Эпитет.Рисуем прилагательными.5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Актуализировать и расширить знания учеников о тропах;
Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»;
Учить отличать эпитеты от логических определений.Актуализировать и расширить знания учеников о тропах;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnokarta_uroka_po_fgos.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Кривец Елена Владимировна, ГБОУ гимназия №540
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема урока: Эпитет. Рисуем прилагательными.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать и расширить знания учеников о тропах;
Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»;
Учить отличать эпитеты от логических определений.
Развивающие:
Формировать умение находить эпитеты в тексте;
Совершенствовать умение употреблять эпитеты в речи;
Развивать умение видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов и музыкантов;
Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к художественному слову, умение применять эпитеты в создании собственного текста;
Прививать любовь к родной земле, учить «всматриваться» в ее красоту.
Опорные понятия: прилагательное, образное определение, прямое и переносное значение.
Новые понятия: эпитет.
Межпредметные связи: русский язык, музыка, работа с терминологией.
Этап урока Применяемые приемы, методы, технологии | Цели урока для учителя | Цели урока для ученика | Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов | Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов | Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов | ||
Сформулировать проблемный вопрос, дать понятие об эпитете и роли прилагательного как эпитета. Учить пользоваться текстовыми источниками. | Понять роль прилагательного как эпитета .Научиться находить эпитеты в литературном тексте. | ||||||
Ресурсы урока для учителя | Ресурсы урока для ученика | ||||||
| |||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Ход урока | |||||||
Этап: актуализация необходимых знаний. Технология: Метод творческого чтения. | Проверяет готовность рабочих мест.Создает ситуацию,при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. По домашнему заданию (выразительно читать пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» )ставит задачу: -постараться передать сказочную атмосферу ,иронию автора. | Ученики организуют рабочее место. Выразительно читают заданный отрывок. | Развивать слух,речь и внимание учащихся. | Регулятивные: принятие учебной задачи. Коммуникативные: Умение выступать перед классом. | Проявлять положительное отношение к уроку, следовать в поведении моральным и этическим требованиям. | ||
Этап: Мотивация познавательной деятельности. Технология: Метод частично-поисковый. | Объясняет детям, что автор находит для каждого героя особенные краски и слова. Слова-волшебники .Они способны рисовать образ героя или предмета. -какой частью речи мы « раскрашиваем» предмет или человека обычно? Золотое кольцо-золотое сердце; Солнечный лучик-солнечный зайчик. Обобщение ответов выстраивается в форме опорного конспекта на доске и в тетради: Эпитет-выразительное образное определение, указывает на свойства и качества предмета, передает настроение, показывает необычный взгляд автора на предмет. -каким членом предложения является прилагательное? Невиданные звери,брег печальный… -как называются эти слова? -что такое тропы? -с какими тропами вы уже знакомы? Пишет тему урока на доске. | Ученики выясняют с помощью дискуссии, что эта часть речи- «прилагательное», и что в данном примере оно используется в прямом и переносном значении. Яркий образ получается, когда прил. используется в переносном значении. -определением. Находят все определения в тексте, которые передают звуки, настроение ,цвет с особенной изобразительной силой. -тропы -краски речи, изобразительно-выразительные средства. -сравнение, олицетворение. Ученики записывают тему урока в тетради. | Формировать у детей представление о том, что такое эпитет. | Коммуникативные: формулирование собственной позиции и умение договариваться. Познавательные: поиск решения задачи. Познавательные: построение высказывания. | Проявлять познавательную активность. Отвечать на эмоциональное состояние одноклассников | ||
Этап: Организация познавательной деятельности. Технология: Исследовательский метод | -как же рождаются эпитеты? Обращается к раздаточному материалу. Включает музыку, которая далее звучит фоном . Читает стихотворение А. А. Прокофьева «Береза»(приложение 1) -что такое береза? -как выглядит? -а какая береза у автора стихотворения? .Помогает детям объяснить каждый эпитет! Закрепляет отличительные особенности эпитетов. Зачитывает определение эпитета из разных словарей . Рассказывает, что результатом многолетнего труда ученых явился «Словарь эпитетов русского литературного языка»(авторы Горбачевич К С. и Хабло Е.П.).В нем собраны эпитеты шестисот писателей и поэтов. Так, к слову музыка подобрано 280 эпитетов, а к слову лицо-600. Предлагает проделать исследовательскую работу: выписать в тетрадь все эпитеты и подсчитать их. -прочитайте, пожалуйста, объясните значение каждого. -сколько всего получилось эпитетов, а сколько других слов?(31:9) -о чем это говорит? -какие ассоциации возникают? | Выбирают правильный ответ из многообразия общих ассоциаций: Эпитет определяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом. Выписывают на доске пары словосочетаний, сравнивают, определяют эпитет. Дети подыскивают свои эпитеты к словам музыка и лицо, делая вывод, что таких слов-множество. Объясняют значение эпитетов ,вступают в дискуссию: что есть эпитет, а что нет.(Преобладающая часть речи-прилагательное, которое делает описание образным, живописным; поэт рисует картину родной природы, близкой каждому). Нужно позволить детям объясниться-договориться-это вершина урока! | Учить находить эпитеты в литературном тексте. | Регулятивные: Оценка правильности выполнения действия. Познавательные: Поиск ответов на вопросы(решение задачи) Коммуникативные: Умение задавать вопросы .Умение отвечать на вопросы. Познавательные: поиск информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: умение общаться в группе. | Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, понимать ответственность, уметь выступить перед классом. Учиться понимать авторскую позицию и высказывать собственное отношение к миру. Учиться вырабатывать и выражать свои мировоззренческие позиции. | ||
Этап: Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок. | -молодцы! Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Примерные вопросы учителя: -в чем же секреты эпитета? -возможно ли написать картину не только кисточкой, но и словом? -как увидеть эпитеты в тексте? -какова их роль в художественном тексте? -на что нам не хватило времени в уроке, чтобы понять место эпитета в тексте? -какой эпитет Вы можете подобрать к сегодняшнему уроку? | Фиксируют материал, изученный на уроке, объясняют недостаток тех знаний и умений, которых не хватает для понимания предмета и решения новых задач .Оценивают личный вклад в решение коллективной проблемы урока-целеполагания через стандартную шкалу оценки от 1 до 5. Предполагаемые ответы записаны на обратной стороне доски: так вот как, оказывается…;я никогда раньше не задумывался об этом…;и я могу так, но… | «Эпитеты украшают нашу речь!»-закрепить понимание. | Регулятивные: Переосмысливание первоначальной учебной задачи, собственной цепочки действий. Коммуникативные: Помогло ли чем-то мнение одноклассника. Познавательные: Что понял и чем поможет в жизни умение пользоваться эпитетами. | Осознавать свои эмоции, учиться понимать эмоциональное состояние других людей. Понимать личную ответственность за результаты деятельности. | ||
Дополнительный материал (творческие задания и т.п.) | Домашнее задание: Написать четверостишие о родной природе(лес, поля, луга, река, грибы, осень),используя яркие и красочные эпитеты. | ||||||
Самоанализ | |||||||
Достижения | Затруднения | Предложения |
Приложение 1
БЕРЕЗА
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную плакучую.
А. Прокофьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...
План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...
Разряды имен прилагательных. Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Сказание «Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи» 1-3 часть.
Этот конспект урока предназначен для 7 класса в национальной школе. В ней написан о туркменском народном фольклоре "Горкут ата" Сказание "Песнь об удалом Домруле, сыне Духа-Конджи"...
Разряды имен прилагательных. Класс: 6
урок русского языка по теме "разряды имён прилагательных"...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....