"Обращение и знаки препинания при нём" - 8 класс, русский язык
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тинмей Аида Чаш-ооловна

Открытый урок по русскому языку для 8 класса по теме: "Обращение и знаки препинания при нём"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс (русский язык).

Тема: Обращение и знаки препинания при нем.

Цели: (обучающие):1)углубить представление учащихся об обращении и его роли в предложении  2) ознакомить со звательным падежом как грамматической категорией, со интонацией обращения, его эмоциональной окраской 3) развивать пунктуационные навыки 4) учить отличать обращение от подлежащего 5) учить отличать обращения от личных местоимений ты, вы 6) раскрыть понятие обращения-олицетворения в поэтической речи 7) отличать обращение от слов вежливости;

(развивающие):1) показать связь с исторической грамматикой на примере сопоставления тем «Обращение» и «Звательный падеж» 2) развивать умение произносить обращение со особой звательной интонацией 3) межпредметная связь;

(воспитательные): 1) прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи 2) воспитывать ответственность за сказанное слово.

Ход урока:

1 Мобилизующий этап урока.

- Ребята, я рада приветствовать вас на своем уроке. Надеюсь, что вам будет сегодня интересно, вы будете вовлечены в трудную работу, но, думаю, что вы с ней справитесь успешно.

- Алаш, справишься?

- А ты, Хорлуу, как думаешь?

- А как вы догадались, что я обратилась именно к вам?

Учащимся предлагается рассмотреть предложения и определить к кому или к чему обращается автор, а также найти соответствующую предложению схему. Слайд №1.

1 Спи, Аленушка, спи, красавица!

2 Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

3 Я люблю тебя, жизнь!

4 Цветок, ты уже появился?

                                1) [o,    ].

                                2) [  ,o, ].

                                3) [    ,o].

В поэтической речи обращения к неодушевленным предметам называются олицетворениями. Назовите их, если таковые имеются.        

2 Самостоятельное формулирование учащимися темы урока.

- Попробуем сформулировать тему нашего урока. Как же называются слова, которые называют того, к кому обращаются с речью? Запишите в тетрадь. Слайд №2.

Обращение и знаки препинания при нем.

3 Целеполагание.

- Тему мы сформулировали, а теперь определим цель урока. С чем мы должны ознакомиться? Чему должны научиться? Слайд №3.

Цель: углубить представление об обращении и его роли в предложении, развивать пунктуационные навыки.

4Активизация деятельности учащихся при объяснении нового материала.

1) Звательный падеж как грамматическая категория.

- Основное правило мы уже сформулировали. А теперь необходимо познакомиться с ним поближе, узнать о нем кое-что еще. Обратимся к предложениям. Слайд №4.

Задание №1 Определите падеж существительных, расставьте знаки препинания.

Пошел старик к синему морю,

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче?

- Остановимся подробнее на последнем примере. Что значит слово «старче»? (Старик). Почему Пушкин употребил такую странную форму слова? У существительного старче сложно определить падеж, так как оно употреблено в форме звательного падежа. А что значит «стал кликать золотую рыбку»? (Звать).

Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7 падежа, которого сейчас нет в современном языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Другие примеры следов звательного падежа в современной речи: други (вместо друзья), Отче наш (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа – сокращенная форма слова: мам, Тань, Дим, пап и т.д. Такая форма применима только в разговорной речи.

2) Отличие обращения от подлежащего.

Слайд №5. Задание №2
1.В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой звательной интонацией, а в каком это же слово является подлежащим?
2.Почему выделяется словосочетание «косой глаз» во втором предложении запятыми?
3.Какова синтаксическая роль словосочетания «косой глаз» во втором предложении?
4.Найдите грамматическую основу в этом предложении?
5.Сделайте вывод.

Косой глаз и волка не боится.

Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?

- Обращение не является членом предложения. Чтобы не спутать обращение с подлежащим надо их различать. Подлежащее является членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения.

3)Звательная интонация.

- В устной речи обращение выделяется с помощью интонации. Эта интонация называется звательной. Таким образом, опознавательный признак обращения звательная интонация. Вот и встретились две темы. В русском языке – звательная интонация, в церковнославянском языке – звательный падеж. Таким образом, в устной речи обращение выделяется с помощью звательной интонации, а на письме - запятыми. Давайте уточним, как оформляется запятыми обращение в письменной речи?


                                1) [o,    ].

                                2) [  ,o, ].

                                3) [    ,o].

Упражнение 356. Чтение учебника под редакцией Бархударова стр 179, 180 -181.

4) Отличие личных местоимений ты, вы от обращения.

Личные местоимения ты, вы не являются обращениями, следовательно запятыми не выделяются.

 Слайд № 6, 7. Задание №3.

 1.Есть ли в данном предложении обращение?

 2.Узнали про кого говорится в предложении?

 3.Назовите автора и название произведения.

Ты всех милее, всех румяней и белее?

- Введите «пушкинское» обращение в это предложение.

 Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее?

- Почему во втором предложении местоимение ты выделено запятой?

5 Физкультминутка. Слайд №8.

5) Отличие обращений от слов вежливости.

Вежливые слова. Слайд № 9, 10.

Здравствуйте. Пожалуйста. До свидания. Спасибо. Благодарю. Извините. Будьте добры.

- В репликах культурных людей обращения обычно сопровождаются словами вежливости. На письме важно уметь разделять реплику на, собственно, обращение и слова вежливости, чтобы правильно расставить знаки препинания. Слайд №11.

1.Будьте добры сказать, молодой человек, скоро ли будет остановка?
2.Будьте любезны, девушка, пропустите меня вперед.
3.Мария Андреевна, простите, но мне кажется, вы неверно посчитали мои ошибки.

6) Цифровой диктант. Задание №4. Слайд №13.
Предложения пронумерованы, знаки препинания не расставлены. Выпишите цифры тех предложений, где есть обращения.

1.Извините можно пройти?

2.Друзья мои прекрасен наш союз!

3.Благодарю я не нуждаюсь в вашей поддержке.

4.Ты ответила абсолютно верно.

5.Будьте добры сказать когда начнется прием пациентов?

6.Вы можете решить задачу?

7.Здравствуйте проходите пожалуйста.

8.Прочитай Маша свое сообщение.

9. Сыпь ты черемуха снегом!

Работа в парах.

- После того, как выполните цифровой диктант, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Ваша задача проверить друг у друга цифровой диктант и оценить, пользуясь критериями оценок.

Критерии оценок.

Оценка «5» - 0 ошибок.

Оценка «4» - 1 ошибка.

Оценка «3» - 2 ошибки.

Оценка «2» - 3 и более

6 Итоги. Выставление оценок за работу на уроке учащимся.

- Вот подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились поставленной цели? Чему мы должны были научиться? Теперь составьте предложение с обращением ко мне, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку и свое настроение.

7 Дача домашнего задания. Параграф 32, упражнение 357.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сходства и различия в употреблении знаков препинания в английском и русском языках.

Презентация: "Сходства  и различия в употреблении знаков препинания в английском и русском языках"....

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"

В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нём".

Это первый урок по теме "Обращение", урок сообщения новых знаний. Цели урока:ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами выражения обращения,...

урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение и знаки препинания" (технология Таксономии Блума)

Урок русского языка на тему "Обращение и знаки препинания при нем" с применением технологии таксономии Блума...