Эпитет.Рисуем прилагательными.5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Актуализировать и расширить знания учеников о тропах;

Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»;

Учить отличать эпитеты от логических определений.Актуализировать и расширить знания учеников о тропах;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnokarta_uroka_po_fgos.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Кривец Елена Владимировна, ГБОУ гимназия №540

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема урока: Эпитет. Рисуем прилагательными.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать и расширить знания учеников о тропах;

Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»;

Учить отличать эпитеты от логических определений.

Развивающие:

Формировать умение находить эпитеты в тексте;

Совершенствовать умение употреблять эпитеты в речи;

Развивать умение видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов и музыкантов;

Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к художественному слову, умение применять эпитеты в создании собственного текста;

Прививать любовь к родной земле, учить «всматриваться» в ее красоту.

Опорные понятия: прилагательное, образное определение, прямое и переносное значение.

Новые понятия: эпитет.

Межпредметные связи: русский язык, музыка, работа с терминологией.

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Сформулировать проблемный вопрос,

дать понятие об эпитете и роли прилагательного как эпитета. Учить пользоваться текстовыми источниками.

Понять роль прилагательного как эпитета .Научиться находить эпитеты в литературном тексте.

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

  1. Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012;
  2. Раздаточный материал.
  3. Аудиозапись «Подснежник» П.И.Чайковский.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Этап: актуализация необходимых знаний.

Технология:

Метод творческого чтения.

Проверяет готовность рабочих мест.Создает ситуацию,при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

По домашнему заданию (выразительно читать пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» )ставит задачу:

-постараться передать сказочную атмосферу ,иронию автора.

Ученики организуют рабочее место.

Выразительно читают заданный отрывок.

Развивать слух,речь и внимание учащихся.

Регулятивные:

принятие учебной задачи.

Коммуникативные:

Умение выступать перед классом.

Проявлять положительное отношение к уроку, следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Этап: Мотивация познавательной деятельности.

Технология:

Метод частично-поисковый.

Объясняет детям, что автор находит для каждого героя особенные краски и слова. Слова-волшебники .Они способны рисовать образ героя или предмета.

-какой частью речи мы  « раскрашиваем» предмет или человека обычно?

Золотое кольцо-золотое сердце;

Солнечный лучик-солнечный зайчик.

Обобщение ответов выстраивается в форме опорного конспекта на доске и в тетради:

Эпитет-выразительное образное определение, указывает на свойства и качества предмета, передает настроение, показывает необычный взгляд автора на предмет.

-каким членом предложения является прилагательное?

Невиданные звери,брег печальный…

-как называются эти слова?

-что такое тропы?

-с какими тропами вы уже знакомы?

Пишет тему урока на доске.

Ученики выясняют с помощью дискуссии, что эта часть речи- «прилагательное», и что в данном примере оно используется в прямом и переносном значении. Яркий образ получается, когда прил. используется в переносном значении.

-определением. Находят все определения в тексте, которые передают звуки, настроение ,цвет с особенной изобразительной силой.

-тропы

-краски речи, изобразительно-выразительные средства.

-сравнение, олицетворение.

Ученики записывают тему урока в тетради.

Формировать у детей представление о том, что такое эпитет.

Коммуникативные: формулирование собственной позиции и умение договариваться.

Познавательные:

поиск решения задачи.

Познавательные: построение высказывания.

Проявлять познавательную активность.

Отвечать на эмоциональное состояние одноклассников

Этап: Организация познавательной деятельности.

Технология:

Исследовательский метод

-как же рождаются эпитеты?

Обращается к раздаточному материалу.

Включает музыку, которая  далее звучит фоном .

Читает стихотворение  А. А. Прокофьева «Береза»(приложение 1)

-что такое береза?

-как выглядит?

-а какая береза у автора стихотворения?

.Помогает детям объяснить каждый эпитет!

 Закрепляет отличительные особенности эпитетов.

 Зачитывает определение эпитета из разных словарей .

Рассказывает, что результатом многолетнего труда ученых явился «Словарь эпитетов русского литературного языка»(авторы Горбачевич К С. и Хабло Е.П.).В нем собраны эпитеты шестисот писателей и поэтов. Так, к слову музыка подобрано 280 эпитетов, а к слову лицо-600.  

Предлагает проделать исследовательскую работу: выписать в тетрадь все эпитеты и подсчитать их.

-прочитайте, пожалуйста, объясните значение каждого.

-сколько всего получилось эпитетов, а сколько других слов?(31:9)

-о чем это говорит?

-какие ассоциации возникают?

Выбирают правильный ответ из многообразия общих ассоциаций:

Эпитет определяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом.

Выписывают на доске пары словосочетаний, сравнивают, определяют эпитет.

Дети подыскивают свои эпитеты к словам музыка и лицо,  делая вывод, что таких слов-множество.

Объясняют значение эпитетов ,вступают в дискуссию: что есть эпитет, а что нет.(Преобладающая часть речи-прилагательное, которое делает описание образным, живописным; поэт рисует картину родной природы, близкой каждому).

Нужно позволить детям объясниться-договориться-это вершина урока!

Учить находить эпитеты в литературном тексте.

Регулятивные:

Оценка правильности выполнения действия.

Познавательные:

Поиск ответов на вопросы(решение задачи)

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы .Умение отвечать на вопросы.

Познавательные: поиск информации для выполнения задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: умение

общаться в группе.

Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, понимать ответственность, уметь выступить перед классом.

Учиться понимать авторскую позицию и высказывать собственное отношение к миру.

Учиться вырабатывать и выражать свои мировоззренческие позиции.

Этап: Подведение итогов.

Рефлексия. Выставление оценок.

-молодцы!

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Примерные вопросы учителя:

-в чем же секреты эпитета?

-возможно ли написать картину не только кисточкой, но и словом?

-как увидеть эпитеты в тексте?

-какова их роль в художественном тексте?

-на что нам не хватило времени в уроке, чтобы понять место эпитета в тексте?

-какой эпитет Вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

Фиксируют материал, изученный на уроке, объясняют недостаток тех знаний и умений, которых не хватает для понимания предмета и решения новых задач .Оценивают личный вклад в решение коллективной проблемы урока-целеполагания через стандартную шкалу оценки от 1 до 5.

Предполагаемые ответы записаны на обратной стороне доски: так вот как, оказывается…;я никогда раньше не задумывался об этом…;и я могу так, но…

«Эпитеты украшают нашу речь!»-закрепить понимание.

Регулятивные:

Переосмысливание первоначальной учебной задачи, собственной цепочки действий.

Коммуникативные:

Помогло ли чем-то мнение одноклассника.

Познавательные:

Что понял и чем поможет в жизни умение пользоваться эпитетами.

Осознавать свои эмоции, учиться понимать эмоциональное состояние других людей.

Понимать личную ответственность за результаты деятельности.

Дополнительный материал (творческие задания  и т.п.)

Домашнее задание:

Написать четверостишие о родной природе(лес, поля, луга, река, грибы, осень),используя яркие и красочные эпитеты.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

Приложение 1

БЕРЕЗА

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную плакучую.

               А. Прокофьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.

Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"...

Разряды имен прилагательных. Класс: 6

урок русского языка по теме "разряды имён прилагательных"...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....