Технологическая карта урока "Стилистическая окраска фразеологизмов". УМК А.Д.Шмелева, 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, был проведен в рамках районного семинара ЗДУВР на базе МБОУ Яснинская СОШ №2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istomina_m.a._stilist._okraska_frazeologizmov._6_kl.rar | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 67 Стилистическая окраска фразеологизмов Дата: __________
Цели: в результате изучения данной темы: 1) ученик усвоит стилистические свойства фразеологизмов и будет использовать их в соответствии со стилем речи;
2) ученик получит возможность для развития исследовательских навыков и навыка использования интерактивных средств.
Задачи: формировать навык определения стилистической окраски фразеологизмов и употребления их в разных стилях речи;
совершенствовать умение составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её;
развивать умение работать в группах, парах;
развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;
воспитывать чувство ответственности по отношению к языку.
Автор УМК: Шмелёв Д.А.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, авторская презентация, раздаточный материал, иллюстрации к фразеологизмам, магниты с именами учащихся (стикеры).
Планируемые результаты (на уровне УУД):
Метапредметные результаты
Личностные УУД. Самоопределение. Самооценка, взаимооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Регулятивные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Прогнозирование. Выделение и осознание усвоенного. Умение сверять результаты своей работы с эталоном, корректировать свой ответ с опорой на эталон. Волевая регуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные
Умение выражать свои мысли. Умение слушать друг друга. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные
Анализ объектов с целью выделения признаков (логические). Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (моделирование). Действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (общеучебные). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Рефлексия.
Предметные
Знание понятия «стилистическая окраска фразеологизмов», соблюдение условий употребления фразеологизмов в зависимости от стилистической окрашенности фразеологизма и речевой ситуации
Технологическая карта урока
Этап | Задачи деятельности учителя. Деятельность учителя | Задачи деятельности учащихся. Деятельность учащихся | Планируемые результаты (на уровне УУД) | Примечание |
Мотивация к деятельности | Задача: включение учащихсяв деловой ритм урока. 1. Приветствие учащихся и гостей. 2. По следам домашнего задания: решение лингвистической задачи. - Начнём урок с проверки того, как вы решили лингвистическую задачу (см.упр.60, с.252). Вы сравнили предложения в двух группах и объяснили, в каком из них используется обычное, свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм.
Какой вывод вы сделали? (В свободном словосочетании слова являются разными членами предложения. В отличие от него фразеологизм является одним членом предложения) Вопрос классу: - Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов, употреблять их в речи). | Задача: включение в работу на уроке; демонстрация умения выражать свои мысли в соответствии с условием задания. Объясняют, почему одни и те же слова являются разными членами предложения. Объясняют практическую значимость изучения темы «Фразеологизмы». | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) Умение выражать свои мысли (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (Познават.: логические) | |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?). | Актуализация и пробное учебное действие. Задача: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Интрига (слайд 1) - Я предлагаю вам составить бином, в котором одно слово уже известно (оно звучало много раз) – фразеологизм, а второе надо найти самим по аналогии: Картон – тонна – фонарь Пасти - ……….. – полька (это слово стиль). - Какой получился бином? Стиль и фразеологизм. - Какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте проблемный вопрос. (как связаны стиль и фразеологизм? зависит ли выбор фразеологизма от стиля речи?) - Рассмотрим такие предложения (слайд 2): А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него. Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с детьми, поэтому оказалась за кадром. В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой. - Всё ли здесь верно сформулировано? Что вызвало затруднение? - Тема урока? Над чем сегодня надо поработать? (Слайд 3) - Какую цель вы поставите перед собой? А вот моя цель: совершенствовать умение учащихся уместно употреблять фразеологизмы в разных стилях речи. (Слайд 4) - Совпали наши цели? - Как вы назовёте наш урок? Запись темы урока. | Задача: планирование учебного сотрудничества, демонстрация умения выражать свои мысли в соответствии с условием задания. Составляют бином – формулируют проблему урока – формулируют тему урока – ставят цель – сравнивают свою цель с целью учителя. Запись темы урока в тетрадях. | Поиск закономерностей Планирование учебного сотрудничества (Р), умение выражать свои мысли, умение слушать друг друга (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (Познават.: логические) | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
Изучение нового - самостоятельная исследовательская работа Цель этапа: усвоение учащимися правил работы с фразеологизмами для определения их стилистических свойств | Задача: организовать самостоятельную работу по изучению нового. Самостоятельное изучение теории (страница 251)
рассказ по цепочке о: а) стилистически нейтральных фразеологизмах; б) книжных фразеологизмах; в) разговорных фразеологизмах; г) эмоциональной оценочности фразеологизмов. | Задача: на основе изучения теории учебника сделать вывод о классификации фразеологизмов по стилистической окраске. Самостоятельно исследуют теорию – в качестве вывода составляют опорную схему «Фразеологизмы по стилистической окраске» - сверяют с эталоном на слайде самостоятельно работавшего учащегося. | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Умение сверять результаты своей работы с эталоном, корректировать свой ответ с опорой на эталон (Р) Умение слушать друг друга (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (Познават.: логические). Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование доказательство (Познават.: моделирование) | Слайд 5 |
Этап применения знаний Цель этапа: контроль усвоения учащимися правил работы с фразеологизмами для определения их стилистических свойств | Задача: организация деятельности учащихся по применению полученных знаний. Упр.63 «Подбери слово», задание по рядам. Упр. 62 работа в парах (карточки) по заданию учебника: «Соотнеси фразеологизмы-синонимы». Запиши, к разг. или нейтральн. относятся фразеологизмы каждой группы (1 – нейтр., 2 – разг.). Проверка по эталону (слайд 6: 1 – 6 2 – 8 3 – 1 4 – 5 5 – 3 6 – 7 7 – 4 8 - 2) Сообщение учащегося о работе над проектом «Занимательная фразеология»: выставка иллюстраций. Работа в группах (4 по 4): Упр. 64: задание 1 «Вспомни фразеологизм»; задание 2. Придумайте свой вопрос для игры, задайте его товарищам. Упр. 65: 1 задача – 1,3 группы (д)ум); 2 задача – 2, 4 группы (б)мозги). Слайды 7, 8 | Задача: развивать практические навыки употребления фразеологизмов | Выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Действие по аналогии (Познават.: общеучебные) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (Познават.: общеучебные) Самоопределение (Л) | Физкультминутка «Найди свою половинку»:
Учащиеся садятся за парты «половинка с половинкой». Задание учителя: 1) встаньте, у кого фразеологизмы книжные, произнесите свои сочетания. Сядьте; 2) Работают аналогично. - Вернитесь по местам. Выполнение подобных заданий, когда дети остаются «в теме», но при этом двигаются – это и динамическая пауза, и интересное предметное задание. |
Этап контроля Цель: оценить (предметные) результаты работы по теме урока | Задача: организовать оценочную деятельность учащихся.
| Задача: выполнить задания, письменно продемонстрировать свои умения по теме; провести взаимооценку. Выполняют контрольные задания, осуществляют взаимопроверку по ключу. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) Самооценка, взаимооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) | Слайды 9 – 19 Слайд 20 |
Домашнее задание | Задача: разъяснить задание на дом. Комментирует задание, позволяя уч-ся определиться с уровнем сложности работы (слайд 21). - На выбор: 1) упр. 61 письменно, 2) сочинить небольшой текст с использованием фразеологизмов. Всем выполнить упр. 66 – устно, по заданию к тексту. | Задача: понять задание на дом. Задают вопросы, познакомившись с заданием. | Самоопределение (Л) Планирование (Р) | Слайд 21 |
Рефлексия Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса. | Задача: организовать оценочную деятельность учащихся для подведения итогов урока Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
На слайде (№ 22) фразеологизмы: Семи пядей во лбу Сесть в калошу Ума палата Принимать к сведению Пропускать мимо ушей С тяжёлым сердцем Сесть в лужу На славу - Оцените свою работу на уроке, прикрепив стикеры к выбранному вами фразеологизму. 2. Интеллектуальная: шкала Галины Цукерман (слайд 23) Заключительные слова учителя: «Спасибо за урок!» | Задача: оценить собственную деятельность на уроке, деятельность товарищей; ответить на вопрос «Достигнута ли цель урока?» Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) | Слайд 22 Слайд 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе
открытый урок по теме "День рождение" по учебнику Азаровой "Millie 3". задания расчитаны на интерактивную доску , а также на разный уровень подготовки ребят. Надеюсь пригодиться в работе....
Технологическая карта по теме " Кислоты и их свойства" 8 класс
Ф.И.О. учителя: Погонялина О.В. Класс: 8 Дата:___________________ . Предмет: химия Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.Технологическая карта с использование ЭОР Тема урока...
Методика использование технологической карты в изучении географического положения материков в 7 классе
Использование технологической карты на уроках географии в 7 классе при изучении темы " Географическое положение материка" намного оживляет и ускоряет учебный процесс.Она помогает управлять позна...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...
Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".
Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цели урока: 1.Образовательные: повторить и обобщить пройденное по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...