Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме: «Сочинение – репортаж с места раскопок »
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 2
Урок развития речи
по русскому языку в 7 а классе
по теме:
«Сочинение – репортаж с места раскопок в Оренбургской области»
Учитель: Степанова Т.И.
Февраль 2018 г.
Урок в 7 классе
Предмет: русский язык
Тема урока: «Сочинение – репортаж с места раскопок в Оренбургской области»
Тип урока – урок развития речи с применением ИКТ.
Цели урока:
обучающая: дать представление о жанровых особенностях репортажа.
развивающая: повторить признаки публицистического стиля, отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; развивать навыки анализа текста, монологической речи, описания произведений живописи;
воспитательная: формирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.
Технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей обучающихся, информационно-коммуникационные.
Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная работа с текстами, содержащими впечатление от увиденного, композиционные и языковые признаки текста впечатления.
Планируемые результаты
Предметные: научиться составлять и редактировать текст впечатления
Метапредметные УУД:
- коммуникативные: управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия партнёра, умение убеждать).
- регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы.
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Ход урока.
1. Оргмомент
Психологический настрой на урок. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.
С добрым утром начат день,
Гоним скуку, гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и играть.
Формула удачи: Улыбка - настроение - вера в себя - результат.
II. Проверка домашнего задания.
Беседа с классом.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
(Морфологический разбор предлога)
- А кто нам желает напомнить порядок морфологического разбора предлога?
(1. Часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки: простой или составной; производный или не производный.)
- А теперь проведём небольшую самостоятельную работу. Я вам раздам карточки, вы должны произвести морфологический разбор выделенных частей речи. (Приложение 1)
III. Работа по теме урока.
- Ребята, у вас в карточках было по два предложения, о чём в них шла речь?
(О спорте)
- Я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр выступления российских гимнасток). Какой вид спорта был представлен вашему вниманию? (Слайд 2)
(Художественная гимнастика).
Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной А. Сайкиной «Детская спортивная школа». О художнике нам расскажет Зубарева Анастасия. (Сообщение о биографии А. сайкиной)
- Мы с вам неоднократно писали сочинения по картинам различных художников. Вспомните и назовите их. (Попов «Первый снег», Широков «Друзья» и др). Но сегодня мы будем не просто описывать картину.
Для начала прослушайте и отгадайте загадку.
Почерком быстрым исписан весь лист -
Очерк в газету строчит ...
(Журналист.)
- Определение понятию «журналист» даст нам Кравцов О.
Журналист (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. (Слайд 3)
- Я предлагаю вам поработать сегодня журналистами и сделать репортаж о детской спортивной школе. Но для начала давайте дадим определение слова «репортаж».
(Сообщение обучающихся). РЕПОРТАЖ — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент … Большой Энциклопедический словарь.
Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист.
-К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?
(Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)
- Каково назначение публицистического стиля?
(Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).
- Какова цель репортажа?
(Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).
Физкультминутка.
А теперь пора всем встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и вновь поднять.
Отдохнули все немножко
И отправимся в дорожку.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело!
- Итак, вам предстоит написать сочинение-репортаж из детской спортивной школы.
В тетрадях запишите число, классная работа. Напишите по средине строки слово «План», его мы с вами составим по ходу урока.
План составляется по ходу работы над репортажем.
Работа с учебником.
- Откройте ваши учебники на странице 143, давайте поработаем со словами из рамки. Каково их лексическое значение? (Словарная работа)
- Упражнение 348. Перед вами возможное начало репортажа. Давайте прочитаем его. (Один из учеников читает вслух).
- Ребята, сейчас вы должны поработать в парах. Ваша задача описать как можно ярче, красочнее группы девочек-гимнасток (3-5 предложений).
Работа в парах:1-я пара описывает группу гимнасток в центре, 2-я пара – группу сбоку, 3-я пара – группу сзади.
(Представители от каждой пары зачитывает получившееся описание поочереди. Остальные внимательно слушают и в конце могут дополнять описания)
- Так как это репортаж, то необходимо взять интервью у девочек-гимнасток или у их тренера. Каждая пара должна продумать по три вопроса, ответы на которые больше всего могли бы заинтересовать читателя.
«Интервью»
Каждая пара определяет, кто из них тренер, а кто юный спортсмен. Пары поочереди берут друг у друга интервью (Первая вторая третья первая)
- Как вы оформите интервью? (В виде диалога)
- Вспомните, как оформляется диалог на письме? (Каждая реплика начинается с новой строки, перед ней ставится тире, остальные знаки как и при прямой речи).
- Как и всякий текст, репортаж имеет заключение. Как можно закончить ваше сочинение- репортаж? (Ответы детей)
Примерный план:
1) Краткое вступление – общая картина. (Я захожу в гимнастический зал и вижу… Или: Вы бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале?)
2) Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково их настроение и т.д.
3) Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).
4) Заключение, где выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателям. (Время пролетело незаметно. Весь день у меня было приподнятое настроение. Шагая по улице, я чувствовал, что невольно улыбаюсь, и ловил ответные улыбки прохожих.)
Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что такое репортаж?
-Каковы требования к репортажу?
-С творчеством какой художницы мы познакомились?
Д.з. Написать сочинение-репортаж по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»
Анализ собственного сочинения-репортажа. (Приложение 2)
Получился ли у меня репортаж?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Урок развития речи русский язык (2 класс)
Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...
Урок развития речи. Русский язык 7 класс.
Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....
Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".
Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....
Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс
Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"....
Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.
Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...