Элективные курсы
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Мулюкина Ольга Леонидовна

 

Элективный курс «Средства художественной выразительности русского языка» предназначен для учащихся 11 класса, изучающих дисциплины гуманитарного профиля.

Данный курс создан в соответствии с целями и задачами Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Данный элективный курс решает задачу предварительной профессиональной ориентации, может быть полезен учащимся, которые впоследствии  выберут следующие специальности: «Журналистика», «Русский язык и литература», «Теоретическая и прикладная лингвистика», «Филологическое обеспечение СМИ», «Филологическое обеспечение редакционно-издательской деятельности» и все другие специальности, проникнутые «любовью к слову».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Средства художественной выразительности

 русского языка»

Пояснительная записка

Элективный курс «Средства художественной выразительности русского языка» предназначен для учащихся 11 класса, изучающих дисциплины гуманитарного профиля.

Данный курс создан в соответствии с целями и задачами Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Данный элективный курс решает задачу предварительной профессиональной ориентации, может быть полезен учащимся, которые впоследствии  выберут следующие специальности: «Журналистика», «Русский язык и литература», «Теоретическая и прикладная лингвистика», «Филологическое обеспечение СМИ», «Филологическое обеспечение редакционно-издательской деятельности» и все другие специальности, проникнутые «любовью к слову».

Элективный курс составлен с учетом запросов учащихся, которые были выявлены в результате диагностики интересов и способностей.

Цель данного элективного курса – выработать у учащихся навыки поиска и использования средств художественной выразительности, сформировать у школьников навыки литературного редактирования текста. В процессе освоения программы элективного курса учащиеся должны прийти к следующим образовательным результатам:

- уметь находить приемы усиления фонетической выразительности речи;

-  уметь выявлять и устранять недочеты в звуковой организации речи;

-  знать классификацию тропов и их функциональные возможности;

- уметь находить лексические образные средства в любых                         функциональных  стилях,  устранять  ошибки, связанные с неоправданным употреблением тропов;

-  анализировать особенности использования синтаксических средств языка в текстах различных стилей.

- уметь использовать средства художественной выразительности при создании текстов различных типов и стилей речи.

Данный элективный курс рассчитан на 17час. Продолжительность курса полгода. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание обучения  

(17 час)

Фонетические средства языка (фоника)

(2 часа)

         Понятие фоники. Значение звуковой организации речи.

         Благозвучие речи.  Значение благозвучия.  Нарушение благозвучия.                  

         Звуковые повторы как стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи. Аллитерация. Ассонанс. Использование неблагозвучия речи.

         Звуковые повторы в прозаическом тексте. Устранение звуковых повторов при стилистической правке текста.

          Звукоподражание.  Выразительно-изобразительная функция звукописи.

Практические задания

       Художественная роль фоники в творчестве А. С.Пушкина  С. Есенина, М. Цветаевой.     Неблагозвучие речи как художественный прием  в творчестве В. Маяковского. Звукоподражание в творчестве А.Фета. Урок-практикум «Устранение недочетов в звуковой организации речи».

Лексические образные средства (тропы)

 (10 часов)

         Понятие образности речи. Определение тропа. Границы использования тропов в речи.

         Метафора.  Классификация метафор. Простая, развернутая метафора.

        Олицетворение. Персонификация.

        Аллегория. Основные черты.  Использование аллегории в баснях, сказках.

       Метонимия. Внешняя или внутренняя связь между предметами.

       Антономазия. Античная мифология и литература как источники антономазии.

       Синекдоха. Особенности употребления. Два вида переноса.

        Эпитет. Индивидуально-авторские, народно - поэтические (постоянные) эпитеты.  Оксюморон (контрастные эпитеты).

        Сравнение.  Способы выражения сравнения. Развернутые сравнения.

        Гипербола  и литота.

        Перифраза. Виды перифраз. Отношение перифразы к фразеологии.

        Стилистически не оправданное употребление тропов.

Практические задания

        Метафора как основной художественный прием русских загадок.

Метафора и метафорическое олицетворение в творчестве Сергея Есенина.

Аллегория в баснях Ивана Крылова. Метонимия и синекдоха на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Определить способы выражения сравнения в различных текстах.  Гипербола  в описании Днепра у Н.В. Гоголя («Страшная месть»,  гл. х. )  и литота в стихотворении А.Н. Плещева «Мой Лизочек».  Урок-викторина: «Самый смекалистый» (замена названия предмета  или явления  на их характерные черты (перифраза).  Использование различных тропов в «Песне о Соколе» М. Горького.

Синтаксические средства (стилистические фигуры)

( 4часа)

       Понятие «фигура».

       Фигуры, построенные на основе повтора. Анафора. Разновидности анафоры. Эпифора. Разновидности эпифоры.  Анадиплосис как прием развития мысли.

       Параллелизм. Синтаксический параллелизм.

      Антитеза. Простая и сложная антитеза. Каламбурная антитеза. Антифразис.

      Период. Структура периода.

      Градация. Восходящая градация. Нисходящая градация.

      Асиндетон (бессоюзие). Полисиндетон (многосоюзие).

      Фигуры, построенные на изменениях в расположении частей синтаксических конструкций. Инверсия. Парцелляция.

       Фигуры, связанные с изменением объема высказывания. Эллипсис. Умолчание. Апосиопеза.

        Риторические фигуры.  Риторический вопрос. Риторическое обращение. Риторическое восклицание.  

Практические задания

       Роль эпифоры и анафоры в текстах  художественного  и публицистического стиля. Использование синтаксического параллелизма  в текстах различных стилей. Антитеза в русских пословицах и поговорках. Инверсия и парцелляция в текстах художественного и публицистического стиля. Роль бессоюзия и многосоюзия в произведениях художественной литературы. Особенности использования риторических фигур в текстах различных стилей.

Обобщение и систематизация изученного (1 час)

Средства художественной выразительности в текстах художественного и публицистического стиле

В качестве дидактических материалов предлагаются следующие учебные пособия:

Голуб И.Б. «Русский  язык и практическая стилистика».

Самый полный современный справочник по русскому языку и практической стилистике, где очень подробно  рассматриваются фонетические средства языка, лексические образные средства.

 Голуб И. Б. «Упражнения по стилистике русского языка».

Упражнения, представленные в книге, дают возможность изучить различные приемы создания образности речи, усиления ее выразительности.

 Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию».

В данном учебном пособии в центре  внимания раздел «Синтаксические фигуры», в котором дается исчерпывающая информация о фигурах речи. И раздел  «Литературное редактирование», раскрывающий методику работы с текстом: построение, оформление, редактирование.

Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты.

 Словарь-справочник  представляет большой  интерес  как для учителя, так и для учащихся, т.к. дает полное описание выразительных средств русского языка и  рассматривает  речевых ошибки, связанные с их употреблением.

Необходимо наличие художественных текстов следующих писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова, С. Есенина, М. Цветаевой, В Маяковского, М. Горького.

Загадки.

Тексты публицистического стиля.  

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Фонетические средства языка (фоника)

2  ч.

Понятие фоники. Значение звуковой организации речи. Звуковые повторы как стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи. Аллитерация. Ассонанс.

1ч.

Звуковые повторы в прозаическом тексте. Устранение звуковых повторов при стилистической правке текста.

Звукоподражание.

Устранение недочетов в звуковой организации речи.

1ч.

Лексические образные средства (тропы)

10ч.

Понятие образности речи. Определение тропа. Границы использования тропов в речи.

 Классификация метафор. Простая, развернутая метафора.

1ч.

Олицетворение. Персонификация

1ч.

Аллегория. Основные черты.  Использование аллегории в баснях, сказках.

1ч.

 Метонимия. Внешняя или внутренняя связь между предметами.

1ч.

Антономазия. Античная мифология и литература как источники антономазии.

1ч.

Синекдоха. Особенности употребления.

1ч.

Эпитет. Индивидуально-авторские, народно - поэтические (постоянные) эпитеты.  Оксюморон (контрастные эпитеты).

1ч.

Сравнение.  Способы выражения сравнения. Развернутые сравнения.

 Гипербола  и литота.

1ч.

 Перифраза. Виды перифраз. Отношение перифразы к фразеологии.

1ч.

Использование различных тропов в тексте художественного стиля.

1ч.

Синтаксические средства (стилистические фигуры)

4ч.

 Понятие «фигура». Фигуры,  построенные на основе повтора.  Анафора. Эпифора.  Разновидности эпифоры.

Параллелизм.  Синтаксический параллелизм.

Антитеза.  Простая и сложная антитеза. Каламбурная антитеза.

1ч.

Период. Структура периода.

Градация. Восходящая градация.  Нисходящая градация.

1ч.

Асиндетон  (бессоюзие). Полисиндетон (многосоюзие).

Фигуры,  построенные на изменениях в расположении частей синтаксических конструкций.  Инверсия. Парцелляция.

1ч.

Фигуры, связанные с изменением объема высказывания. Эллипсис. Умолчание. Апосиопеза. Риторические фигуры.  Риторический вопрос.  Риторическое обращение. Риторическое восклицание.

1ч.

Обобщение и систематизация изученного

1ч.

ИТОГО:

17 часа

Список литературы

Для учителя

  1. Введенская Л.А.  Культура речи.  «Феникс», 2011
  2. Голуб И.Б.  Русский язык и практическая стилистика. «Юрайт», 2012
  3. Голуб И.Б.  Русский язык и культура речи. «Логос», 2007
  4. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка.- М., 1999
  5. Граудина Л.К, Кочеткова Г.И. Русское слово в лирике 19 века. 1840-1900гг. «Флинта. Наука», 2010
  6. Маркин Г.С., Зыбина Т.М. и др.  Развитие речи: Выразительные средства художественной речи.  «Русское слово»,  2008
  7. Розенталь Д. Э. , Джанджакова Е.В.,  Кабанова Н.П.  Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. «Айрис-Пресс», 2009
  8. Сиротина О.Б., Кормильцина  М.А.  Хорошая речь. - М., 2009
  9. Солганик Г.Я.  Практическая стилистика русского языка. «Академия», 2008
  10.  Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение . «Либроком», 2009

Для учащихся

  1. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. Как мы говорим. А как мы пишем?  «Школа издат. и  медиа бизнеса», 2011
  2. Розенталь Д. Э. , Джанджакова Е.В.,  Кабанова Н.П.  Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. «Айрис-Пресс», 2009
  3. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.. 2004
  4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение . «Либроком», 2009

Словари

  1. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. «Флинта. Наука», 2007
  2. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. «Флинта. Наука», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...