Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_sovest.docx22.7 КБ
Файл текст12.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Основная мысль текста.

 (урок русского языка в 7 классе)

Цели урока:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Планируемые результаты:

  • способность определять цели учебной деятельности;
  • умение работать с текстом; владение разными видами чтения, умение работать со словарями;
  •  задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  •  вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  •  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  •  умение сотрудничать, участвовать в совместном принятии решений.

I.Фаза вызова.

Задачи вызова:

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся;

- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.

Среди разнообразных человеческих чувств не последнее место занимает чувство совести.

1. Что, по-вашему, означает слово совесть? (внутренний голос, который то упрекает, то радует). 

В это время подумаем, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

В тетради запишем слово Совесть и запишем свои ассоциации (Ответы - честность, доброта, порядочность, нравственная чистота, ответственность).

(груп.задание)

2.Найдите по толковому словарю Ожегова, что такое совесть? Обратите внимание на однокоренные слова: со́вестить, со́вестливый, совестно.

- А может ли совесть стать художественным образом, то есть главным героем произведения?  (Ответы).

II.Фаза осмысления.

Задачи фазы:

- помочь учащимся активно воспринимать материал

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

У замечательного русского писателя Салтыкова-Щедрина есть раннее произведение, которое называется «Пропала Совесть». Главным героем в нем как раз является Совесть.

Мы прочитаем с вами миниатюру, созданную по произведению Салтыкова-Щедрина.

III. Аналитическое чтение – прием: чтение с остановками.

Чтение текста учителем.

1.Как вы думаете, в каком жанре написано это произведение? 

Что это – сказка, рассказ, басня, притча?

(это сказка, так как Салтыков-Щедрин – мастер сказок).

2.Групп.задание.

Прежде, чем работать с текстом, выясним значение незнакомых слов по толковому словарю

1гр. Призреть- дать кому-то приют и пропитание.

2гр. Кабатчик- содержатель кабака

3гр. Купец - 1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия; 2. Покупатель.

Фрагмент 1.

Как-то на дороге валялась Совесть. Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее.

а/ Почему слово Совесть написано с большой буквы?

 (это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие)

б/Как вы думаете, почему Совесть оказалась на дороге?

(вероятно, она была выброшена за ненадобностью)

Фрагмент 2.

Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

а/ Почему люди не замечали Совесть?

(по-видимому, она им была не нужна).

б/ Сделайте вывод, какие это были люди?

(это были бессовестные люди, им были присущи такие пороки, как жадность, лесть, обман, ложь, сплетни, лицемерие)

Фрагмент 3.

Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

а/Почему купец и кабатчик не могли долго жить с совестью?

(она мешала им жить для своего блага, не задумываясь над тем, как они живут: обманывают людей, наживаются за их счет. А совесть заставляла взглянуть на все другими глазами, оценивать свои поступки, строго судить себя)

б/Как вы думаете, как было им легче жить? (без совести)

Фрагмент 4.

«Сделай по-моему, Господи, - в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем – и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия.»

а/ Почему Совесть обратилась с такой необычной просьбой к богу?

 (Она разуверилась во взрослых людях, а дети еще не умеют лгать).

б/ Кто из героев вызвал у вас больше симпатий? Почему?

(Совесть, потому что только присутствие совести делает человека порядочным, способным строить отношения с другими людьми.)

- Ребята, скажите, то, что мы с вами прочитали, можно назвать текстом?

Почему?

(да, предложения связаны по смыслу и грамматически, есть художественные средства выразительности, есть завязка, основная часть, но нет заключения)

IV. Фаза рефлексии

Задачи фазы:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

У Салтыкова-Щедрина сказка на этом не закончилась, но его концовку мы узнаем чуть позже.

 А сейчас творческое задание: попробуйте написать продолжение сказки (2-3 предложения). Подумайте, какую мысль вы будете развивать? (3-4 минуты на творческую работу)

                         Проверка мини-сочинений.

Сравнение творческих работ с авторским текстом:

Растет малое дитя, вместе с ним растет и Совесть. И будет маленькое дитя большим человеком и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что Совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

а/ Как вы думаете, какова основная мысль сказки?

(Совесть есть у ребенка, взрослые часто утрачивают чувство совести. Очень важно, чтобы совесть не пропадала по мере того, как ребенок взрослеет, а росла вместе с ним и сопровождала его всю жизнь. Чем больше будет совестливых людей, тем лучше и счастливее станет жизнь).

б/ Почему сказка, написанная в 19 веке, актуальна и сейчас?

(она наполнена большим философским смыслом, сказанное в ней соотносится не только с прошлым и настоящим, но и с вечными вопросами бытия).

в/Какие проблемы затронуты в сказке?

(многие люди утратили чувство совести, стали лживыми, нечестными, эгоистичными, живут только для себя, не замечая никого вокруг. В людях стало меньше милосердия и доброты).

г/ Какие выводы вы сделали для себя?

(Каждый человек должен иметь совесть).

V. Составьте синквейн,

1гр. который бы определил понятие совесть с вашей точки зрения.

2гр. который бы определил понятие совесть с точки зрения бессовестных людей.

3гр. На выбор.

VI.Ребята, посмотрите, пожалуйста, на текст еще раз. Что вы видите? (много наречий с пропущенными буквами).  Какие виды орфограмм вам знакомы? (дефисное написание, слитное, буквы –о и –а на конце наречий). Давайте попробуем распределить наречия в нужные колонки. (на доске)

3гр. Выписать слова с проверяемой гласной в корне (проверочные слова)

(с учителем)

1гр. Слитное, дефисное написание наречий

2гр. буквы –о и –а на конце наречий).

Вместе: причастия, не с существительным.

Самооценивание.

Оцените свою работу с помощью Листа самооценки у вас на столах.

(прослушивание высказываний, оценка учителя)

Домашнее задание: устное сочинение тему «Часто ли я испытываю угрызения совести?» (вспомните, по какому плану пишется сочинение этого типа речи) или синквейн (кому трудно рассказать о себе).

Приложение 1.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.



Предварительный просмотр:

Объясните значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарю.

1.Спишите текст, оформляя его в соответствии с орфографическими нормами.

2.Объяните графически знаки препинания.

Где живёт Совесть?

    Как(то) на дороге в_лялась Совесть. Совесть, оплёва(н,нн)ая, затопта(н,нн)ная ногами пешеходов, которым (не)досуг было призреть её. Они сп_шили перегнать друг друга, чтобы волей(неволей) поймать (на)лету кусок, (по)свойски обм_нуть ближнего, (по)́пусту понаушничать, кого(нибудь) (на)́черно оклев_тать, (во)́время польстить, (на)показ сыграть хорошую роль.

    Настрадалась Совесть (до)́сыта. (Кое)как на день-другой найдёт себе хозяина: (с)начал_  кабатчика, потом купца, но они, не выдержав её суда, (за)прост_  выбрасывали бедняжку куда(нибудь) прочь.

    «Сделай (по)мо́ему, Господи»,- в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нём – и исчезнут на веки вечные все (не)правды и насилия».

(по М.Салтыкову-Щедрину)

Попробуй сочинить продолжение текста (2-3 предложения).

Какую мысль вы будете раскрывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи русский язык (2 класс)

Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Комплексный анализ текста (урок развития речи в 9 классе)

Цели урока1) обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании;2) формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и тип...

Урок развития речи. Русский язык 7 класс.

Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....

Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.

Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...