Открытый урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Картоева Юлия Ивановна

Открытый урок закрепления и обобщения знаний по теме "Имя прилагательное" в 7 классе коррекционной школы. Урок-путешествие направлен на систематизацию признаков имени прилагательного как части речи. В данной разработке дана презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.06 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 7 классе  

Закрепление и обобщение

по теме «Имя прилагательное».

Цель: повторитьсистематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное”.

Задачи:

образовательные:

- систематизация существенных признаков имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данной части речи,

- выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;

коррекционно-развивающие:

– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения,

– активизация письменной, устной, опосредованной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее и отличное, сопоставлять, обобщать, находить примеры, 
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом. 
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;

воспитывающие:

– прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность, 
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей. 
– воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления. 
– формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;

оздоровительная:

- рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.

Оборудование: презентация, экран, проектор, карта.

Ход урока

1. Организационный момент. 
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!

2. Повторение.

- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?

                                         Я – часть речи интересная,

                                         Широко в миру известная:

                                         Опишу любой предмет –

                                         В этом равных со мной нет.

                                         Речь со мною выразительна,

                                         И точна, и удивительна.

                                         Чтоб красиво говорить,

                                         Мною нужно дорожить!

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Догадались?

- Правильно. Это имя прилагательное. Ребята, сегодня мы заканчиваем наше путешествие по городу Имя Прилагательное. 21 день мы гуляли по его улицам, переулкам и площадям. Сегодня мы подведём итог нашего путешествия и поговорим о достопримечательностях Имени Прилагательного. А чтобы ничего не забыть, мы будем пользоваться картой города (карта висит на доске).
Ваши ответы я буду оценивать. За правильный ответ вы получите красный кружок, за неточный ответ – синий, за неправильный ответ – зелёный. В конце урока мы узнаем, кто из вас был самым внимательным путешественником.

3. Словарная работа.

Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):

- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

- Самый крупный водоем на земле (океан).

- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).

- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).

-  Военный человек (солдат).

 Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).

Придумайте предложения с прилагательным «интересный».

 4. И вот первое задание. Перед вами портрет Прилагательного, давайте   вспомним его биографию. «Теоретический причал». 
Учитель: Для определения нашей готовности к путешествию нужно ответить на вопросы теста. 
Тест. Имя прилагательное 
Фамилия_______________________________________________________ 

1. Выберите правильный ответ. 
Имена прилагательные обозначают: 
а) название предмета; 
б) признак предмета; 
в) действие предмета. 
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные? 
а) кто?, что?; 
б) какой? какая? какое? какие? 
в) что делать? что сделать? 
3. Подчеркните имена прилагательные. 
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок. 
4. Поставьте вопрос имени прилагательному. 
Лес(____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная; 
Сосны (___________) высокие;
5. Образуй слова, обозначающие признаки предметов. 
Книга – книжный,  веселье - ______________ 
Рыба - ______________,  мясо - _______________ 

 5.На пути нашего следования «Океан Словосочетания». 
Образуйте словосочетание «прилагательное + существительное». 
сад + осень, (осенний сад) краснота + ягода,(красная ягода) осень + лист, (осенний лист) ночь + темнота, (тёмная ночь) день+дождь, (дождливый день). 

6.УПРАЖНЕНИЕ «ТИХОЕ ОЗЕРО»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
7.Вдали виден «Остров Ошибок». 
Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе: 
1. Белый медведь. 
2. Новая туфли. 
3. Высокие горы. 
4. Зимняя пальто. 
5. Снежная зима. 
6. Зубная врач. 

8.«Трактир Угадай-ка», где ученики выполняют упражнение – загадку. Можно ли по признаку определить предмет? Трактир – в старину, так называлась гостиница или постоялый двор, место, где можно перекусить, подкрепиться и отдохнуть. 
«Признаки есть, а где же слово? 
Хищный, серый, ……(волк) 
Рыжая, хитрая………(лиса) 
Большой, косолапый………(медведь) 
Солнечная, ясная……(погода) 
Прохладный, дождливый…….(день) 
Раннее, серое……(утро) 

9.Работа по учебнику
Работа по учебнику на стр.127 Упр.162 (выполнение упражнения с комментированием) 

10.Как ниточка за иголочкой. Поле «Потерянных слов», "Найди пару". 
Например: солнечный день 
Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава. 
Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы. 

11.Физминутка . 
- А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны вперед - назад,

Повернулись вправо – влево.

Тихо сели вновь за дело.

12.«Залив Склонения». Согласуйте имена существительные с именами прилагательными в нужном падеже. 
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной. 
Проверяем: к спокойному морю, за стройным тополем, после жаркого лета, у высокого дерева, над цветочной поляной. 


13.Итоги урока. А вот и конечный пункт нашего путешествия – «Бухта Достижений». 
Можно сделать причал и подвести итог наших приключений. 
В путь! Домой! 
Садитесь поудобнее, 
Ведь к концу подходит наш урок 
Чтоб закончить наше путешествие- 
Надо подвести итог. 
- Какая же часть речи называется именем прилагательным? 
– Как изменяется имя прилагательное? 
Для чего нужно использовать в речи прилагательные? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной) 
Рефлексия: 
Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Имя прилагательное». 
Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания. 


14.Д/З: стр. 139 Упр.179 
Комментирование и выставление оценок 
Мы с вами прошли огромный путь. 
Хороших результатов достигли…..(имена учеников).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определяю я предметы. Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 2

Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Слайд 9

Теоретический причал

Слайд 10

Океан Словосочетания

Слайд 11

Образуйте словосочетания: сад+осень краснота+ягода осень+лист ночь+темнота день+дождь

Слайд 12

Остров Ошибок

Слайд 13

Белый медведь, новая туфли, высокие горы, зимняя пальто, снежная зима, зубная врач.

Слайд 14

Трактир Угадай-ка

Слайд 15

Поле Потерянных слов

Слайд 16

Найди пару: Например: солнечный день Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава.

Слайд 17

Залив Склонения

Слайд 18

Согласуйте имена существительные с именами прилагательными: К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.

Слайд 19

Бухта Достижений

Слайд 20

Наши достижения - «отлично»; - «хорошо»; - «удовлетворительно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок письма и развития речи в 9 классе. Тема : « Наречие. Повторение и обобщение.»

Тема : « Наречие. Повторение и обобщение.» Цель урока:1.Обобщение знаний о наречии.2. Закрепление знаний о значениях наречий, способах образования.3. Формировать умение выделять наречия в тексте....

Разработка открытого урока письма и развития речи по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"

Урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....

Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения" Конспект +презентация

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения". Материал содержит конспект урока и презентацию....