Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sovest.docx | 22.7 КБ |
текст | 12.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Основная мысль текста.
(урок русского языка в 7 классе)
Цели урока:
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать мысли;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Планируемые результаты:
- способность определять цели учебной деятельности;
- умение работать с текстом; владение разными видами чтения, умение работать со словарями;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- умение сотрудничать, участвовать в совместном принятии решений.
I.Фаза вызова.
Задачи вызова:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;
- пробудить познавательный интерес учащихся;
- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.
Среди разнообразных человеческих чувств не последнее место занимает чувство совести.
1. Что, по-вашему, означает слово совесть? (внутренний голос, который то упрекает, то радует).
В это время подумаем, какие ассоциации вызывает у вас это слово?
В тетради запишем слово Совесть и запишем свои ассоциации (Ответы - честность, доброта, порядочность, нравственная чистота, ответственность).
(груп.задание)
2.Найдите по толковому словарю Ожегова, что такое совесть? Обратите внимание на однокоренные слова: со́вестить, со́вестливый, совестно.
- А может ли совесть стать художественным образом, то есть главным героем произведения? (Ответы).
II.Фаза осмысления.
Задачи фазы:
- помочь учащимся активно воспринимать материал
- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом
У замечательного русского писателя Салтыкова-Щедрина есть раннее произведение, которое называется «Пропала Совесть». Главным героем в нем как раз является Совесть.
Мы прочитаем с вами миниатюру, созданную по произведению Салтыкова-Щедрина.
III. Аналитическое чтение – прием: чтение с остановками.
Чтение текста учителем.
1.Как вы думаете, в каком жанре написано это произведение?
Что это – сказка, рассказ, басня, притча?
(это сказка, так как Салтыков-Щедрин – мастер сказок).
2.Групп.задание.
Прежде, чем работать с текстом, выясним значение незнакомых слов по толковому словарю
1гр. Призреть- дать кому-то приют и пропитание.
2гр. Кабатчик- содержатель кабака
3гр. Купец - 1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия; 2. Покупатель.
Фрагмент 1.
Как-то на дороге валялась Совесть. Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее.
а/ Почему слово Совесть написано с большой буквы?
(это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие)
б/Как вы думаете, почему Совесть оказалась на дороге?
(вероятно, она была выброшена за ненадобностью)
Фрагмент 2.
Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
а/ Почему люди не замечали Совесть?
(по-видимому, она им была не нужна).
б/ Сделайте вывод, какие это были люди?
(это были бессовестные люди, им были присущи такие пороки, как жадность, лесть, обман, ложь, сплетни, лицемерие)
Фрагмент 3.
Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
а/Почему купец и кабатчик не могли долго жить с совестью?
(она мешала им жить для своего блага, не задумываясь над тем, как они живут: обманывают людей, наживаются за их счет. А совесть заставляла взглянуть на все другими глазами, оценивать свои поступки, строго судить себя)
б/Как вы думаете, как было им легче жить? (без совести)
Фрагмент 4.
«Сделай по-моему, Господи, - в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем – и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия.»
а/ Почему Совесть обратилась с такой необычной просьбой к богу?
(Она разуверилась во взрослых людях, а дети еще не умеют лгать).
б/ Кто из героев вызвал у вас больше симпатий? Почему?
(Совесть, потому что только присутствие совести делает человека порядочным, способным строить отношения с другими людьми.)
- Ребята, скажите, то, что мы с вами прочитали, можно назвать текстом?
Почему?
(да, предложения связаны по смыслу и грамматически, есть художественные средства выразительности, есть завязка, основная часть, но нет заключения)
IV. Фаза рефлексии
Задачи фазы:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;
- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
У Салтыкова-Щедрина сказка на этом не закончилась, но его концовку мы узнаем чуть позже.
А сейчас творческое задание: попробуйте написать продолжение сказки (2-3 предложения). Подумайте, какую мысль вы будете развивать? (3-4 минуты на творческую работу)
Проверка мини-сочинений.
Сравнение творческих работ с авторским текстом:
Растет малое дитя, вместе с ним растет и Совесть. И будет маленькое дитя большим человеком и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что Совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.
а/ Как вы думаете, какова основная мысль сказки?
(Совесть есть у ребенка, взрослые часто утрачивают чувство совести. Очень важно, чтобы совесть не пропадала по мере того, как ребенок взрослеет, а росла вместе с ним и сопровождала его всю жизнь. Чем больше будет совестливых людей, тем лучше и счастливее станет жизнь).
б/ Почему сказка, написанная в 19 веке, актуальна и сейчас?
(она наполнена большим философским смыслом, сказанное в ней соотносится не только с прошлым и настоящим, но и с вечными вопросами бытия).
в/Какие проблемы затронуты в сказке?
(многие люди утратили чувство совести, стали лживыми, нечестными, эгоистичными, живут только для себя, не замечая никого вокруг. В людях стало меньше милосердия и доброты).
г/ Какие выводы вы сделали для себя?
(Каждый человек должен иметь совесть).
V. Составьте синквейн,
1гр. который бы определил понятие совесть с вашей точки зрения.
2гр. который бы определил понятие совесть с точки зрения бессовестных людей.
3гр. На выбор.
VI.Ребята, посмотрите, пожалуйста, на текст еще раз. Что вы видите? (много наречий с пропущенными буквами). Какие виды орфограмм вам знакомы? (дефисное написание, слитное, буквы –о и –а на конце наречий). Давайте попробуем распределить наречия в нужные колонки. (на доске)
3гр. Выписать слова с проверяемой гласной в корне (проверочные слова)
(с учителем)
1гр. Слитное, дефисное написание наречий
2гр. буквы –о и –а на конце наречий).
Вместе: причастия, не с существительным.
Самооценивание.
Оцените свою работу с помощью Листа самооценки у вас на столах.
(прослушивание высказываний, оценка учителя)
Домашнее задание: устное сочинение тему «Часто ли я испытываю угрызения совести?» (вспомните, по какому плану пишется сочинение этого типа речи) или синквейн (кому трудно рассказать о себе).
Приложение 1.
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
1. Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Предварительный просмотр:
Объясните значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарю.
1.Спишите текст, оформляя его в соответствии с орфографическими нормами.
2.Объяните графически знаки препинания.
Где живёт Совесть?
Как(то) на дороге в_лялась Совесть. Совесть, оплёва(н,нн)ая, затопта(н,нн)ная ногами пешеходов, которым (не)досуг было призреть её. Они сп_шили перегнать друг друга, чтобы волей(неволей) поймать (на)лету кусок, (по)свойски обм_нуть ближнего, (по)́пусту понаушничать, кого(нибудь) (на)́черно оклев_тать, (во)́время польстить, (на)показ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть (до)́сыта. (Кое)как на день-другой найдёт себе хозяина: (с)начал_ кабатчика, потом купца, но они, не выдержав её суда, (за)прост_ выбрасывали бедняжку куда(нибудь) прочь.
«Сделай (по)мо́ему, Господи»,- в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нём – и исчезнут на веки вечные все (не)правды и насилия».
(по М.Салтыкову-Щедрину)
Попробуй сочинить продолжение текста (2-3 предложения).
Какую мысль вы будете раскрывать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи русский язык (2 класс)
Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...
От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...
Комплексный анализ текста (урок развития речи в 9 классе)
Цели урока1) обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании;2) формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и тип...
Урок развития речи. Русский язык 7 класс.
Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....
к урокам развития речи (русский язык и литература)
Сочинение по плану....
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....
Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.
Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...