Обращение
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._karta.docx35 КБ
Файл tehnol._karta.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Кушнарева Татьяна Алексеевна                                                                                                                                                  Класс:  8 _                                                                                                                                                                                                              Предмет: русский язык                                                                                                                                                                                         УМК: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова                                                                                                                             Тема урока: Обращения        

    Цели урока: образовательные: 

  • систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении;
  • познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания);
  • находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

                     развивающие:

  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая  звательную интонацию;

              воспитательные: 

  • воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда;
  • воспитывать любовь к родному языку, культуре.

       Тип урока : усвоение новых знаний.

     Форма урока:  урок- презентация.

     Оборудование урока:

  • ПК,
  • интерактивная доска,
  • презентация. 

 Ход урока

Этап          урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организацион          ный этап  

Проверка наличия обучающихся на уроке.

Отвечают на приветствие учителя, включаются в рабочий ритм.

Личностные: проявление уважения к учителю и сверстникам.

 II. Мотивация учебной деятельности.  Сообщение темы, целей урока.

Слайд1,2. Посмотрите на тему и эпиграф к уроку. Вспомните, что нам известно об обращении.

 Обсудите в парах и сформулируйте   задачи и проблему урока.

Работают в парах, анализируют, формулируют тему, цели, задачи урока.

 .

Познавательные: выполнение логических действий.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему и проблему урока; целеполагание.  

III. Первичное усвоение новых знаний.

Восприятие и осмысления учащимися нового материала.

 

1.Давайте прослушаем сообщения ребят, расширим своё представление об обращении.  

Учитель создаёт эмоциональный настрой на работу.

2.Проанализируем результаты исследований, проведенных к уроку.

Учитель побуждает уч-ся к высказыванию своего мнения.  

1. Сообщения подготовленных учащихся.

1.Обращение в русском языке (слайды 3-7).

2.Знаки препинания при обращении(слайды 8-10).

3. Богатство видов обращений (слайды 11-13).

4. Экспрессивная функция обращений (слайды 15-16).  

5. ТЫ и ВЫ (слайды 17-20).    По ходу сообщений уч-ся заполняют памятки, чертят схемы расстановки знаков препинания.

Обращение

  • Обращение помогает        _________________
  • Назначение обращений        _________________
  • В древнерусском языке обращения выражались с                     помощью___________ падежа.
  • В современном русском языке для обращения используют__________________.
  • В роли обращения обычно выступает        
  • Графически обращение обозначается         
  • Обращения бывают        и______        
  • Обращение может находиться        предложения.
  • Обращение пунктуационно выделяется        
  • Междометие о от обращения        
  • В предложении обращение         является          _

2.Уч-ся сообщают результаты своих исследований (обращения учителя к ученикам, учеников к учителю, учеников между собой), анализируют их.

Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; оценивать качества своей и общей учебной деятельности.

Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения, работа с информацией;  

Регулятивные: умение структурировать знания;умение оценивать   работу, инициативность и самостоятельность.

       

 

IV. Первичное проверка понимания.

Поэтическая страничка.  

Читает предложения.

  1. Синие горы Кавказа, приветствую вас!
  2. В разведку меня, дяденька, будут брать?
  3. Звезда печальная, вечерняя звезда\ Твой луч осеребрит увядшие равнины, и дремлющий залив, черных скал вершины.
  4. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.
  5. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
  6. Стой, ямщик!
  7. Всю от моря тебя и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь.
  8. Спой, сестра, утешь меня песней старой, позабытой.
  9. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!
  10. Прекрасны вы, поля земли родной.
  11. Нивы, родимые нивы, с детства вы в сердце моем.
  12. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких я принес тебе поклон.
  13. Дробись, дробись, волна ночная, и пеной орошай брега в туманной мгле.
  14. Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.
  15. Повидайся со мной, родимая, появись легкой тенью на миг.
  16. Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружись.

17.  Что же, сероглазая, ты смеешься?        (о\)

По очереди  называют обращения.

Регулятивные: управление своей  деятельностью; контроль и коррекция.

V.Закрепление. Самооценка знаний и способов действий.

1.Тренировочные упражнения.

Слайд21.                                                       –Установите соответствие.

Устанавливают соответствие:

1.Сергей Сергеевич, это вы ли?                                                                     2. Ваше превосходительство, разрешите доложить.                 3.Пошёл, кучер!                                                                                            4. Я и не отговариваюсь, тётушка.                                                                    5. Что ж ты, молодчик,  оброка не платишь?

а) собственное имя                                                                            б) название лица по родству                                                         в) название лица по профессии                                                      г) название лица по возрасту                                                                  д) название лица по общественному положению

Коммуникативные:умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: управление своей  деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Познавательные: умение преобразовыватьинформацию из одного вида в другой;

2. Слайд22. Поставьте глаголы в повелительном наклонении:

 Дети берегут природу.                                                                           Стихают ветры, успокаиваются  бури.  

Выполняют задание.

Дети, берегите природу.                                   Стихайте, ветры, успокаивайтесь, бури.

Выполняют самопроверку по сдайду.

3. Слайд23,24.

Построить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

Алеша познакомился с игроками команды.

Занятия кружка Марья Петровна назначит на среду.

Отъезжающие в зимний лагерь отдыха возьмут с собой тёплые вещи.

Выполняют задание, осуществляют самопроверку – слайд 24.

 

4.Слайд 25. Учитель предлагаетвниманию уч-ся рисунки

Устно подбирают обращение к каждому из них.

5. Слайд 26. Напишите 20 обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными.                              Например:  бабулечка.

Проговаривают по цепочке.

6. Слайд 27. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие – в неофициальной речи.

Записывают  варианты имени, несколько человек приводят свои примеры, учащиеся дополняют.

VI.Контроль усвоения. Коррекция знаний и способов действий.

 Самостоятельная  работа по карточке.

Задание: Расставить знаки препинания.

  1. Друзья мои я молод был.
  2.          Мой сын родной  Прильни к земле скорей, услышь слезами залитое слово.
  3. Унылая пора Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса!
  4. Мой друг под проливным дождем, под синим азиатским небом мы начинаем свой подъем, необходимый нам обоим.
  5. Играйте же дети растите на воле, на то вам и красное детство дано.
  6. Ты зовешь меня моя подруга погрустить у сонных берегов.
  7. Взгляни молодица смелее, каков воевода Мороз.
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила читатель дорогой красою тихою, блистающей смиренно.
  9. Ты не пой соловей под моим окном.
  10. Ты ветер утренним дыханьем счастливый парус напрягай.
  11. Вот молодой юноша учитесь у старших.
  12. Пой баян чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля.
  13. До свиданья, до свиданья журавли!
  14. Чем-то вас мне попотчевать старцы честные?
  15. Приди ко мне любезный друг.
  16. Здравствуй красавица Волга! С детства я полюбил тебя.

  Выполняют задание по карточке.

Работают на листочках, подписывают и сдают.

Регулятивные: контроль и коррекция

Познавательные владение анализом и синтезом.

VII.Информация о домашнем задании.

Слайд 28.Домашнее задание:

                          §32  № 358

Записывают домашнее задан6ие, задают вопросы по его выполнению.

Личностные: самодисциплинирование.

VIII. Рефлексия.

 Сегодня на уроке                                                                      - я узнал…                                                                  - познакомился…                                                  - я научился…                                                            - я повторил…                

Подводят итоги урока, проводят рефлексию.

Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности.

 

 



Предварительный просмотр:

Учитель:  Кушнарева Татьяна Алексеевна                                                                                                                                                  Класс:  8 _                                                                                                                                                                                                              Предмет: русский язык                                                                                                                                                                                         УМК: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова                                                                                                                             Тема урока: Обращения        

    Цели урока: образовательные: 

  • систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении;
  • познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания);
  • находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

                     развивающие:

  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая  звательную интонацию;

              воспитательные: 

  • воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда;
  • воспитывать любовь к родному языку, культуре.

       Тип урока : усвоение новых знаний.

     Форма урока:  урок- презентация.

     Оборудование урока:

  • ПК,
  • интерактивная доска,
  • презентация. 

 Ход урока

Этап          урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организацион          ный этап  

Проверка наличия обучающихся на уроке.

Отвечают на приветствие учителя, включаются в рабочий ритм.

Личностные: проявление уважения к учителю и сверстникам.

 II. Мотивация учебной деятельности.  Сообщение темы, целей урока.

Слайд1,2. Посмотрите на тему и эпиграф к уроку. Вспомните, что нам известно об обращении.

 Обсудите в парах и сформулируйте   задачи и проблему урока.

Работают в парах, анализируют, формулируют тему, цели, задачи урока.

 .

Познавательные: выполнение логических действий.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему и проблему урока; целеполагание.  

III. Первичное усвоение новых знаний.

Восприятие и осмысления учащимися нового материала.

 

1.Давайте прослушаем сообщения ребят, расширим своё представление об обращении.  

Учитель создаёт эмоциональный настрой на работу.

2.Проанализируем результаты исследований, проведенных к уроку.

Учитель побуждает уч-ся к высказыванию своего мнения.  

1. Сообщения подготовленных учащихся.

1.Обращение в русском языке (слайды 3-7).

2.Знаки препинания при обращении(слайды 8-10).

3. Богатство видов обращений (слайды 11-13).

4. Экспрессивная функция обращений (слайды 15-16).  

5. ТЫ и ВЫ (слайды 17-20).    По ходу сообщений уч-ся заполняют памятки, чертят схемы расстановки знаков препинания.

Обращение

  • Обращение помогает        _________________
  • Назначение обращений        _________________
  • В древнерусском языке обращения выражались с                     помощью___________ падежа.
  • В современном русском языке для обращения используют__________________.
  • В роли обращения обычно выступает        
  • Графически обращение обозначается         
  • Обращения бывают        и______        
  • Обращение может находиться        предложения.
  • Обращение пунктуационно выделяется        
  • Междометие о от обращения        
  • В предложении обращение         является          _

2.Уч-ся сообщают результаты своих исследований (обращения учителя к ученикам, учеников к учителю, учеников между собой), анализируют их.

Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; оценивать качества своей и общей учебной деятельности.

Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения, работа с информацией;  

Регулятивные: умение структурировать знания;умение оценивать   работу, инициативность и самостоятельность.

       

 

IV. Первичное проверка понимания.

Поэтическая страничка.  

Читает предложения.

  1. Синие горы Кавказа, приветствую вас!
  2. В разведку меня, дяденька, будут брать?
  3. Звезда печальная, вечерняя звезда\ Твой луч осеребрит увядшие равнины, и дремлющий залив, черных скал вершины.
  4. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.
  5. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
  6. Стой, ямщик!
  7. Всю от моря тебя и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь.
  8. Спой, сестра, утешь меня песней старой, позабытой.
  9. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!
  10. Прекрасны вы, поля земли родной.
  11. Нивы, родимые нивы, с детства вы в сердце моем.
  12. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких я принес тебе поклон.
  13. Дробись, дробись, волна ночная, и пеной орошай брега в туманной мгле.
  14. Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.
  15. Повидайся со мной, родимая, появись легкой тенью на миг.
  16. Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружись.

17.  Что же, сероглазая, ты смеешься?        (о\)

По очереди  называют обращения.

Регулятивные: управление своей  деятельностью; контроль и коррекция.

V.Закрепление. Самооценка знаний и способов действий.

1.Тренировочные упражнения.

Слайд21.                                                       –Установите соответствие.

Устанавливают соответствие:

1.Сергей Сергеевич, это вы ли?                                                                     2. Ваше превосходительство, разрешите доложить.                 3.Пошёл, кучер!                                                                                            4. Я и не отговариваюсь, тётушка.                                                                    5. Что ж ты, молодчик,  оброка не платишь?

а) собственное имя                                                                            б) название лица по родству                                                         в) название лица по профессии                                                      г) название лица по возрасту                                                                  д) название лица по общественному положению

Коммуникативные:умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: управление своей  деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Познавательные: умение преобразовыватьинформацию из одного вида в другой;

2. Слайд22. Поставьте глаголы в повелительном наклонении:

 Дети берегут природу.                                                                           Стихают ветры, успокаиваются  бури.  

Выполняют задание.

Дети, берегите природу.                                   Стихайте, ветры, успокаивайтесь, бури.

Выполняют самопроверку по сдайду.

3. Слайд23,24.

Построить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

Алеша познакомился с игроками команды.

Занятия кружка Марья Петровна назначит на среду.

Отъезжающие в зимний лагерь отдыха возьмут с собой тёплые вещи.

Выполняют задание, осуществляют самопроверку – слайд 24.

 

4.Слайд 25. Учитель предлагаетвниманию уч-ся рисунки

Устно подбирают обращение к каждому из них.

5. Слайд 26. Напишите 20 обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными.                              Например:  бабулечка.

Проговаривают по цепочке.

6. Слайд 27. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие – в неофициальной речи.

Записывают  варианты имени, несколько человек приводят свои примеры, учащиеся дополняют.

VI.Контроль усвоения. Коррекция знаний и способов действий.

 Самостоятельная  работа по карточке.

Задание: Расставить знаки препинания.

  1. Друзья мои я молод был.
  2.          Мой сын родной  Прильни к земле скорей, услышь слезами залитое слово.
  3. Унылая пора Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса!
  4. Мой друг под проливным дождем, под синим азиатским небом мы начинаем свой подъем, необходимый нам обоим.
  5. Играйте же дети растите на воле, на то вам и красное детство дано.
  6. Ты зовешь меня моя подруга погрустить у сонных берегов.
  7. Взгляни молодица смелее, каков воевода Мороз.
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила читатель дорогой красою тихою, блистающей смиренно.
  9. Ты не пой соловей под моим окном.
  10. Ты ветер утренним дыханьем счастливый парус напрягай.
  11. Вот молодой юноша учитесь у старших.
  12. Пой баян чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля.
  13. До свиданья, до свиданья журавли!
  14. Чем-то вас мне попотчевать старцы честные?
  15. Приди ко мне любезный друг.
  16. Здравствуй красавица Волга! С детства я полюбил тебя.

  Выполняют задание по карточке.

Работают на листочках, подписывают и сдают.

Регулятивные: контроль и коррекция

Познавательные владение анализом и синтезом.

VII.Информация о домашнем задании.

Слайд 28.Домашнее задание:

                          §32  № 358

Записывают домашнее задан6ие, задают вопросы по его выполнению.

Личностные: самодисциплинирование.

VIII. Рефлексия.

 Сегодня на уроке                                                                      - я узнал…                                                                  - познакомился…                                                  - я научился…                                                            - я повторил…                

Подводят итоги урока, проводят рефлексию.

Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.

Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....