Технологическая карта"Лингвистический КВН"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Пересторонина Ольга Павловна

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Пересторонина Ольга Павловна

Класс: 6.

Учебно-методический комплекс по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Тема: Повторение изученного материала по разделу «Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное».

Тип урока: урок общеметодологической  направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания материала по разделу «Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное».

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов данного раздела.

Форма урока: лингвистический КВН

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologich_karta_6.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Пересторонина Ольга Павловна

Класс: 6.

Учебно-методический комплекс по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Тема: Повторение изученного материала по разделу «Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное».

Тип урока: урок общеметодологической  направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания материала по разделу «Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное».

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов данного раздела.

Форма урока: лингвистический КВН

Оборудование: мультимедиа, презентация, индивидуальные карточки-задания.

Технологии: технология сотрудничества, технология проектной деятельности.

Формы работы: индивидуальная, парная,  фронтальная, групповая.

Планируемые результаты. 

  • Предметные результаты:

Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. Освоение базовых понятий по теме «Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное».Овладение основными нормами русского литературного языка, использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Осознание эстетической функции русского языка.

  • Метапредметные результаты:

Коммуникативные: Владеть диалогической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

управление поведением партнёра и себя, планирование сотрудничества со сверстниками. Строить связное монологическое высказывание.

 Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.  Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Регулятивные: Целеполагание и регуляция своей деятельности. Прогнозирование. Взаимопомощь, осуществление взаимногоконтроля.

  • Личностные результаты:  Возможность чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию. Формирование ответственного отношения к учению, познавательных интересов, учебных мотивов; Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности,  формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Оргмомент. Постановка цели урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Стимулирование мотивации на занятие.

(Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН).

Мы начинаем КВН!
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята!

Дорогие друзья! Сегодняшняя игра в Клубе весёлых и находчивых лингвистов выявит знатоков изученного нами раздела «Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное».

Итак. Начинаем! Начинаем наш любимый КВН!

Ожидаем, ожидаем жарких схваток, ярких сцен!

 Жюри, как видите, у нас достойно уваженья!

Им приходилось - и не раз -оценивать сраженья! 

(Представление жюри)

Жюри мы доверяем- судьбу команд вручаем!

Порядок проведения игры представлен на слайде:

1. Приветствие (название, девиз, эмблема)-3 балла.

2. Разминка команд – 7 баллов.

3. Конкурс «Морфологический» - 8 баллов (по количеству слов).

4. Конкурс «Лексический»-2 балла.

5.Конкурс «Орфоэпический»- 3 балла.

6. Конкурс «Словообразовательный»- 4 балла.

7. Конкурс «Синтаксический» -3 балла.

8. Конкурс капитанов - 4 балла.

9. Конкурс «Признание в любви русскому языку» – 4 балл.

10. Домашнее задание  «Наше творчество»-5 баллов.

11. Будущие студенты – 3 балла.

12. Конкурс   «Черный ящик»- 9 балла.

Максимальное количество баллов- 55

Ведущий.

Клуб веселых, клуб задорных,

Клуб находчивых ребят,

Три команды наших сборных

Начинают свой парад!

Учащиеся приветствуют учителя.

Коммуникативные: управление поведением партнёра и себя, планирование сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные: целеполагание и регуляция своей деятельности.

Прогнозирование.

Личностные результаты:

 развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности.

II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания - конкурс «Приветствие).

1. И начнём мы нашу игру с традиционного конкурса «Приветствие».

 

Учащиеся распределены на 3  команды.

 Домашним заданием к данному уроку было подготовить приветствие:

  • название команды
  • девиз, эмблема.
  • Учащиеся представляют свои команды.

Коммуникативные:

Владеть диалогической речью.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Самостоятельное использование полученных знаний.

 

2.Следующий конкурс - разминка «Знаешь ли ты?»

1. Как называется раздел языкознания, который изучает слово как часть речи?

2.Что за часть речи?             

Определяю я предметы

 Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

 Меня вам надо знать, беречь.

3.Часть речи, обозначает признак предмета, называется……

4.Вставьте  слово (кто быстрей):

1.Он слон – она слониха,

Он лось – она лосиха,

Он кот – она …

Ну, конечно, это кошка!

Ну ошиблись вы немножко.

Так сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас!

2. Он морж – она моржиха,

Он заяц – она зайчиха,

Он бык – она ….

Ну, конечно же, корова,

3.Он лев, она львица,

Он волк – она волчица,

Он кенгуру – она …

Ну, конечно, кенгуру,

Продолжаем мы игру!

4.Можно ли у существительных НЕРЯХА, СОНЯ, ПЛАКСА определить род? (нет – это сущ. общего рода)

А как вы, ребята, определяете род существительных, мы сейчас узнаем.

3. Морфологический. Определи род!

К данным несклоняемым словам подобрать имена прилагательные, определив их род, записать.

Пенальти ( ср.), какаду(муж.), кольраби (жен), пенсне (сред.), МХАТ (муж), Миссисипи (жен), трюмо(сред), ЕГЭ (мужской).

Внимание! Внимание!
Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание!
Скучающих сейчас быть не должно-
Помните: “Один за всех, и все за одного!”

4. Конкурс «Лексический» (замените синонимами слова иноязычного происхождения) по рядам:

1. Аплодисменты — рукоплескания
Аргумент — довод  

2.Габариты — размеры
Гармонический — всесторонний

3. Диалог — собеседование                    Дискомфорт — неудобство

5. Конкурс «Орфоэпический».

  1. Прочитай слова,  правильно поставив ударение:

1. христианин, километр, щавель.

2.алфавит, каучук, туфля.

3.процент, досуг, банты.

6.Конкурс «Словообразовательный»

Первое – предлог.

Второе – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом. (Задача)

  • В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом - по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

  • Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

  • Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)

7. Конкурс «Синтаксический»

Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда.

Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены данного предложения.

           Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что слово дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача ещё маленький, отец привёл его на каток.

8. Конкурс капитанов

От данных слов образуйте форму множественного числа

Рука-яблоко-виноград-доктор-

Метро-море-клей-нога-

Мука-сон-шоколад-ружье-

9. Признание в любви русскому языку.

10. Домашнее задание  «Наше творчество».

11.Будущие студенты.

Произвести морфолого-синтаксический разбор предложения профессора Льва Щербы, которое он придумал для своих студентов:

Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка.

12. Конкурс   «Черный ящик»

В ящике - яблоко, хлеб, игла. Учитель читает по одной подсказке- лексическое значение этих слов. Если сразу отгадывают, то получают 3 балла, если с одной подсказкой – 2 балла, с двумя подсказками – 1 балл.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть. Оно  никогда не падает далеко от дерева. (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в сухой скошенной траве. А тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Смерть Кащея Бессмертного находится на её конце.  (игла)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащийся записывает словосочетания, определяя и учитывая род имён прилагательных.

Учащиеся определяют лексическое значение слов.

Учащиеся читают слова, соблюдая орфоэпические нормы.

Учащиеся определяют зашифрованные слова.

Учащиеся отвечают на вопрос, учитывая согласование главных членов предложения.

Капитаны команд называют слова, образовав форму множественного числа имён существительных.

Команды представляют проектные работы.

Учащийся производит морфолого-синтаксический разбор предложения профессора Льва Щербы.

Учащиеся определяют предмет, основываясь на  лексическом значении.

Коммуникативные:

Строить связное монологическое высказывание.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

Регулятивные:

Искать пути решения проблемы.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные результаты:

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

 Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.

IV. Рефлексия (Итог урока).

Уважаемые игроки! Игра прошла успешно, пока жюри подводит итоги, прошу команды соотнести итоги сегодняшнего урока с высказыванием известного мыслителя.

  1. «Невозможно всё знать» Гораций.
  2. «Я знаю немного, но то, что знаю, -знаю в совершенстве». Абу-л-Фарадж
  3. «Как приятно знать, что ты что-то узнал!» Мольер.

Команды выбирают высказывание, наиболее подходящее для них и обосновывают свой выбор.

Регулятивные:

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Определять степень успешности работы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Итоги

.

 Звучит финальная «тема» мелодии КВН.

Ребята, давайте похлопаем нашим участникам КВНа.

Всем спасибо за участье,

За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...