"Правописание производных предлогов"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание производных предлогов" составлен с учетом формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в виде технологической карты. На уроке используются различные практический задания, направленные на формирование навыка правильного написания производных предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Класс:7
ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение.
Предметные умения
- уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
- уметь правильно писать производные предлоги;
- уметь подбирать предлоги – синонимы;
- уметь составлять предложения с предлогами;
- уметь правильно употреблять в речи производные предлоги
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель – мотивировать учащихся на изучение темы | Ребята, давайте перенесемся в страну «Правописание». Самое главное здание – дом проверяемых безударных гласных . Почему главное? Да потому, что большая часть ваших ошибок связана именно с этой простой орфограммой. Рядом- особняк корней с чередованием ,треснувший напополам. Гласные все время перемещаются из одной половины дома в другую и создают проблемы: то «собирал», то «соберу». Но хуже всех жилось предлогам, потому что никто не сомневался, как писать предлоги «к», «под». «на» и другие. Жили- жили так простые предлоги и решили: «Давайте произведем реформу, создадим производные предлоги, станем хитрее и сложнеее! Мы тоже хотим, чтобы нас уважали. Построим себе дом огромный, до небес!» Долго они трудились, так запутали правило написания предлогов, что их дом- башня стал занимать значительное место в стране «Правописание» . Не очень легко нам будет одолеть башню знаний. Но все же предстоит попробовать. -Что для этого нам надо знать и уметь? | (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи) | Личностные : самоопределение Регулятивные : целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге. Цель – учить школьников правильно употреблять предлоги в речи | Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках. -Что называется предлогом? -Для чего служит предлог? -Какие отношения выражает? -На какие две группы по происхождению делятся предлоги? Почему непроизводные предлоги так называются? -Приведите примеры . -Какие предлоги называются производными? Приведите примеры . - Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов (У) 1) Мы встретимся по окончанию фильма. 2) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город. 3) По приезду домой мы принялись разбирать вещи. 4) Благодаря болезни я не был в театре. | (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.) (Для выражения различных отношений.) ( Производные и непроизводные.) ( Без, в, к, за, из). ( Благодаря, в течение, вопреки). (Из-за, из-под, по-над, по-за | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения |
3. Постановка учебной задачи Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи Наблюдение | Посмотрите на доску и прочитайте предложения
Несмотря на холод , мы пошли в поход. Он отвечал, не смотря ей в глаза. Условились насчёт экскурсии. Деньги поступили на счёт Фонда мира Что Вы наблюдаете? Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока. | (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному) Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствиеот существительных; правописание предлогов | Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности Регулятивные : формированию действий целеполагания Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели Логические-формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги Исследовательская работа | Сравните! Где правильно? Вследствие – в следствии, в течение – в течении, в продолжение – в продолжении. Давайте проверим написание данных слов по словарю «Слитно? Раздельно? Через дефис?» - Как называются такие слова? - Производные предлоги очень похожи на своих «родителей», но есть у них и свои индивидуальные черты, по которым мы и научимся узнавать их в «лицо». - Поставьте падежные вопросы к словам-омонимам. - В чем разница? - Попробуйте заменить эти слова другими предлогами. - Где же, по-вашему, предлоги, а где их «родители»? - А теперь попробуйте сформулировать правило, которое поможет вам узнавать производные предлоги в предложении. - Зачем нам необходимо научиться различать «детей» и «родителей»? | (Оба написания верны. Пишутся по разному, потому что являются разными частями речи.)
(омонимы)
( В первом столбике слова вследствие, в течение, в продолжение входят в падежный вопрос). ( Заполняется таблица: вследствие =из-за, в течение = в продолжение) ПРАВИЛО-ПОМОЩНИК: производный предлог входит в падежный вопрос и его можно заменить другим предлогом. (Запись в тетрадь). (Пишутся по-разному: на конце предлогов «е», на конце существительных «и». Это их индивидуальные черты.) | Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива Регулятивные : планирование, прогнозирование Познавательные: моделирование Логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Работа с таблицей. (П) Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами | Производные предлоги Слитно: Вследствие (из-за) Ввиду (из-за) Насчёт (о) Вместо Наподобие Вроде (подобно) Несмотря (на) Но! Иметь в виду Раздельно: В течение В продолжение По причине В целях Со стороны | ||
6.Первичное закрепление Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами | Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными:(П) Вследствие обмана (из-за); спустя несколько дней (через); ввиду приближения быстрой весны (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо друга (за), идти навстречу брату (к),играл в продолжение часа (около) | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | |
7.Здоровьесберегающие технологии | Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок – У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит ПО? Что значит ЗА? И ЗА и ПО – предлоги. А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? | ||
8. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи | Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух. (В)течени… двух часов мы слушали лекцию с большим интересом. Преподаватель увлекательно рассказал о работе подземных вод, словно томящихся (в)заключени… и вырывающихся на волю в виде ключей и источников. Говоря о работе воды на земле, он привел в пример речку, протекающую в нашем районе. (В) течени… своем она делает значительные изгибы, но (в)следстви… сильных весенних разливов берега ее постепенно выравниваются. (В)заключени… преподаватель говорил об использовании водяной силы в сельском хозяйстве. (На)подобие пеночки птичка на веточке. Песня (в) роде частушки нравится девчушке | Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение. Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией | |
9.Рефлексия Цель – подвести итоги урока. | А теперь подведем итоги урока. Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания вами заданий в течение всего урока было продемонстрировано отличное знание предмета. - Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия) Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… | Личностные : адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,понимать личную ответственность за результаты деятельностиСамооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.Оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | |
Домашнее задание: 1.Выучить правило- помощник. 2..Сочинить грамматическую сказку «О непослушных детях Производных Предлогах, сбежавших от родителей и изменивших свой облик и имена». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по русскому языку "Правописание производных предлогов"
Работа содержит тестовые задания. Практические упражнения по данной теме....
Правописание производных предлогов. Лабораторная работа. Урок в 6 классе.
Данный урок проведён в 6 классе при изучении темы "Предлог"( учебник под редакцией М.В.Панова ). В ходе занятия ребята выполняют задания разной сложности. Особое внимание уделяется развити...
Тест. 7 класс. Правописание производных предлогов.
Данный тест может быть использован для контроля знаний обучающихся по теме « Правописание производных предлогов» как текущий контроль. Тест имеет структуру: а) формулировка зада...
Правописание производных предлогов.
Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы м...
Правописание производных предлогов
Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы можно п...
Правописание производных предлогов
Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы можно п...
Правописание производных предлогов 7 кл
Открытый урок по теме "Правописание производных предлогов. 7 кл". Давала на районном семинаре завучей по УВР.Цели:Образовательная: учить учащихся отличать производные предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ...