Материал для подготовки к ВПР по русскому языку.
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Пронина Надежда Романовна

Материал для подготовки к ВПР по русскому языку (6 класс).  2 варианта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.vpr_.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

     Озеро (около)  б..р..гов  было (за) сыпано ворохами ж..лтых лист(?)ев. Их было так много, что мы (не) м..гли  л..вить  рыбу. Лески л..жились (на)  лист(?)я  и (не)  т..нули.

     Пр..ходилось  (вы) езжать (на) старом челне (на) с..р..дину оз..ра  где (до) цв..тали  кувш..нки  и  г..лубая  в..да  к..залась ч..рной, как деготь.

     Там мы л..вили разно (цветных) окуней. Они бились и св..ркали  (в) тр..ве, как сказоч(?)ные японские п..тухи. Мы (вы) таскивали оловя(н,нн)ую плотву и ершей (с) гл..зами, похож..ми  (на) две мален(?)кие луны. Щ..ки ляскали (на) нас мелкими, как иглы, зубами.

     Ст..яла осень (в) со(?)нце и туманах. Сквозь обл..тевшие л..са были в..дны д..лекие обл..ка и синий густой воздух. (По) н..чам (в) зар..слях вокруг нас шев..лились и др..жали ни..кие звезды.   

(Паустовский К.Г.)

2. Выполните языковые разборы:

- морфемный и словообразовательный разборы слов: разноцветных;

- морфологический разбор: листьев (1 предложение);

- синтаксический разбор предложения: Там мы л..вили разно(цветных) окуней.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

красивее, начал, средство, инструмент.

5. Над каждым словом надпишите, какой частью речи оно является.

У одного пильщика борода была рыжая, у другого – черная, как воронье перо, у третьего –  как пакля, а у четвертого - седая.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

а) у обоих девочек;                           б) новое шоссе;

в) перед двумя девочками;               г) самый красивый.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

а) Весна моё любимое время года.

б) Сегодня день солнечный и морозный.

в) Пришло время обновлений.

г) Под окном расцвета сирень.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

а) Щенок дрожал от любопытства он тянулся мокрым носом к Степану.

б) Его дед прислал велел лечить.

в) Пойдем наверх я тебе покажу жару.

г) Уж я ли тебе поверю Михайлыч старый обманщик!

Прочитайте текст и выполните задания 9 – 14.

       (1)Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. (2)Недавно ещё кипрей считали сорной травой. (3)Он только и годился, что на дешёвый чай. (4)Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (5) Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

      (6) Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.

     (7)Оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. (8) Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. (9) Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. (10) Этот цветок выделяет из себя теплоту. (11) И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. (12) И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. (13) Это их сторож, их защитник, их нянька. (14) Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (15) Самоотверженный цветок!

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трех пунктов.

11. Почему лесники вырывали кипрей?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «ватным» из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «годился» из предложения 3, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Объясните значение фразеологизма зарубить на носу, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

ВАРИАНТ 2.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

     Есть такое р..стение – высокое,(с)  красными цв..тами. Цв..ты эти (со)браны (в) бол(?)шие ст..ячие кис(?)ти. Называет(?)ся оно кипрей.

    (Об) этом кипрее я и х..чу ра(с,сс)казать.

     Прошлым летом я ж..л (в) мален(?)ком горо..ке (на) одной из наш..х полно(водных) рек. (Около) этого горо..ка с..жали с..сновые л..са.

     Как всегда (в) таких горо..ках, (на) базарной площад.. весь день ст..яли телеги (с) сеном. (Около) них спали м..хнатые л..шаденки. (К) вечеру стадо, возвращ..ясь (из) лугов, подымало красную (от) заката пыль. Охрипш..й громко(говоритель) передавал мес(?)ные новости.

2. Выполните языковые разборы:

- морфемный и словообразовательный разборы слов: полноводных;

- морфологический разбор: леса  (6 предложение);

- синтаксический разбор предложения: (Около) этого горо..ка с..жали с..сновые л..са.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

кружево, кухонный, украинский, прибыл.

5. Над каждым словом надпишите, какой частью речи оно является.

 Каждый вечер он убирал со стола скатерть, осторожно высыпал из разных коробочек бронзовые золоченые крючки, круглые свинцовые грузила и прозрачные разноцветные лески и начинал чинить свои удочки.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

а) у пятисот театров;       б) около сорок птиц;

в) самый красивее цветок;         г) горячий кофе.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

а) Я родился на Урале.

б) Урал  моя  родина.

в)  Когда он уезжал ей было три года.

г) Путь на озера был долог.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

а) Дядя Глеб зачем же ее убивать?

б) Лягушка тихонько квакнула и ласточка тотчас выглянула из гнезда.

в) Спасибо Боб за билет.

г) Она при тебе еще совсем сопливой была а теперь учится в самой-то в Москве.

Прочитайте текст и выполните задания 9 – 14.

     (1) Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но теплое. (2) Обширные луга были политы ночным дождем, а это значило, что не только в каждом венчике блестела капля воды, но все великое множество трав и кустов издавало резкий и освежительный запах.

     (3) Я шел лугами к одному довольно таинственному озерцу. (4)На взгляд человека трезвого, ничего таинственного в том озерце не было и быть не могло. (5) Но впечатление загадочности от этого озерца оставалось у всех, и я, сколько ни пытался, не мог установить причину этого явления.

     (6) Для меня таинственность состояла в том, что вода в озерце была совершенно прозрачная, но казалась по цвету жидким дегтем (со слабым зеленоватым отливом). (7) В этой водяной черноте жили, по рассказам престарелых словоохотливых колхозников, караси величиной «с поднос от самовара». (8) Поймать хоть одного такого карася никому не случалось, но изредка в глубине озерца вдруг вспыхивал бронзовый блеск и, вильнув хвостом, исчезал.

     (9) Ощущение таинственности возникает от ожидания неизвестного и не совсем обыкновенного. (10) А густота и высота зарослей вокруг озерца заставляли думать, что в них непременно скрывается что-нибудь до сих пор невиданное: или стрекоза с красными крыльями, или синяя божья коровка в белую крапинку, или ядовитый цветок лоха с полым сочным стволом толщиной в человеческую руку.

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из четырех пунктов.

11. В чем состояла для автора таинственность озерца?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «бронзовый» из предложения 8. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «случалось» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Объясните значение фразеологизма «медвежья услуга», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по теме: Не и ни, н и нн.

Тренировочные задания по темам :"Не и ни", "Н и нн" -помогут при подготовке к ЕГЭ. Предложения взяты из книги "Письмовник" современного прозаика , лауреата премии "Большая книга"  Михаила Шишкина...

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс)....

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"

Очень часто дети затрудняются  при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...

Дидактический материал для подготовки к ГИА по русскому языку

Тренировочные тесты части А и В(с ответами)...

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Материал предназначен для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Презентация поможет при решении задания В3....