"Правописание производных предлогов"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Раевская Елена Викторовна

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание производных предлогов" составлен с учетом формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в виде технологической карты. На уроке используются различные практический задания, направленные на формирование навыка правильного написания производных предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Класс:7

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение.

Предметные умения

  • уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
  • уметь правильно писать производные предлоги;
  • уметь подбирать предлоги – синонимы;
  • уметь составлять предложения с предлогами;
  • уметь правильно употреблять в речи производные предлоги

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

Ребята, давайте перенесемся в страну «Правописание». Самое главное здание – дом проверяемых безударных гласных . Почему главное? Да потому, что большая часть ваших ошибок связана именно с этой простой орфограммой. Рядом- особняк корней с чередованием ,треснувший напополам. Гласные все время перемещаются из одной половины дома в другую и создают проблемы: то «собирал», то «соберу». Но хуже всех жилось предлогам, потому что никто не сомневался, как писать предлоги «к», «под». «на» и другие. Жили- жили так простые предлоги и решили:  «Давайте произведем реформу, создадим производные предлоги, станем хитрее и сложнеее! Мы тоже хотим, чтобы нас уважали. Построим себе дом огромный, до небес!» Долго они трудились, так запутали правило написания предлогов, что их дом- башня стал занимать значительное место в стране «Правописание» .

Не очень легко нам будет  одолеть башню знаний. Но все же предстоит попробовать.

-Что для этого нам надо знать и уметь? 

(Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

Личностные : самоопределение

Регулятивные : целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге.

Цель – учить школьников правильно употреблять предлоги в речи

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

-Что называется предлогом? 

-Для чего служит предлог? 

-Какие отношения выражает?

-На какие две группы по происхождению делятся предлоги? Почему непроизводные предлоги так называются?

-Приведите примеры .

-Какие предлоги называются производными?

Приведите примеры . 

- Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис?

Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов (У)

1)      Мы встретимся по окончанию фильма.

2)      Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.

3)      По приезду домой мы принялись разбирать вещи.

4) Благодаря болезни я не был в театре.

(Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)

(Для выражения различных отношений.)

( Производные и непроизводные.)

( Без, в, к, за, из).

( Благодаря, в течение, вопреки).

(Из-за, из-под, по-над, по-за

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

3. Постановка учебной задачи

Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи

Наблюдение

Посмотрите на доску и прочитайте предложения


В течении  реки могут быть повороты.
В течение года я усердно занимался спортом.

Несмотря на холод , мы пошли в поход. Он отвечал, не смотря ей в глаза.

Условились насчёт  экскурсии. Деньги поступили на  счёт Фонда мира

Что Вы наблюдаете?

Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Правописание производных предлогов.

Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствиеот существительных; правописание предлогов

Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности

Регулятивные : формированию действий целеполагания

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели

Логические-формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги

Исследовательская работа

Сравните! Где правильно?

Вследствие – в следствии, в течение – в течении, в продолжение – в продолжении.

Давайте проверим написание данных слов по словарю «Слитно? Раздельно? Через дефис?»

- Как называются такие слова?

- Производные предлоги очень похожи на своих «родителей», но есть у них и свои индивидуальные черты, по которым мы и научимся  узнавать их в «лицо».

- Поставьте падежные вопросы к словам-омонимам.

- В чем разница?

- Попробуйте заменить эти слова другими предлогами.

 - Где же, по-вашему, предлоги, а где их «родители»?

- А теперь попробуйте сформулировать правило, которое поможет вам узнавать производные предлоги в предложении.

- Зачем нам необходимо научиться различать «детей» и «родителей»?

(Оба написания верны. Пишутся по разному, потому что являются разными частями речи.)

        

(омонимы)

        

( В первом столбике слова вследствие, в течение, в продолжение входят в падежный вопрос).

( Заполняется таблица: вследствие =из-за, в течение = в продолжение)

ПРАВИЛО-ПОМОЩНИК: производный предлог входит в падежный вопрос и его можно заменить другим предлогом. (Запись в тетрадь).

   (Пишутся по-разному: на конце предлогов «е», на конце существительных «и». Это их индивидуальные черты.)

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Регулятивные : планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование

Логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Работа с таблицей. (П)

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

Производные предлоги

Слитно:

Вследствие (из-за)

Ввиду (из-за)

Насчёт (о)

Вместо

Наподобие

Вроде (подобно)

Несмотря (на)

Но! Иметь в виду

Раздельно:

В течение

В продолжение

По причине

В целях

Со стороны

6.Первичное закрепление

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными:(П)

Вследствие обмана (из-за); спустя несколько дней (через); ввиду приближения быстрой весны (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо друга (за), идти навстречу брату (к),играл в продолжение часа (около)

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция 

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7.Здоровьесберегающие технологии

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит ПО?

Что значит ЗА?

И ЗА и ПО – предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

8. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи

Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

(В)течени… двух часов мы слушали лекцию с большим интересом.

 Преподаватель увлекательно рассказал о работе подземных вод, словно томящихся (в)заключени… и вырывающихся на волю в виде ключей и источников. Говоря о работе воды на земле, он привел в пример речку, протекающую в нашем районе.

(В) течени… своем она делает значительные изгибы, но (в)следстви… сильных весенних разливов берега ее постепенно выравниваются.

   (В)заключени… преподаватель говорил об использовании водяной силы в сельском хозяйстве.

(На)подобие пеночки птичка на веточке.

Песня (в) роде частушки нравится девчушке

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.

Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией

9.Рефлексия

Цель – подвести итоги урока.

А теперь подведем итоги урока. Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания вами заданий в течение всего урока было продемонстрировано отличное знание предмета.

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Личностные : адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,понимать личную ответственность за результаты деятельностиСамооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

Домашнее задание:

1.Выучить правило- помощник.

2..Сочинить грамматическую сказку «О непослушных детях Производных Предлогах, сбежавших от родителей и изменивших свой облик и имена».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по русскому языку "Правописание производных предлогов"

Работа содержит тестовые задания. Практические упражнения по данной теме....

Правописание производных предлогов. Лабораторная работа. Урок в 6 классе.

Данный урок проведён в 6 классе при изучении темы "Предлог"(  учебник под редакцией  М.В.Панова ). В ходе занятия ребята выполняют задания разной сложности. Особое внимание уделяется развити...

Тест. 7 класс. Правописание производных предлогов.

Данный тест может быть использован для контроля знаний обучающихся по теме « Правописание производных предлогов»  как текущий контроль.  Тест имеет структуру: а) формулировка зада...

Правописание производных предлогов.

Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы м...

Правописание производных предлогов

Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы можно п...

Правописание производных предлогов

Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы можно п...

Правописание производных предлогов 7 кл

Открытый урок по теме "Правописание производных предлогов. 7 кл". Давала на районном семинаре завучей по УВР.Цели:Образовательная: учить учащихся отличать производные предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ...