Урок русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом". Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Часть1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд.Мнемозина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 56.64 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Давидовская Елена Валерьевна
2. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малета Петровск–Забайкальского района Забайкальского края»
3. Должность: учитель
4. Предмет: русский язык и литература
5. Класс:6
6.Тема: «Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом »
7. Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина
Цель: рассмотрение условия обособления определений, выраженных причастными оборотами; предупреждение пунктуационных ошибок, связанных с употреблением причастных оборотов; употребление причастных оборотов в речи.
Задачи:
1) создать условия для развития мышления, памяти, самостоятельности, умения построить речевое высказывание во время устного ответа, при самооценке, взаимной оценке;
2) способствовать формированию чувства ответственности, уверенности, настойчивости;
3) способствовать развитию пунктуационной зоркости учащихся в устной и письменной речи;
4) развивать организационно-деятельную культуру детей.
5) создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация ранее полученных знаний
- Разминка
Ответьте на вопросы (ответы записывайте в тетрадь), выбирая один вариант. Проверьте, поставьте + или -, поставьте себе оценку (у кого 5+ -«5», 4+ - «4» и т.д.)
1.Какое утверждение является неверным
1. Причастие – особая форма глагола
2. Причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию
3. Причастие в единственном и множественном числе изменяется по падежам и родам
4. В предложении причастие чаще бывает определением
2. Какое утверждение является неверным?
1. Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного
2. В предложении причастие чаще всего бывает определением
3. Причастия бывают настоящего, прошедшего и будущего времени
4. Причастие обозначает признак предмета, проявляющийся во времени
3. Укажите словосочетание «причастие + существительное» с главным словом существительным
1. освещенный лес
2. строящаяся на окраине
3. усыпанный песком
4. плавающие у берега
4. В каком словосочетании главным словом является причастие?
1. услышанная новость
2. засеянное поле
3. поросший осинником
4. зажженный огонь
5. В каком предложении определение выражено причастием?
1. Ползучие растения украшали беседку сверху донизу.
2. Все с аппетитом пили шипучий напиток.
3. К морю вела расчищенная дорожка.
4. Малыш выпил стакан пахучего молока.
Ответы
1-3
2-3
3-1
4-3
5-3
2. Определите, в какой группе причастный оборот, а в какой причастие с определяемым словом.
|
|
Так что же такое причастный оборот? Начертите схемупричастного оборота.
× → какой?
Причастный оборот =причастие +зависимое слово
III. Введение в тему урока
(целеполагание)
1. Анализ предложений
Прочитайте предложения, найдите причастный оборот и определяемое слово. Чем отличаются эти предложения? Почему в одном есть запятые, а в другом нет?
Зеленеющее вдали поле было охвачено туманной дымкой.
Поле, зеленеющее вдали, было охвачено туманной дымкой
Какова тема нашего урока?
(Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом )
Какова цель нашего урока?
(Правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Узнать, в каких случаях ставятся запятые при причастном обороте)
IV.Изучение нового материала
- Сформулируйте правило, пользуясь схемой:
Зеленеющее вдали поле было…
Поле, зеленеющее вдали, было…
2. Работа с предложением на слайде:
-Поставьте, если нужно, запятые; объясните графически. Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.
- Работа с предложением у доски:
- Прочитайте предложение, записанное на доске, назовите причастный оборот, определяемое слово и прокомментируйте знаки препинания. Измените предложение так, чтобы причастный оборот не обособлялся.
Солнце, поднимавшееся из-за горы, казалось ослепительно-красным.
(Поднимавшееся из-за горы солнце казалось ослепительно-красным.)
V.Закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа
Внимание!
- Если вы хотите избежать ошибок при выставлении знаков препинания при причастном обороте, стоящем после определяемого слова, то необходимо ПРАВИЛЬНО определить его границы!
Улица спускалась к лениво плескавшемуся под безветренным небом морю.
В саду стояла темнота подсвечиваемая лишь редкими вспышками молний.
Найдите и выделите причастный оборот и определяемое слово, поставьте, если нужно, запятые.
- Ветер дувший с моря все время усиливался.
- Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре ветра.
- Мыс возвышающийся над поверхностью озера был похож на утюг.
- Вся изрытая глубокими колеями дорога шла темным хвойным лесом.
Самопроверка
× п/о
- Ветер, /дувший с моря/, все время усиливался.
п/о ×
- /Сорванная с деревьев/ листва закружилась в вихре ветра.
× п/о
Мыс,/ возвышающийся над поверхностью озера/, был похож на утюг.
п /о ×
- /Вся изрытая глубокими колеями/ дорога шла темным хвойным лесом.
Составьте по предложенной картинке текст, используя причастные обороты.
- Мчащие свои воды
- Сверкающие на солнце
- Журчащие по дорогам
- Свисающие с крыш
- Щебечущие на деревьях
- Плывущие по небу
- Набухшие на берёзе
- Радующиеся весне
Тест: «Причастный оборот»
1) Найдите определение причастного оборота.
а) два и более причастия в предложении,
б) причастие с зависимыми словами,
в) причастие с определяемым словом.
2) Чем является в предложении причастный оборот?
а) подлежащим, б) определением, в) дополнением.
3) Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми:
а) Я слушал журчание воды протекающей в заросших осокою берегах.
б) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.
в) Отряд построили на опушке леса подступавшего к школьному участку.
г) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути.
4) Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Начатый разговор, слишком рано прерванный, не возобновился.
б) Кое-где на волнах плавно покачивались сверкающие на солнце льдины.
в) Из недавно проснувшихся долин, веяло душистой свежестью.
г) Небольшой деревянный домик, выкрашенный розовой краской, стоял посреди сада.
5) Укажите, в каких предложениях неверно обозначены границы причастного оборота (знаки препинания не расставлены):
а) Два разведчика /прокладывающие дорогу пехоте/ вышли на ближайшие подступы к Висле.
б) Володя выловил ложкой /дымящуюся паром картофелину/.
в) Небо было все в звездах /излучающих ровный тихий свет/.
г) /Прикрытую сверху/ хвоей землянику с первого взгляда трудно заметить.
Тест
Ответы
1-б
2- б
3 – г
4- в
5 – б, г
- Графический диктант
( В диктуемых предложениях есть причастные обороты. Ваша задача – указать на схеме, перед определяемым словом или после него находится причастный оборот, нужны ли запятые)
- Кругом лежит сверкающий на солнце снег.
- Дремлют посеребренные инеем деревья.
- Прижались к земле кусты, запорошенные снегом.
- Молчит уснувший надолго лес.
- Мать, не отходившая от сына, заплакала.
- Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает.
- За окном, освещенным лунным светом, серебрилось поле.
VI.Рефлексия учебной деятельности
- Я не знал(а)…. теперь я знаю
- Сегодня я узнал(а)…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял(а) задания…
- Я понял(а), что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал(а), что…
- Я приобрел(а)…
- Я научился (научилась)…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
VII. Домашнее задание
Параграф 46
№476
индивид.задание(составить словарь слова «обособленный», подобрав однокоренные слова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении»
Урок c применением ЭОР «Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении»Цель: повторить теоретические сведения о причастном обороте и условиях обособления причастного о...
Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами
Задание в формате ЕГЭ по теме "Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами"...
Методическая разработка «Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»
в помощь учителям русского языка...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания
Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь други...
Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами"
Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами" (8 вариантов) (6-7 классы)...
Рабочий лист "Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом"
Рабочий лист является хорошим способом реализации индивидуального подхода, а также формой организации познавательной и регулятивной деятельности учащихся....
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»...