Урок по теме "Повторение. Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС.
Тема: Повторение. Синтаксис и пунктуация.
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.
Тип урока: обобщение знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Организационная структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд
Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.
2. Актуализация и проблемное учебное действие.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Слайд:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И
3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное
4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз
- В итоге получилось слово - Синтаксис.
Слайд
- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.
У Я К Н А П Т И У Ц -Пунктуация
Слайд
- Запишите тему в тетради.
3 .Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Мы должны поставить перед собой определённую цель. Посмотрите на тему урока. Что же мы должны сделать на сегодняшнем уроке? (Повторить основные сведения в разделе «Синтаксис и пунктуация»)
– А с какой целью мы это будем повторять? (Чтобы уметь применять на практике)
– А эпиграфом нашего урока будет высказывание известного писателя – Константина Георгиевича Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
– Итак, мы отправляемся в путешествие в страну «Синтаксис и пунктуация».
4. Актуализация знаний
1) Кто же они – жители этой страны? Познакомимся с ними поближе, а для этого составим перепись населения.
А для этого проведем игру «Ромашка». Вы отрываете лепесток и отвечаете на вопрос.
– Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь (обращение)
– Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)
– Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетание)
– Главный член предложения, который обозначает действие подлежащего отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? (сказуемое)
– Чужая речь, переданная дословно, без изменения (прямая речь)
– Разговор двух лиц (диалог)
– Как называются эти члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство? (второстепенные)
– Как называется предложение, где есть только один главный член? (односоставное)
5. Но самыми главными жителями страны Синтаксис являются Предложения. И я думаю, вы с этим согласитесь. Какие же они эти жители, предложения, давайте им попробуем дать характеристику? А для этого давайте вспомним: какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? Дайте характеристику данным предложениям.
1. Как прекрасен язык! (Н.В. Гоголь)
2. От чего зависит самосохранение языка? (В.Г. Белинский)
3. Относитесь к родному языку бережно и любовно. (В.А. Луговской)
6. А теперь, познакомившись с жителями этой страны, давайте осмотрим её достопримечательности.
Первая остановка «Словосочетание».
- Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»
-Что такое словосочетание?
Слайд.
- На слайде даны фразы, записываем только словосочетания.
Падают листья, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, дождливая осень, у леса.
Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют.
А теперь, сверим ответы.
- Что можно составить из словосочетания? (предложения)
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
- Следующая станция, куда мы отправляемся, называется «Простое предложение»
Слайд.
7.Вторая остановка «Простое предложение».
- Что такое простое предложение?
Работа в группах.
класс делится на 2 группы.
Задание 1.
У каждой группы на парте лежат конверты.
-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.
- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.
Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания.
1 группа. Что происходит в лесу зимой?
2 группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
Слайд
правильно составленные предложения.
- Какие предложения вы составили, дайте характеристику предложений.
Один ученик из группы отвечает.
8. Остановка «Сложное предложение».
2) Запишите предложение, расставив знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу. Составьте схемы предложений.
Проводник сказал что в лесу водятся медведи.
Прошла гроза и выглянуло солнышко.
9. Одной из главных достопримечательностей этой страны является редакция газеты «Синтаксис и пунктуация».
Важное спецзадание. ( Творческая работа урока.)
Учитель: А сейчас вы будете главными редакторами. А любой редактор старается доработать текст статей своей газеты до совершенства. Вам предложен текст. (Раздаются карточки с текстом.) Доработайте его, распространите предложения, осложните однородными членами, используйте сложные предложения.
Зима. Солнце светит ярко. Снег блестит. Скачет заяц. В берлоге спит медведь. На берёзке сидят снегири.
10. В это время класс исправляет другую «типографскую» ошибку.
Учитель: Ребята, произошло такое происшествие: в типографии рассыпался шрифт. Части предложений поменялись местами. Поставьте всё на свои места.
Обращение – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены предложения – это слово, которое является общим по значению для стоящих при нём однородных членов.
Обобщающее слово – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Вывод: неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего текста и привести к ошибочному пониманию написанного.
11. - Ребята, сегодня основная работа у нас по разделам «Синтаксис. Пунктуация». Но мы не должны забывать и об еще одном важном разделе «Орфография». Что он изучает? Поиграем, ребята.
«Корректор»
В редакции газет и журналов приходят ежедневно тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, так как в них огромное количество ошибок. Одно из таких писем в наш корректорский отдел передал болгарский поэт И.Босев.
Найдём и исправим ошибки.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, памаги
Тваей плимяннице Оли,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочетать.
Попроси ево, дядя, исправить двойку
И паставит мне «пять»
(Каждому ученику даётся отпечатанный текст, где и проводится правка, кроме того, текст находится на слайде. С этим текстом работает кто-то из учеников)
12. Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан.
Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарём)
- Буль…н.
- Ра__ольник с к_лбасой.
- К_тлеты рыбные.
- П_льмени.
- Шамп_ньоны в соусе.
- К_мпот из сухофруктов.
- Коври_ка сла_кая.
- П_рожное бисквитное.
- Пиро_ки с к_ртошкой.
- З_млянич_ное мороженое.
13. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие трудности у вас появлялись на уроке? Как вы их преодолевали?
- Понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Выставление оценок
- Ребята, мне хочется надеяться, что наше путешествие было и интересным, и удачным. Вы смогли еще раз повторить все изученное в этом учебном году о первом разделе русского языка - синтаксисе и пунктуации - и открыть для себя дверь в мир знаний, где нас ждет еще не одно увлекательное путешествие. Хотелось бы, чтобы они были не менее интересными и полезными. Спасибо за урок.
Не забудем и про домашнее задание.
10. Домашнее задание (на выбор)
1. Упражнение №….. (списать, расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор.
2. Подобрать 3-4 предложения из стихотворений о зиме, записать их, выполнить синтаксический разбор одного из них. (Повышенный уровень)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" в 11 классе
Урок предназначен для 11 класса...
Методическая разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок - путешествие по теме "Синтаксис и пунктуация" разработан в соответствии со стандартами второго поколения по программе Е.А.Быстровой. В методической разработке к каждому этапу урока прописаны цел...
Повторительно - обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе (по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной
Планируемые результаты:предметные:знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные сло...
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс
Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста....
Урок по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация" по русскому языку в 5 классе.Разработка содержит конспект урока....
Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс
материал урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.
Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....