Открытый урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Открытый урок закрепления и обобщения знаний по теме "Имя прилагательное" в 7 классе коррекционной школы. Урок-путешествие направлен на систематизацию признаков имени прилагательного как части речи. В данной разработке дана презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.06 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 7 классе
Закрепление и обобщение
по теме «Имя прилагательное».
Цель: повторить, систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное”.
Задачи:
образовательные:
- систематизация существенных признаков имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данной части речи,
- выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;
коррекционно-развивающие:
– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения,
– активизация письменной, устной, опосредованной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее и отличное, сопоставлять, обобщать, находить примеры,
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом.
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;
воспитывающие:
– прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность,
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей.
– воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления.
– формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;
оздоровительная:
- рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.
Оборудование: презентация, экран, проектор, карта.
Ход урока
1. Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!
2. Повторение.
- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Догадались?
- Правильно. Это имя прилагательное. Ребята, сегодня мы заканчиваем наше путешествие по городу Имя Прилагательное. 21 день мы гуляли по его улицам, переулкам и площадям. Сегодня мы подведём итог нашего путешествия и поговорим о достопримечательностях Имени Прилагательного. А чтобы ничего не забыть, мы будем пользоваться картой города (карта висит на доске).
Ваши ответы я буду оценивать. За правильный ответ вы получите красный кружок, за неточный ответ – синий, за неправильный ответ – зелёный. В конце урока мы узнаем, кто из вас был самым внимательным путешественником.
3. Словарная работа.
Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):
- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).
- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).
- Самый крупный водоем на земле (океан).
- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).
- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).
- Военный человек (солдат).
Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).
Придумайте предложения с прилагательным «интересный».
4. И вот первое задание. Перед вами портрет Прилагательного, давайте вспомним его биографию. «Теоретический причал».
Учитель: Для определения нашей готовности к путешествию нужно ответить на вопросы теста.
Тест. Имя прилагательное
Фамилия_______________________________________________________
1. Выберите правильный ответ.
Имена прилагательные обозначают:
а) название предмета;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) кто?, что?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать?
3. Подчеркните имена прилагательные.
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок.
4. Поставьте вопрос имени прилагательному.
Лес(____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная;
Сосны (___________) высокие;
5. Образуй слова, обозначающие признаки предметов.
Книга – книжный, веселье - ______________
Рыба - ______________, мясо - _______________
5.На пути нашего следования «Океан Словосочетания».
Образуйте словосочетание «прилагательное + существительное».
сад + осень, (осенний сад) краснота + ягода,(красная ягода) осень + лист, (осенний лист) ночь + темнота, (тёмная ночь) день+дождь, (дождливый день).
6.УПРАЖНЕНИЕ «ТИХОЕ ОЗЕРО»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
7.Вдали виден «Остров Ошибок».
Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
1. Белый медведь.
2. Новая туфли.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежная зима.
6. Зубная врач.
8.«Трактир Угадай-ка», где ученики выполняют упражнение – загадку. Можно ли по признаку определить предмет? Трактир – в старину, так называлась гостиница или постоялый двор, место, где можно перекусить, подкрепиться и отдохнуть.
«Признаки есть, а где же слово?
Хищный, серый, ……(волк)
Рыжая, хитрая………(лиса)
Большой, косолапый………(медведь)
Солнечная, ясная……(погода)
Прохладный, дождливый…….(день)
Раннее, серое……(утро)
9.Работа по учебнику.
Работа по учебнику на стр.127 Упр.162 (выполнение упражнения с комментированием)
10.Как ниточка за иголочкой. Поле «Потерянных слов», "Найди пару".
Например: солнечный день
Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава.
Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы.
11.Физминутка .
- А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны вперед - назад,
Повернулись вправо – влево.
Тихо сели вновь за дело.
12.«Залив Склонения». Согласуйте имена существительные с именами прилагательными в нужном падеже.
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.
Проверяем: к спокойному морю, за стройным тополем, после жаркого лета, у высокого дерева, над цветочной поляной.
13.Итоги урока. А вот и конечный пункт нашего путешествия – «Бухта Достижений».
Можно сделать причал и подвести итог наших приключений.
В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок
Чтоб закончить наше путешествие-
Надо подвести итог.
- Какая же часть речи называется именем прилагательным?
– Как изменяется имя прилагательное?
Для чего нужно использовать в речи прилагательные? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)
Рефлексия:
Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Имя прилагательное».
Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
14.Д/З: стр. 139 Упр.179
Комментирование и выставление оценок
Мы с вами прошли огромный путь.
Хороших результатов достигли…..(имена учеников).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Теоретический причал
Океан Словосочетания
Образуйте словосочетания: сад+осень краснота+ягода осень+лист ночь+темнота день+дождь
Остров Ошибок
Белый медведь, новая туфли, высокие горы, зимняя пальто, снежная зима, зубная врач.
Трактир Угадай-ка
Поле Потерянных слов
Найди пару: Например: солнечный день Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава.
Залив Склонения
Согласуйте имена существительные с именами прилагательными: К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.
Бухта Достижений
Наши достижения - «отлично»; - «хорошо»; - «удовлетворительно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок письма и развития речи в 9 классе. Тема : « Наречие. Повторение и обобщение.»
Тема : « Наречие. Повторение и обобщение.» Цель урока:1.Обобщение знаний о наречии.2. Закрепление знаний о значениях наречий, способах образования.3. Формировать умение выделять наречия в тексте....
Разработка открытого урока письма и развития речи по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"
Урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....
Словарная работа на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида 2-3 классы
Помогут учителю в работе над словами с непроверяемыми написаниями...
Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....
Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения" Конспект +презентация
Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения". Материал содержит конспект урока и презентацию....
Конспект урока по письму и развитию речи 6 класс «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Урок с использованием разноуровневых заданий...