Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-игра  "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" - это урок-повторение. Предназначен для учащихся 5 класса. Все задания направлены на развитие коммуникативных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu_ya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Вспомнить и систематизировать знания о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
  • сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

Ход урока

Учащиеся разделены на две команды по 2 человека.

Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня всех видеть.

 -А с каким настроением, ребята, вы пришли сегодня на урок? Покажите?

-Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.

-Все ли готовы к уроку? 

-Тогда вперед!

- Ребята, а вы любите ходить в гости? Предлагаю вам сегодня отправиться в гости к звукам речи. СЛАЙД 1

-Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же нам подарить? Конечно, наши знания.

-И для начала предлагаю вам всем вместе немного размяться. Найдите в моих предложениях логическую ошибку и исправьте её, можете сразу читать, исправляя. СЛАЙД 2 

Лингвистическая разминка (найти логическую ошибку)

а)         Закричал охотник: “ОЙ!
           Двери гонятся за мной!» (звери)          

б)         «Посмотрите-ка, ребятки,
           Раки выросли на грядке». (маки)

в)         Старый дедушка Пахом
           На козе скакал верхом. (коне)  

г)         На пожелтевшую траву
           Роняет лев свою листву. (лес)  

д)         Синеет море перед нами,

            Летают майки над волнами. (чайки)

е)         Тает снег, течёт ручей,

           На ветвях полно врачей. (грачей)

-Молодцы. Скажите, а что произойдёт, если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук?  

(поменяется целое слово, поменяется значение целого предложения)

-Вот поэтому мы должны изучать и знать такой раздел русского языка как фонетика. А теперь давайте всем докажем, что мы хорошо знаем фонетику, иначе  звуки речи на нас обидятся и не позовут больше к себе в гости.

За каждое правильное задание команда будет получать по звёздочке.

Блиц-опрос:

Каждая команда по очереди вытягивает листочек с вопросом и отвечает.

-Что такое фонетика? (раздел языкознания, который изучает звуки речи)

-Из чего состоят слова, которые мы слышим? (из звуков)

-Звуки делятся на две группы, какие? (гласные и согласные)

-Гласные бывают? (ударными и безударными)

-На какие  звуки делятся согласные? (на твёрдые и мягкие, на звонкие и глухие)

-Из чего состоят слова, которые мы пишем? (из букв).

-Сколько букв в русском алфавите? (33)

-Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

– А теперь предлагаю вам отгадать загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв. (Загадки команды отгадывают по очереди)

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... 
(Е)  СЛАЙД 3

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула – 
Получилась буква… 
(Ё)  СЛАЙД 4

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… 
(Ю) СЛАЙД 5

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... 
(Я) СЛАЙД 6

- Вот об этих четырёх буквах: Е, Ё, Ю, Я мы и поговорим на нашем уроке СЛАЙД 7

-Давайте произнесём эти буквы (произносим вместе). 

-Какую же тайну скрывают эти 4 буквы?

– Итак, буквы еёюя обозначают два звука. 

– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (нет, они могут обозначать и один звук)

-СЛАЙД 8. Посмотрите на слайд. Перед вами на слайде две группы слов, вспомните, в каких позициях эти буквы дают два звука, а в каких один. Даю вам время на обсуждение.

мел [м'эл]                   яма [й'ама]    

мёд   [м'от]                 съёмка [сй'омка]    вьюга [в'й'уга]

люк [л'ук]                  боец [бай'эц]

ряд  [р'ат]    

-Молодцы! Всё вы знаете о звуках речи. А сейчас пришла пора и поиграть СЛАЙД 9

 «Упражнение – загадки»

Задание: я буду задавать вопросы, а вы должны записать только одно слово-отгадку и определить, сколько букв и звуков в этом слове.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)

-…, …, поменяйтесь сейчас местами (ребятам даются ответы на это задание для проверки правильности ответов соперников)

-А вы, участники команды, следите, чтобы соперники вашу команду оценивали объективно. 

«Не подведи свою команду»

-Повернитесь, пожалуйста, спиной друг к другу. Поднять одну руку – один звук, две руки – два звука.


Лень, ёжик, юбка, парашют, люлька, споём, листья, село, жесть, ёлка, вёл, поезд.

-А сейчас поиграем в игру «Четвёртый лишний» СЛАЙД 10

-Найди в каждой группе лишнее слово. По какому признаку оно оказалось лишним?

                       (минуту на обсуждение, потом каждая команда по очереди объясняет)

Месяц, семья, перец, посёлок
Ящерица, яблоко, ясень, тяжесть. 
Юля, юрта,
жюри, каюта.

Салют, брошюра, земля, ягода.

Игра «Кто больше?»

Даю вам минуту. Запишите как можно, в которых наши 4 буквы дают один и два звука.

(кто последним назовёт слово, та команда получит звёздочку)

-Свои знания звукам речи вы уже подарили, а что ещё обычно часто дарят, когда приходят в гости? (цветы).

-Предлагаю вам самим собрать букет для наших звуков (у каждого на столе одинаковые названия цветов)

-Каждая команда будет собирать свой букет. 1 команда – букет, в названия цветов которого буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука; 2 команда - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук.

(сначала команды выбирают цветы, потом по одному представителю выходят к доске и собирают букет. В это время команда соперников слушает внимательно, если замечают ошибки, то исправляют их)

-Красивые букеты у вас получились.

-А сейчас я прошу команды посчитать свои звёздочки.

-Вот мы и побывали в гостях у звуков речи.

-Молодцы, вы очень хорошо работали. И не стоит расстраиваться, если ваша команда набрала меньше звёздочек, чем другая команда.

-Но звуки речи не хотят нас с вами отпускать, они хотят, чтобы мы рассказали о них и другим ребятам.

-Поэтому предлагаю вам сейчас для тех ребят, которым ещё предстоит изучать данную тему, сделать красивую книжку своими руками. Материал для работы у вас лежит на столе. Объединитесь в одну группу и приступайте к оформлению книги, но сначала познакомьтесь с правилами работы в группе.

-Вот какая красивая книжка у нас получилась для будущих пятиклассников. Молодцы ребята!

Присаживаются на свои места.

-Скажите, а какую тайну, которую скрывают от нас гласные буквы, мы сегодня разгадали в процессе игры? И какие это буквы?

Рефлексия:

Ребята, на последок мне бы хотелось узнать ваши впечатления от урока.

Даю вам вот такие бумажные сотовые телефоны. Напишите, пожалуйста, SMS другу, маме, кому хотите о том, как прошёл урок, о том, как вы работали во время урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....