Технологическая карта урока "Стилистическая окраска фразеологизмов". УМК А.Д.Шмелева, 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Марина Алексеевна Истомина

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, был проведен в рамках районного семинара ЗДУВР на базе МБОУ Яснинская СОШ №2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istomina_m.a._stilist._okraska_frazeologizmov._6_kl.rar2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 67 Стилистическая окраска фразеологизмов                                                                                                                                       Дата: __________                                                                                                                                                     

Цели: в результате изучения данной темы: 1) ученик усвоит  стилистические свойства фразеологизмов и будет использовать их  в соответствии со стилем речи;

2) ученик получит возможность  для развития  исследовательских навыков и навыка использования интерактивных средств.

Задачи: формировать навык определения стилистической окраски фразеологизмов и употребления их в разных стилях речи;

совершенствовать умение  составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать      информацию и обрабатывать её; 

развивать умение работать в группах, парах;

развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;

воспитывать  чувство ответственности по отношению к языку.

Автор УМК: Шмелёв Д.А.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, авторская презентация, раздаточный материал, иллюстрации к фразеологизмам, магниты с именами учащихся (стикеры).

Планируемые результаты (на уровне УУД):

Метапредметные результаты

Личностные УУД. Самоопределение. Самооценка, взаимооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Регулятивные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Прогнозирование. Выделение и осознание усвоенного. Умение сверять результаты своей работы с эталоном, корректировать свой ответ с опорой на эталон. Волевая регуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные

Умение выражать свои  мысли. Умение слушать друг друга. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков (логические). Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (моделирование). Действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (общеучебные). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Рефлексия.

 Предметные

Знание понятия «стилистическая окраска фразеологизмов», соблюдение условий употребления фразеологизмов в зависимости от стилистической окрашенности фразеологизма и речевой ситуации

Технологическая карта урока

Этап

Задачи деятельности учителя. Деятельность учителя

Задачи деятельности учащихся. Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(на уровне УУД)

Примечание

Мотивация к деятельности

Задача: включение учащихсяв  деловой  ритм урока.

1. Приветствие учащихся и гостей.

2. По следам домашнего задания: решение лингвистической задачи.

- Начнём урок с проверки того, как вы решили лингвистическую задачу (см.упр.60, с.252).  

Вы сравнили предложения в двух группах и объяснили, в каком из них используется обычное, свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм.

  1. С его помощью мои дела скоро пошли в гору. Автомобиль мы оставили на стоянке, а сами пошли в гору к источнику.
  2. Шар катился по наклонной плоскости. Поговори с другом, ведь он катится по наклонной плоскости.

Какой вывод вы сделали? (В свободном словосочетании слова являются разными членами предложения. В отличие от него  фразеологизм является одним членом предложения)

Вопрос классу:

- Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов, употреблять их в речи).

Задача: включение в работу на уроке; демонстрация умения выражать свои  мысли в соответствии с условием задания.

Объясняют, почему одни и те же слова являются разными членами  предложения.

Объясняют практическую значимость изучения темы «Фразеологизмы».

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р)

Умение выражать свои  мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (Познават.: логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?).

Актуализация и пробное учебное действие. Задача: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Интрига (слайд 1)

- Я предлагаю вам составить бином, в котором одно слово уже известно (оно звучало много раз) – фразеологизм, а второе надо найти самим по аналогии:

Картон – тонна – фонарь

Пасти -  ……….. – полька  (это слово стиль).

- Какой получился бином? Стиль и фразеологизм.  

- Какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте проблемный вопрос.

(как связаны стиль и фразеологизм? зависит ли выбор фразеологизма от стиля речи?)

- Рассмотрим такие предложения (слайд 2):

А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него.

Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с  детьми, поэтому оказалась за кадром.

В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой.

- Всё ли здесь верно сформулировано?

Что вызвало затруднение?

- Тема урока? Над чем сегодня надо поработать? (Слайд 3)

- Какую цель вы поставите перед собой?

А вот моя цель: совершенствовать умение учащихся уместно употреблять фразеологизмы в разных стилях речи. (Слайд 4)

- Совпали наши цели?

- Как вы назовёте наш урок?  Запись темы урока.

Задача: планирование учебного сотрудничества, демонстрация умения выражать свои  мысли в соответствии с условием задания.

Составляют бином – формулируют проблему урока – формулируют тему урока – ставят цель – сравнивают свою цель с целью учителя.

 Запись темы урока в тетрадях.

Поиск закономерностей

Планирование учебного сотрудничества (Р),

умение выражать свои  мысли, умение слушать друг друга (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (Познават.: логические)

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Изучение нового - самостоятельная исследовательская работа

Цель этапа: усвоение учащимися   правил работы с фразеологизмами для определения их стилистических свойств

Задача: организовать самостоятельную работу по изучению нового.

 Самостоятельное изучение теории (страница 251)

  1. Один учащийся работает самостоятельно за компьютером (слайд 5). Задание: создать слайд-эталон для проверки задания.
  2. Работа в группах -

рассказ по цепочке о:

а) стилистически нейтральных фразеологизмах;

б) книжных фразеологизмах;

в) разговорных фразеологизмах;

г) эмоциональной оценочности фразеологизмов.

Задача: на основе изучения теории учебника сделать вывод о  классификации фразеологизмов по стилистической окраске.

 Самостоятельно исследуют теорию – в качестве вывода составляют опорную схему «Фразеологизмы по стилистической  окраске» - сверяют с эталоном на слайде самостоятельно работавшего учащегося.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р) Умение сверять результаты своей работы с эталоном, корректировать свой ответ с опорой на эталон (Р)

Умение слушать друг друга (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (Познават.: логические). Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их  обоснование доказательство (Познават.: моделирование)

Слайд 5

Этап применения знаний

Цель этапа: контроль усвоения учащимися   правил работы с фразеологизмами для определения их стилистических свойств

Задача: организация деятельности учащихся по применению полученных знаний.

Упр.63 «Подбери слово», задание  по рядам.

Упр. 62 работа в парах (карточки) по заданию учебника: «Соотнеси фразеологизмы-синонимы». Запиши, к разг. или нейтральн. относятся фразеологизмы каждой группы (1 – нейтр., 2 – разг.). Проверка по эталону (слайд 6:

1 – 6

2 – 8

3 – 1

4 – 5

5 – 3

6 – 7

7 – 4

8 - 2)

Сообщение учащегося о работе над проектом «Занимательная фразеология»: выставка иллюстраций.

Работа в группах (4 по 4):

Упр. 64: задание 1 «Вспомни фразеологизм»;

задание 2. Придумайте свой вопрос для игры, задайте его товарищам.

Упр. 65:

1 задача – 1,3 группы (д)ум);

2 задача – 2, 4 группы (б)мозги).

Слайды 7, 8

Задача: развивать практические навыки употребления фразеологизмов

Выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Действие по аналогии (Познават.: общеучебные)  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (Познават.: общеучебные)

Самоопределение (Л)

Физкультминутка  «Найди свою половинку»:

  • На все руки (мастер).
  • Держать язык (за зубами).
  • Куда глаза (глядят).
  • Как ветром (сдуло).
  • Рабочая (сила).
  • Борцы (за мир).
  • Прочитал книгу (от корки до корки).
  • Материальное (благосостояние).

  Учащиеся садятся за парты «половинка с половинкой».

  Задание учителя:

1) встаньте, у кого фразеологизмы книжные, произнесите свои сочетания. Сядьте; 2) Работают аналогично.

- Вернитесь по местам.

  Выполнение подобных заданий, когда дети остаются «в теме», но при этом двигаются – это и  динамическая пауза, и интересное предметное задание.

Этап контроля

Цель: оценить (предметные) результаты работы по теме урока

Задача: организовать оценочную деятельность учащихся.

  1. Упр. 49, задание 2: прослушайте продолжение текста… Выпишите услышанные фразеологизмы, укажите их стилистическую окраску: прыснул в кулак; пряча улыбку (разг.)
  2. «Узнай знакомого»: самостоятельно запишите фразеологизмы по иллюстрациям (слайды 9 - 19) проверьте ответы друг друга по слайду № 20.
  1. Дело в шляпе.
  2. Заметать следы.
  3. Зарывать талант в землю.
  4. Брать быка за рога.
  5. Вставлять палки в колёса.
  6. Ворон считать.
  7. Лить крокодиловы слёзы.
  8. Плясать под чужую дудку.
  9.  Море по колено.
  10. 10.Хватать звёзды с небес.

Задача: выполнить задания, письменно продемонстрировать свои умения по теме; провести взаимооценку.

Выполняют контрольные задания, осуществляют взаимопроверку по ключу.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

Самооценка, взаимооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Слайды 9 – 19

Слайд 20

Домашнее задание

Задача: разъяснить  задание на дом.

  Комментирует задание, позволяя  уч-ся определиться с уровнем сложности работы (слайд 21).

- На выбор: 1) упр. 61 письменно, 2) сочинить небольшой текст с использованием фразеологизмов.

Всем выполнить упр. 66 – устно, по заданию к тексту.

Задача: понять задание на дом.

Задают вопросы, познакомившись с заданием.

Самоопределение (Л)

Планирование (Р)

Слайд 21

Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Задача: организовать оценочную деятельность учащихся для подведения итогов урока

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся.

  1. Эмоциональная.

На  слайде (№ 22) фразеологизмы:

Семи пядей во лбу

Сесть в калошу

Ума палата

Принимать к сведению

Пропускать мимо ушей

С тяжёлым сердцем

Сесть в лужу

На славу

- Оцените свою работу на уроке, прикрепив стикеры к выбранному вами фразеологизму.

2. Интеллектуальная:

шкала Галины Цукерман

(слайд 23)

Заключительные слова учителя: «Спасибо за урок!»

Задача: оценить собственную деятельность на уроке, деятельность товарищей; ответить на вопрос «Достигнута ли цель урока?»

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Слайд 22

Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе

открытый урок по теме "День рождение" по учебнику Азаровой "Millie 3". задания расчитаны на интерактивную доску , а также на разный уровень подготовки ребят. Надеюсь пригодиться в работе....

Технологическая карта по теме " Кислоты и их свойства" 8 класс

Ф.И.О. учителя: Погонялина О.В. Класс: 8 Дата:___________________ . Предмет:  химия Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.Технологическая карта с использование ЭОР Тема урока...

Методика использование технологической карты в изучении географического положения материков в 7 классе

Использование технологической карты на уроках географии в 7 классе при изучении темы " Географическое положение материка"  намного оживляет и ускоряет учебный процесс.Она помогает управлять позна...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".

Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...