воде (не)тонет, (в)огне (не)горит.

5) (Не)будь упрям, а будь прям.

6) Хоть (бы)месяц этак в шутку к нам проглянул на минутку, все (бы)легче.

Рассказывают об изъявительном, сослагательном (условном), повелительном наклонении глагола.

Работают на листах раздаточного материала, определяют наклонение глагола в предложениях, объясняют правописание орфограмм и пунктограмм. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

3. Введение в тему.

1. Типы речи (кластеры)

- Какой практический прием помогает нам различать типы речи?

2. Признаки текста.

3. Определение типов речи

4. Что в предложениях содержит основное сообщение?

С помощью чего связываются предложения в тексте?

- А что является «данным» и «новым» в тексте типа повествования?

Мысленное фотографирование

Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Работают с текстом на раздаточных листах в парах.

Определяют тип речи. Определяют «данное» и «новое» в предложениях. Определяют стиль текста.

Доказываем с помощью приема «фотографирования» и кластера.

«Данное» и «Новое»

Чтобы определить тип речи, надо выделить «данное» и «новое».

Записываем тему урока.

Физминутка

Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова - это два.

Руки вниз, вперед смотри - это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать - это пять.

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

 

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

4. Повествование как тип речи.

1) Определение «данного» и «нового» в предложениях текста повествования.

Упр. 674(устно), 675 письменно

2) Построение текста типа повествования (вступление; последовательное изложение событий, действий; заключение).

Упр. 676, 677

3) Роль глаголов в тексте типа повествования.

Упр. 679

Работают с учебником в парах.

Определяют «данное» и «новое» в предложениях текста повествования.

Составление схемы

Работают над структурой текста типа повествования.

Определяют роль глаголов в тексте.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Каковы особенности построения текста типа повествования?

Синквейн «Повествование»

Упр.689 (если останется время)

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

- Домашнее задание: § 86, упр. 678(устно), 682

Отвечают на вопросы учителя.

Пользуясь памяткой, составляют синквейн.

Анализируют работу на уроке через самооценку, записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающий урок русского языка в 8 классе "Репортаж-повествование"

Урок "Репортаж- повествование" Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строения и языковые сре...

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи

конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"

Тип урока: повторительно –обобщительныйВид урока: урок практических работ;Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;Методы: словесный,   поисково - проблемный;Ожидаемый результат...

Урок русского языка в 10 классе "Типы речи"

Урок русского языка «Типы речи» (в 10 классе) тематический, включает материалы о храме Христа Спасителя.   Все материалы, технологии, формы и методы работы способствуют духовно-нравств...