Рабочая программа "На пути к ОГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Киреева Ольга Юрьевна

Рабочая программа элективного курса "На пути к ОГЭ по русскому языку"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_na_puti_k_oge_po_russkomu_yazyku.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

факультатива по русскому языку

для 8 класса

 «На пути к ОГЭ по русскому языку»

Составитель: Калинкина Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса для 8 класса «Шаг за шагом к ОГЭ»составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
  • Учебного плана МОУ «СОШ №40» города Смоленска на 2017–2018 учебный год.

Рабочая программа составлена с учетом следующего распределения учебных часов, согласно учебному плану школы – 17 ч.  (1 час в неделю, второе полугодие).

Цель: Обеспечить условия для успешного освоения обучающимися трудных случаев орфоэпии, орфографии, лексикологии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций обучающихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний.
  2. Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности.
  3. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
  4. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Актуальность

Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершению основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Кроме того, факультативный курс направлен на организацию систематической работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Общая характеристика курса.

Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам подготовки учащихся к ОГЭ. Факультативный курс рассчитан на учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.

Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ. На занятиях курса предусматриваютсятеоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности). Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ. Первая часть работы ОГЭ в 8 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

•        умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

•        умение адекватно воспринимать авторский замысел;

•        умение вычленять главное в информации;

•        умение сокращать текст разными способами;

•        умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

•        умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всегонаучить понимать, что любой текст содержитглавную и второстепенную информацию. Главная информация – тосодержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научитьвоспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом.В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированногократкого ответа; – задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональнойдеятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументациидоказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровнюразвития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

-применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;

-строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;

-вычленять главное в информации;

-сокращать текст разными способами;

-правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

-грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

 - работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку заданияи вникать в её смысл.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

Готовимся к написанию сжатого изложения

11

Введение. Рекомендации по подготовке к ОГЭ.Критерии оценки выполнения заданий.

22

Сжатое изложение. Способы сжатия текста. Микротема. Абзацное членение текста.

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения.

33

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1).

44

Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста (15.2).

55

Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова (15.3).

Тестовые задания и алгоритм их решения

46

Задание 2.Смысловой анализ текста.

17

Задание 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

18

Задание 4. Правописание приставок.

19

Задание 5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов

110

Задание 6. Лексика и фразеология

111

Задание 7. Виды подчинительной связи в словосочетании

112

Задание 8, 11 Грамматическая основа. Способы выражения главных членов предложения

113

Задание 9, 10. Обособленные члены предложения. Обращения и вводные слова.

114

Задание 12-14. Сложные предложения.

115

Специфика государственного выпускного экзамена по русскому языку (устная форма)

116

Специфика государственного выпускного экзамена по русскому языку (устная форма)

117

Специфика государственного выпускного экзамена по русскому языку (устная форма)

Список используемой литературы

1. ОГЭ. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. \
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2018. – 208 стр.

2. ОГЭ 2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П.  

3. http://www.fipi.ru/

4. https://weburok.com/2466015/

Дидактический материал.

 Методика обучения написанию сжатого изложении

1) Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1.   Определите тему текста (о чем текст?).

2.  Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3.    Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

4.   Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

2)  Рекомендации по написанию сжатого изложения 

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

3)  Приёмы сжатия текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

        

Средства выразительности речи

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Аллегория

лекс.

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен Царскосельский сад,
Где 
льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)   (А. Пушкин)

Аллитерация

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В 
шёлковом шелесте снежного шума...   (С.Есенин)

Анафора

синт.

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга, Добротой согревайте.
Берегите друг друга, Обижать не давайте.       (О.Высотская)

Антитеза

синт.

Сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления

"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Ассонанс

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей земле
Во вс
е пределы.
Св
еча горела на столе,
Св
еча горела...                     (Б.Пастернак)

Гипербола

лекс.

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация

синт.

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.     (Н.Заболоцкий)

Именительный темы

синт.

Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия

синт.

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)

Ирония

лекс.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

                   Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел 
бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)

Композиционный стык

синт.

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)

Лексический повтор

лекс.

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота

лекс.

Художественное преуменьшение

"мальчик с пальчик"

Метафора

лекс.

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия

лекс.

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам 
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие

синт.

Намеренное использование повторяющегося союза

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.  (В.Инбер)

Окказионализмы

лекс.

Индивидуальные авторские словообразования

...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусскойобразованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон

синт.

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение

лекс.

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль, 
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

Парцелляция

синт.

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз

лекс.

Замена слова (словосочетания) описательным оборотом

"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

синт.

Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов) 

Ряды, парное соединение однородных членов

синт.

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

...Удивительное сочетание простоты и сложности,прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)

Сарказм

лекс.

Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха

лекс.

Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм

синт.

Сходное, параллельное построение фраз, строк

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение

лекс.

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.   (А.Твардовский)

Умолчание

синт.

Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)

Эллипсис

синт.

Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет

лекс.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, 
чудно смешанный шум...  (Н.Некрасов)

Эпифора

синт.

Одинаковая концовка нескольких предложений

Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано 
зиму провожати.

Просторе́чия — слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами[1]. Просторечие свойственно малообразованным носителям языка, оно явно отклоняется от существующих литературных языковых норм.

Слово "просторечие" говорит само за себя - подобные слова используются в разговорной речи, причём чаще всего их употребляют люди далёкие от литературного языка.

Вот примеры:

1) "Езжай" вместо "Поезжай"

2) РожаМорда вместо "Лицо"

3) "Щас" вместо "Сейчас"

4) "Опосля" вместо "После"

5) "Вчерась" вместо "Вчера"

Пример целой группы слов-просторечий - молодёжный сленг. Например, "препод", "родаки", "туса", "хавка" и т.д.

Стоит также отметить что просторечия могут появляться из-за неправильной постановки ударения, неправильного образования слов, из-за склонения несклоняемых существительных, неправильного употребления местоимений, упрощения структуры слов (путём отбрасывания каких-либо букв)...

Но при этом, подобные слова могут использоваться и в литературной речи, для придания высказыванию специального смысла - вызывающего и довольно грубого.

Например, отрывок из стихотворения Маяковского:

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/6801100/07f7f0ad7ff3a02641b92907763a2c64.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса по проблеме «На пути к ОГЭ» 1 час в неделю (в год 34 часа)

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «На пути к ОГЭ» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного обр...

Рабочая программа курсак по выбору по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...

Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»

Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...