Урок русского языка в 5 классе "Строение текста типа повествования"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В папке содержатся материалы для проведения урока русского языка по теме "Строение текста типа повествования": конспект урока, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_povestvovanie_5_klass.zip | 120.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Строение текста типа повествования»
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок развития речи.
Вид деятельности: коллективная, в парах.
Цели:
- познакомить учащихся со строением текста типа повествования;
- сформировать умение создавать собственные тексты подобного типа;
- научить редактировать текст-повествование;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Универсальные учебные действия | |
Организация рабочей обстановки. Приветствие. Психологический настрой. | Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
1. Повторение ранее изученного 1) Я прочитал эту книгу. 2) (В)радости знай меру, (в)беде веры (не)теряй. 3) Один и дома горюет, а двое и (в)поле воюют. 4) Правда (в)воде (не)тонет, (в)огне (не)горит. 5) (Не)будь упрям, а будь прям. 6) Хоть (бы)месяц этак в шутку к нам проглянул на минутку, все (бы)легче. | Рассказывают об изъявительном, сослагательном (условном), повелительном наклонении глагола. Работают на листах раздаточного материала, определяют наклонение глагола в предложениях, объясняют правописание орфограмм и пунктограмм. При проверке оценивают друг друга. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. | ||
3. Введение в тему. 1. Типы речи (кластеры) - Какой практический прием помогает нам различать типы речи? 2. Признаки текста. 3. Определение типов речи 4. Что в предложениях содержит основное сообщение? С помощью чего связываются предложения в тексте? - А что является «данным» и «новым» в тексте типа повествования? | Мысленное фотографирование Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Работают с текстом на раздаточных листах в парах. Определяют тип речи. Определяют «данное» и «новое» в предложениях. Определяют стиль текста. Доказываем с помощью приема «фотографирования» и кластера. «Данное» и «Новое» Чтобы определить тип речи, надо выделить «данное» и «новое». Записываем тему урока. Физминутка Поднимает руки класс - это раз, Повернулась голова - это два. Руки вниз, вперед смотри - это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать - это пять. Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
4. Повествование как тип речи. 1) Определение «данного» и «нового» в предложениях текста повествования. Упр. 674(устно), 675 письменно 2) Построение текста типа повествования (вступление; последовательное изложение событий, действий; заключение). Упр. 676, 677 3) Роль глаголов в тексте типа повествования. Упр. 679 | Работают с учебником в парах. Определяют «данное» и «новое» в предложениях текста повествования. Составление схемы Работают над структурой текста типа повествования. Определяют роль глаголов в тексте. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Каковы особенности построения текста типа повествования? Синквейн «Повествование» Упр.689 (если останется время) - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. - Домашнее задание: § 86, упр. 678(устно), 682 | Отвечают на вопросы учителя. Пользуясь памяткой, составляют синквейн. Анализируют работу на уроке через самооценку, записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающий урок русского языка в 8 классе "Репортаж-повествование"
Урок "Репортаж- повествование" Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строения и языковые сре...
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи
конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи...
Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Повествование"
Материал содержит конспект урока....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"
Тип урока: повторительно –обобщительныйВид урока: урок практических работ;Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;Методы: словесный, поисково - проблемный;Ожидаемый результат...
Урок русского языка в 10 классе "Типы речи"
Урок русского языка «Типы речи» (в 10 классе) тематический, включает материалы о храме Христа Спасителя. Все материалы, технологии, формы и методы работы способствуют духовно-нравств...