«Энантиосемия - причина двусмысленности»
статья по русскому языку на тему
Многие процессы, имеющие место в языке, являются универсальными, что обусловлено системным характером самого языка. К ним можно отнести и явление противоположности значений внутри одной языковой единицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Калина Виктория Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край
«Энантиосемия - причина двусмысленности»
«Прослушать курс лекций. Я прослушал, повторите. Слово «прослушать» в первом случае означает «выслушать внимательно», а во втором — «выслушать невнимательно». Одно слово вмещает в себя два прямо противоположных друг другу значения. Что это за явление?
Многие процессы, имеющие место в языке, являются универсальными, что обусловлено системным характером самого языка. К ним можно отнести и явление противоположности значений внутри одной языковой единицы.
Понятие противоположности (или оппозиции) отражает общий закон познания, сущность которого в раздвоении единого на взаимоисключающие противоположности и определении отношений между ними. Такие противопоставления свойственны всей системе языка. Ш. Балли утверждал, что они являются проявлением природной склонности человеческого ума.
В современных исследованиях явление противоположности значений одной языковой единицы называют «энантиосемией".
В лингвистической науке термин «энантиосемия» появился в конце 19 века благодаря профессору В. Шерцлю, — я прослушал, повторите); который полагал, что это «одно из замечательнейших и поразительнейших явлений в области семиотики». При этом исследователь однозначно признавал сложность и неоднозначность сути рассматриваемого явления и не исключал, что подобранное им слово «не вполне точно выражает суть самого явления», но он остановил свой выбор на нём, «потому что не нашёл другого, более подходящего».
Всякий объект или явление в мире имеет в своей сущности противоположные свойства или стороны, которые одновременно находятся в состоянии взаимодействия и конфронтации, что в итоге приводит к противоречию. Каждое противоречие требует разрешения, что ведет к изменению и развитию сторон этого противоречия. Взаимосвязь и борьба противоположных сил, сторон и свойств служит источником развития всех объектов мира. Проявление данного принципа в языке обнаруживается благодаря явлению энантиосемии.
Энантиосемия многогранна и до конца не изучена. То, какое значение слова будет использовано, зависит, конечно, от цели высказывания. Противоположный смысл возник, как предполагают исследователи, из-за того, что одно и то же слово употреблялось в различных сферах общения, а ещё выражение могли наделить ироническим смыслом.
Прежний разговорный русский язык слово «лихо» толковал как «горе, зло, беду». Выражение «хлебнуть лиха» по-прежнему означает «испытать много горя», а словосочетание «не поминать лихом», значит, «не вспоминать о ком-либо плохо». Соответственно звучало раньше и прилагательное «лихой» - в одном единственном неблагоприятном значении. Со временем это слово приобрело ещё одну смысловую ветвь оттенков – позитивную. Его употребляют в значениях «быстрый», «резвый», «бойкий», «удалой». Родились словосочетания «лихая песня», «лихой воин», «лихая езда», «лихое племя». Последнее означает «искусное в бою, храброе, ловкое».
Так, в результате определенных исторических преобразований значений некоторых слов и проявилась энантиосемия.
Возникает она порой и между словами из разных, но близких по корням языков. Польский язык словом uroda [урода] обозначает, представьте себе, «красоту»! Для русского человека смысл однозначен и прямо противоположен. Урод – тот, кто очень некрасив собой, просто безобразен. А на самом деле корень у данных слов один – «род, «рождать». Только русский язык ассоциирует это с «выродком, уродом». Поляки придают ему превосходный смысл того, кто уродился на славу, удался. А значит, он красивый человек, полный гармонии.
Явление энантиосемии – один из аспектов выражения видения человеком окружающей действительности, а также способ определения вербального поведения человека в зависимости от коммуникативной цели и интенций индивидуума. Будучи одним из ярких современных выразительных средств языка, энантиосемия заслуживает особого внимания и тщательного изучения в современной лингвистической науке.
Подробный анализ языкового материала позволяет выделить следующие схожие признаки этого явления в русском языке:
1) при энантиосемии мы имеем дело с одной языковой единицей (слово, морфема, фразеологическая единица, предложение и т. д.), что дает возможность отграничить это явление от омонимии и антонимии, где соотносятся две или несколько единиц. Например, слово «криминальный», если взять словосочетание «криминальная организация» - это слово имеет отрицательное значение «преступная, преступающая закон», а если взять словосочетание «криминальная полиция», то слово имеет уже другое значение
2) языковая единица, участвующая в энантиосемии (слово, морфема, сочетание слов и т. п.) обязательно должно быть многозначным. Например, слово «элита» - лучшие представители какой-нибудь части общества, другое значение слова – привилегированная верхушка какой-либо группы людей. В разных значениях разный смысл. Это особенно замечается в словосочетаниях «высокопоставленная элита» и «зазнайство элиты». В зависимости от контекста слово меняет свой смысл с положительного на отрицательный.
3) Значения в составе одной языковой единицы связаны как противоположные. Например, «демонстрация» первое значение слова «массовое шествие в знак выражения каких-либо общественно-политических настроений», другое значение слова – «действие, выражающее протест против чего-н., несогласие с чем-н., неприязнь». Таким образом, первое значение частично противопоставляется первому. Это особенно заметно в словосочетаниях «праздничная демонстрация» и «демонстрация протеста».
Все это дает основание считать, что энантиосемия — это явление, смежное с антонимией: значение слова «антонимия» в толковом словаре С.И. Ожегова отношения, существующие между словами, противоположными по значению другому. Но энантиосемия – понятие более узкое, предполагает противоположные значения одного слова.
В русском языке для всех языковых единиц выделяют два типа энантиосемии в зависимости от характера выражаемого значения: единицы с 1) предметной (или номинативной) и 2) оценочной (или эмоционально-оценочной) противоположностью значений (или предметную и оценочную энантиосемию).
В предметной энантиосемии на первый план выдвигаются те элементы значения, которые обозначают различные предметы, действия и т. п. При оценочной энантиосемии противопоставлению подвергаются оценочные и эмоциональные компоненты значения. Существенным оказывается и характер функционирования языковой единицы в речи, а также те эмоционально-оценочные оттенки смысла, которые возникают в результате нестандартного использования
Таким образом, энантиосемия показывает себя как многогранное явление, затрагивающее разные уровни языковой системы, выходя порою за рамки одного языка, развиваясь во времени и используя механизмы тропов. Изучение энантиосемии в целом направлено на постижение её природы с тем, чтобы снизить риск возникновения неопределённости как в пределах одного языка, что важно для людей, не являющихся его носителями, так и на пересечении нескольких языков, что особенно релевантно для специалистов сфер повышенной речевой ответственности, в частности для переводчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения и виды сколиоза.
Может быть использована на МО учителей физической культуры и как выступление на родительском собрании....

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».
Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

6 класс Урок: ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ Причины влияющие на
Сформировать представление учащихся об основных причинах оказывающих влияние на климат. Продолжить формировать умение работать с катами и схемами....

Причины, последствия и оценка установления диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий.
Технологическая карта к уроку по ИКС в 11 кл....

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...

Технологическая карта урока «Причины, последствия и оценка установления диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий»
Технологическая карта урока...

"Энантиосемия как явление "внутрисловной антонимии""(выступление ученицы 8 класса Релиной Маргариты на Муниципальной научно-практической конференции 2018 г-участие)
Проект рассказывает о таком малоизученном явлении, как энантиосемия, т.е противопостпвление значений внутри одного и того же слова....