№ | Название средства | Определение | Пример |
ТРОПЫ Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с целью усиления образности языка. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам в каком-либо отношении близкими. |
1 | Аллегория | - это иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. | В баснях и сказках носителями свойств человека выступают животные, явления природы: хитрость показывается в образе лисы, упрямство – в образе осла и т.д. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень» может означать «наступила старость» |
2 | Гипербола | - это образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы, значения и т.п. | Дрожало небо от грозной песни. В сто сорок солнц закат пылал. |
3 | Ирония | - это скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. | Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую (говорится о полицмейстере-взяточнике). |
4 | Каламбур | - это игра слов, шутка, основанная на многозначности или омонимии. В каламбуре одно и то же слово или выражение употребляется сразу в двух значениях - в прямом и переносном. | Любопытная, ветреная Форточка выглянула во двор: «Интересно, по ком это сохнет Простыня?» Чайник кипел от возмущения. |
5 | Литота | - это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления (преуменьшение). | Мальчик с пальчик, Мужичок с ноготок. Маковой росинки во рту не было. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. |
6 | Метафора/ развёрнутая метафора | - это вид иносказания, слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, скрытое сравнение.
- перенос понятий в развернутой метафоре осуществляется на протяжении достаточно большого фрагмента фразы или даже всего текста. | По форме: Колесом за сини горы солнце красное скатилось. (Солнце подобно колесу) По цвету: Горит восток зарею новой. По сходству действий: Над садами высоко и медленно плавал коршун. Развернутая метафора: Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. (Сравнение построено на различных ассоциациях: войска страниц, строчечный фронт) |
7 | Метонимия | - это вид тропа, состоящий в перенесении свойств предмета на сам предмет, при помощи которого эти свойства обнаруживаются; установление связи по смежности. | Я три тарелки съел (три тарелки ухи). Читать Толстого (произведения Толстого). Всё поле охнуло (люди, бывшие на поле). И гордый внук славян (все русские люди). |
8 | Оксюморон | - это сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). | Живой труп, грустная радость, звонкая тишина, обыкновенное чудо, убогая роскошь наряда. |
9 | Олицетворение | - это разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. | Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. |
10 | Перифраз (перифраза) | - это оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков. | Царь зверей (лев) Автор «Героя нашего времени» (Лермонтов) Унылая пора, очей очарованье (осень) |
11 | Синекдоха | - это разновидность метонимии, которая состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого. | Пуще всего береги копейку (вместо «деньги»). Где бодрый серп гулял и падал колос… (единственное число вместо множественного). |
12 | Сравнение | - это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. | Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. Ее любовь к сыну была подобна безумию. |
13 | Эпитет | - это образное определение предмета или действия. | А волны моря с печальным рёвом о камень бились. В атаку стальными рядами мы поступью твердой идем. |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Лексические средства – это слова с осложненным значением. |
1 | Антонимы/ контекстные антонимы | - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. - это слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте. | рано - поздно, плакать - смеяться
Для вас века, для нас единый час. Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мёд. |
2 | Диалектизмы | - это слова, употребляемые жителями определённой местности. | Векша (белка), гутарить (разговаривать), мшара (болото). |
3 | Заимствованные слова | - слова, пришедшие в русский язык из других языков. | грамота, парус, этика, фонарь (из греч.); вахта, штраф, ландшафт (из нем.); вуаль, жалюзи, монпансье (из франц.); матч, скотч, спортсмен (из англ.). |
4 | Индивидуально-авторские слова | - это слова, созданные поэтами, писателями, публицистами для более точной и экспрессивной передачи авторской мысли. | Девочкой была огромноглазою (Евтушенко), широкошумные дубровы (Пушкин), в тяжелозмейных волосах (Блок). |
5 | Книжная лексика | - это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. | Гипотетический, констатировать, эрудиция, генезис. |
6 | Неологизмы | - это слова или словосочетания, недавно появившиеся в языке. | Апгрейд, блог, имидж, постер. |
7 | Омонимы | - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. | Планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы); заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать). |
8 | Просторечные слова | - это слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. | Башка (голова), муторный (неприятный), трепач (человек, который много говорит попусту или лжёт).
|
9 | Профессионализмы | - это слова, употребляемые в разговорной речи людей, объединённых какой-либо профессией, специальностью, не являющиеся официально признанными наименованиями специальных понятий. | Окно - свободное время между уроками в речи учителя, баранка – руль в речи шофера, склянка – полчаса в речи моряков. |
10 | Разговорная лексика | - это слова, употребляемые в повседневной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. | Газировка (газированная вода), белобрысый (человек с очень светлыми волосами), огорошил (внезапно удивил). |
11 | Синонимы/ контекстные синонимы | - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. - это слова одной и той же части речи, которые сближаются в данном контексте, т.к. относятся к одному предмету (признаку). | Бой, битва, сеча, сражение; высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый.
Только кочки и буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. |
12 | Термины | - это слова, являющиеся официально принятыми наименованиями научных понятий, приборов, инструментов, машин. | Гипотенуза (математика), экспозиция (литературоведение). |
13 | Устаревшие слова | - это слова, которые не употребляются в современной речи. | Боярин, десница, алтын, продразвёрстка. |
14 | Фразеологизмы | - это устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным переносным значением. | Вешать лапшу на уши (обманывать), попасть в просак (оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении) |
15 | Эмоционально окрашенные слова | - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. | Кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), космы (растрёпанные, всклокоченные пряди), лодырь (неодобрительное - о бездельнике). |
СИНТАКСИЧСЕКИЕ СРЕДСТВА это смысловые и интонационные особенности словосочетаний и предложений, а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления. |
1 | Анафора | - это повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством… |
2 | Антитеза/ противопоставление | - это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий. | Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |
3 | Вводные слова | - слово или словосочетание, входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь, выражает отношение говорящего к высказыванию, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом. | Вдруг, к нашей радости, на горизонте мы увидели большой корабль. По правде сказать, я не очень-то смелый.
|
4 | Вопросительные предложения | - это предложения, выражающие вопрос. | Неужели и вправду отзвенели мечи? |
5 | Вопросно-ответная форма изложения | - это способ построения текста, при котором информация излагается в форме вопросов и ответов на эти вопросы. | Может быть, он хотел славы? Нет, даже и не думал про это. Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма - дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится - это задача нас всех. |
6 | Градация | - это расположение слов, словосочетаний или частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. | Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. |
7 | Диалог | - это форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми. | - Неужели так и сказала: уходи? - Да, именно так. - Я не могу поверить. - Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи. |
8 | Инверсия | - это изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение. Не всякий обратный порядок слов является инверсией. При ее использовании ставится стилистическая задача – повышение экспрессивности речи. | Обеды задавал он отличные. Изумительный наш народ! Душа к высокому тянется. |
10 | Лексический повтор | - это намеренное повторение одного и того же слова либо речевой конструкции для придания экспрессивности. | Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы. |
11 | Назывные предложения | - это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или из подлежащего с пояснительными словами. | Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. |
12 | Обращение | - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь. | Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон. |
13 | Однородные члены предложения | - это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию (относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос). | Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. |
14 | Односоставные предложения | - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена. | Темно. Надо уходить. Волшебная ночь. Учите великий и могучий русский язык! |
15 | Параллелизм | - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. |
16 | Парцелляция | - это намеренное, нарочитое разделение предложения на несколько отдельных частей. | Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог. (Мартин Эмис) Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (Солженицын) |
17 | Риторический вопрос | - это вопрос, ответ на который не требуется. Риторический вопрос служит для эмоционального утверждения или отрицания того, о чем в нем говорится. | Как не удивляться волшебной силе искусства? Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? |
18 | Риторическое восклицание | - это особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора; приём передачи кульминации чувств. | Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! О времена, о нравы! Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! |
19 | Риторическое обращение | - это условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи. | Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Мечты, мечты! Где ваша сладость? Тише, ораторы, ваше слово, товарищ маузер. |
20 | Уточняющие члены предложения | - это член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). | Там, на горизонте, светилась бледно-розовая полоска света. Он был тщательно, до розового лоска на щеках, выбрит. Над ним часто посмеивались, и справедливо. |
21 | Цитирование | - это дословная выдержка из какого-либо текста. | «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим», - писал Д.С. Лихачев. |
22 | Эллипсис | - это пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи. | Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги. Он к воротам, но из окна послышался голос матери. |
23 | Эпифора | - это повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. | Силы даны мне судьбой, Удача дана мне судьбой, И неудача - судьбой; Всё в мире вершится судьбою. (М. Гаспаров) |
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА |
1 | Аллитерация | - это повторение одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. | Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам. …Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. |
2 | Ассонанс | - это повтор гласных звуков, чаще всего ударных. | У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. |
3 | Звукопись | - это использование звукового состава слов (гласных и согласных звуков) с целью звукоподражания, подчёркивания выразительных возможностей языка. | Я вольный ветер, я вечно вею, Волную нивы, волную воды, Вздохнув, немею… |