запятая и точка с запятой в БСП
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
конспект урока по теме "Запятая и точка с запятой в БСП"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapyataya_i_tochka_s_zapyatoy_v_bsp.docx | 17.49 КБ |
zapyataya_i_tochka_s_zapyatoy_v_bsp.pptx | 265.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Суляевки
Конспект открытого урока
русского языка в 9 классе на тему:
«Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении»
Алеева Дания Раисовна,
учитель русского языка и литературы.
2016-2017 учебный год
Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Цели урока:
- сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;
- формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;
- обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике;
- развитие речи и творческих способностей учащихся;
- воспитывать личность, способную на самостоятельную деятельность.
Оборудование:
учебник,
раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями БСП;
знают правила постановки запятой и точки с запятой в БСП,
основные признаки бессоюзного сложного предложения, узнают БСП;
конструируют данные синтаксические конструкции;
правильно и уместно используют БСП в речи.
Ход урока
- Организация класса.
- Проверка домашнего задания.
- Готовимся к ОГЭ: работа с текстом, выполнение творческого задания.
- От ручья тянулась трясина; она раскинулась среди кочек, густого лозняка и подошла вплотную к лесу, узким клином врезавшемуся в болото.
- Старые ели и осины переплелись ветвями, синеватый сухостой просвечивал своей бледностью сквозь тяжёлые лапы елей, заглохший и позабытый всеми лес медленно умирал.
- Брянцев подходил к самому берегу ручья и, не двигаясь, смотрел.
- Глаза художника среди коряг отыскивали длинное, пятнистое тело огромной щуки.
- Она каждый вечер приплывала сюда и, громко плеснув водой, таилась за чёрным стволом; рыба видела Брянцева и зорко следила за ним, поворачивая круглые, зелёные глаза, и медленно шевелила плавниками.
- Рыба была очень старая.
- Пятна на боках сделались чёрными, будто выжженные огнём.
7. замените словосочетание ЛАПЫ ЕЛЕЙ (предл.2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетание со связью согласования;
8. выпишите грамматическую основу предложения 6;
9. среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением;
11. сколько грамматических основ в предложении 2;
14. среди предложений 1-7 укажите номера бессоюзных сложных предложений.
4. Работа над темой урока.
1). Проверка выполненного задания, беседа по вопросам.
Почему вы решили, что предложения 1,2,5 бессоюзные сложные?
По каким признакам вы находили бессоюзные сложные предложения?
Как связаны части бессоюзного сложного предложения?
ВНИМАНИЕ!
Почему в одних БСП между частями ставится запятая, а в других точка с запятой?
2). Коллективная работа: учащиеся объясняют постановку запятой и точки с запятой в БСП.
3). Учитель объявляет тему и цели урока.
4). Свои предположения о постановке запятой и точки с запятой учащиеся проверяют по учебнику (стр. 96)
5). Работа с таблицей «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»
Чтение и анализ предложений.
6). Практическая работа с языковым материалом. Укажите номера предложений, в которых поставим запятую, и номера предложений с точкой запятой между частями. Знаки препинания не расставлены.
1. День был серый небо висело низко сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья деревьев.
2. Чёрные тени и красные блики двигались по земле сменяя друг друга они то удалялись от костра то приближались к нему вплотную.
3. Лунный свет теперь вспыхивает и гаснет в лужах лягушки напуганные светом молчаливо разбегаются…
4. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головою.
5. Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонь будка вынырнула из темноты и опять пропала.
7). Прочитайте, вставляя однородные и обособленные члены предложения, данные в скобках. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Жёлтые листья опали с деревьев ( и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.
С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно
(как в погребе).
Крупные капли дождя осыпались с шумом
(точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.
8). Конструирование бессоюзных сложных предложений. Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные, а сложные предложения – в связный текст. Каким знаком вы разделили части сложного предложения. Выбор знака обоснуйте.
1. Грозовую тучу буря несла нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас.
2. Сухая земля и сухой песок заскрежетал по железному телу паровоза. Видимости не стало.
3. Нам теперь было трудно дышать от горячего пыльного вихря забившегося в кабину. Паровоз с воем пробивался вперед.
4. Скорость упала до шестидесяти километров. Мы работали и смотрели вперед как в сновидении.
9) Задание-шутка: восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.
1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?
Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления?
Д/з. и комментарий к его выполнению.
- Выучить теоретический материал по теме урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. От ручья тянулась трясина; она раскинулась среди кочек, густого лозняка и подошла вплотную к лесу, узким клином врезавшемуся в болото. 2. Старые ели и осины переплелись ветвями, синеватый сухостой просвечивал своей бледностью сквозь тяжёлые лапы елей, заглохший и позабытый всеми лес медленно умирал. 3. Брянцев подходил к самому берегу ручья и, не двигаясь, смотрел. 4. Глаза художника среди коряг отыскивали длинное, пятнистое тело огромной щуки. 5. Она каждый вечер приплывала сюда и, громко плеснув водой, таилась за чёрным стволом; рыба видела Брянцева и зорко следила за ним, поворачивая круглые, зелёные глаза, и медленно шевелила плавниками. 6. Рыба была очень старая. 7. Пятна на боках сделались чёрными, будто выжженные огнём. ЗАДАНИЯ: 7. Замените словосочетание ЛАПЫ ЕЛЕЙ (пред.2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 8.Выпишите грамматическую основу предложения 6. 9.Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. 11. Определите количество грамматических основ в предложении 2. 14. Среди предложений 1-7 укажите номера бессоюзных сложных предложений.
От ручья тянулась трясина; она раскинулась среди кочек, густого лозняка и подошла вплотную к лесу, узким клином врезавшемуся в болото. Старые ели и осины переплелись ветвями, синеватый сухостой просвечивал своей бледностью сквозь тяжёлые лапы елей, заглохший и позабытый всеми лес медленно умирал. 5. Она каждый вечер приплывала сюда и, громко плеснув водой, таилась за чёрным стволом; рыба видела Брянцева и зорко следила за ним, поворачивая круглые, зелёные глаза, и медленно шевелила плавниками.
1 . День был серый небо висело низко сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья деревьев. 2 . Чёрные тени и красные блики двигались по земле сменяя друг друга они то удалялись от костра то приближались к нему вплотную. 3 . Лунный свет теперь вспыхивает и гаснет в лужах лягушки напуганные светом молчаливо разбегаются.. 4. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головою. 5. Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонь будка вынырнула из темноты и опять пропала.
Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно: 1. Ремесло не коромысло: 2. Хорош садовник – 3. Не удобришь рожь – 4. Бобы не грибы - 1. не посеешь – не взойдут. 2. соберешь хлеба на грош. 3. плечо не оттянет. 4. хорош крыжовник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.
Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Урок изучения нового материала строится на основе комплексного анализа текста....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Запятая и точка с запятой в БСП"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Запятая и точка с запятой в БСП
Данная презентация содержит материал по теме "Запятая и точка с запятой в БСП"...
урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"
Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....