Урок-обобщение в 7 классе по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Милосердова Наталия Александровна

Урок-обобщение в 7 классе по теме "Причастие" рассчитан на сильных учащихся. Темп урока высокий, что позволяет сделать повторение эффективным, а разнообразные формы заданий делают урок насыщенным и не дают ученикам отвлекаться

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_prichastiyu.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Все о причастии". Обобщающий урок русского языка в 7-м классе

Милосердова Н.А., учитель русского языка и литературы

Лексическая тема: красота русской природы.

Тема урока: Причастие.

Класс: 7

Тип урока: урок-обобщение по теме «Причастие»

Место: Морфология и орфография.

Цели: 

Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний и умений по теме;
  • закрепление навыков образования и правописания причастий, нахождения в предложении обособленных определений, выраженных причастным оборотом, и выделения их интонацией и знаками препинания;

Развивающие:

  • знакомство с особенностями стилистического использования причастий в тексте;
  • знакомство с творчеством И.И. Шишкина.

Воспитательные:

  • воспитание чувства любви  к природе и понимания её красоты;
  • воспитание бережного отношения к Слову как духовной ценности народа.

Оборудование:

  • картины И.И.Шишкина;
  • презентация к уроку;
  • карточки с разноуровневыми заданиями;
  • мультимедийное оборудование

Этапы урока.

Целеполагание.

Методы и приёмы.

Ход урока

  1. Оргмомент

Цель: организация рабочего пространства, мотивация к дальнейшей деятельности, создание соответствующего эмоционального настроя.

  1. Целеполагание.

Цели: активизация деятельности учащихся,  мотивирование учащихся на результат.

Методы: диалог, беседа с учащимися.

Ребята, сегодня на уроке мы обобщим наши с вами знания по теме "Причастие". Назовите мне, пожалуйста, темы, которые нам необходимо вспомнить, чтобы мы могли с уверенностью заявить: «Нам известно о причастии всё!»   Дети отвечают: морфологические признаки причастия, разряды причастий, образование и правописание причастий, обособление причастий и причастных оборотов в предложении.

Учитель. Всё верно, ребята. Кроме того, мы  понаблюдаем, с какой целью используются причастия в текстах. А помогут нам в этом стихи русских поэтов и замечательные картины гениального  художника И. Шишкина.

  1. Повторение.

Цели: актуализация поисково-познавательной деятельности учащихся.

Методы:

Комбинирование индивидуальных и групповых форм работы; разноуровневые задания.

1. Причастие - это "часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного"..

 Такое емкое и интересное определение причастию дал В.И.Даль. (слайд № 1) Раскройте суть данного высказывания, расшифруйте его.

2. Заполнив таблицу "Морфологические признаки причастий", (слайд № 2) мы доведем свой ответ до конца (1 ученик заполняет таблицу на интерактивной доске).

3.  В это время даётся задание классу выполнить задание №1 в карточках: 1) Подберите однокоренные причастия к данным прилагательным: темный, зеленый, молчаливый, шумный, цветочный; 2) образуйте действительные причастия прошедшего времени от глаголов: нарисовать, показать, изобразить, создать; 3) составьте словосочетания "прич + сущ" на тему: "Жизнь леса" (разноуровневые задания).

Назовите причастия, словосочетания, записанные вами в тетрадь.

Проверка заполненной таблицы.

  1. Проверка д/з.

Цель: заинтересовать учащихся, установить смысловую связь домашнего задания и изученного ранее материала с темой данного урока.

Методы: творческий подход к

домашнему заданию

Перекрёстный обмен вопросами.

Цель: проверить степень усвоения материала, изученного на предыдущих уроках; выявить, какие затруднения вызывают у учащихся ранее изученные темы.

Ребята подготовили сказку о причастиях, которую они сейчас расскажут.

Сказка «Образование Причастий»

Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ- -ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-т-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на вое одиночество. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Говорит им Глагол:

-  Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу.

- Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилось им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными.

Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников.

Глагол сказал:

- Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный.

- А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное.

Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали.

Учитель. Понравилась ли вам сказка? Раскрывает ли данная сказка суть темы "Причастие  как часть речи"? Какие значения имеет предложение

И никакого вам будущего!

 В роли какой части речи во втором варианте выступает причастие «будущего»?

 (слайд № 3)

Учитель. Те из вас, кто не участвовал в подготовке сказки, получили задание подготовить вопросы о причастии для своих товарищей.

Вопросы: 

- Как не ошибиться в написании окончаний причастий?

- Что обозначают действительные причастия?

- Как образуются действительные причастия настоящего времени? (от основы глагола наст времени несовершенного вида)

- Как образуются действительные причастия прошедшего времени? (от основы инфинитива, причем гласная перед-ть сохраняется).

- Что обозначают страдательные причастия?

- Как образуются страдательные причастия настоящего времени? (от основы переходного глагола наст времени несовершенного вида).

- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени? (от основы неопределенной формы переходного глагола).

- Как не запутаться суффиксах действительных причастий настоящего времени?

- Как не запутаться суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

- Сколько Н пишется в суффиксе кратких страдательных причастий?

- Образуйте причастие будущего времени от глагола нарисовать.( причастия имеют формы наст. и прош. времен. Форму будущего времени причастия не имеют).

- Можно ли образовать страдательное причастие от непереходного глагола? (нет, т.к. непереходный глагол не предполагает наличие объекта, на которое направлено действие).

- Можно ли образовать действительное или страдательное причастие настоящего времени от глаголов совершенного вида? (глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени).

- Как отличить страдательное причастие от отглагольного прилагательного? (наличие приставки (кроме НЕ-) или зависимых слов, также НН пишется в причастии без приставки и завис слов совершенного вида).

- Какие морфологические признаки определяем у причастия? (дейст. или страд., время, вид, полн или кратк., падеж, число, род).

- образуйте страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать (искомый), есть (едомый), вести (ведомый)зависеть (зависимый), шить (?), жевать (?) (слайд № 4)

3. Работа с текстом. Анализ художественного текста.

Цели: отработка навыков лингвистического анализа текста; получение знаний о жизни и творчестве русского пейзажиста И. Шишкина; привитие чувства любви к родной природе.

Методы:

Историко-литературный экскурс;

Исследовательский метод;

Лингвистический анализ текста.

1. Вашему вниманию представлен текст (на интерактивной доске).

Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.

Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

2. Анализ текста.

Можно ли данное сообщение назвать текстом? (это текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически)

Какова тема данного текста? (в тексте говорится о творчестве И. Шишкина, запечатлевшего красоту родного края).

Над какими вопросами рассуждает автор текста?

Определите его основную мысль. (Творения художника, беззаветно преданного родной природе, гениальны и вечны)

Определите тип текста и его стиль. (Это текст - повествование, представляет собой отрывок из научной работы, реферата).

Краткое сообщение учителя о Шишкине. Показ картин художника. (слайд № 6 -12)

4.Работа с причастиями из данного текста.

Цели: активизация поисково-познавательной деятельности учащихся.

Методы:

Исследовательский метод;

Метод взаимопроверки.

Найдите в тексте причастия и запишите их в тетрадь.(слова на доске, слайд № 13)

Докажите, что данные слова являются причастиями. Охарактеризуйте их.

Какая морфема помогла вам в характеристике причастий?

(суффикс)

Заполните таблицу "Суффиксы причастий" (1 ученик заполняет таблицу на интерактивной доске). (слайд № 14) / Выполним морфемный разбор данных причастий (по заданию №2 карточки)

Проверим таблицу :.

Обменяйтесь работами и проверьте правильность работы соседа. (на инт. доске правильные ответы) (слайд № 15)

Какова синтаксическая роль данных причастий в предложении?

Объясните постановку запятых в предложениях текста. (слайд № 16)

5. Повторение  пунктуации и орфографии.

Цели:

Закрепление полученных знаний, применение их на практике.

Методы:

Метод взаимопроверки; комментированное письмо.

1. В ваших карточках даны предложения с причастными оборотами. Прочтите их, расставьте, где это необходимо, запятые, подчеркните определения, выраженные причастием или причастным оборотом. ( 2)..Я знаю Ивана Ивановича Шишкина как человека, влюбле:ого в каждый цветок, в каждый кустик, в каждое деревц.., в наш русский лес и полевые р..внины. 3). Как-то во время грозы Иван Иванович восхище:о произнес: "Какая необычайная картина! Хочу запомнить этот дождь, это солнце, эти росчерки падающ: капель". 1).Я опустила глаза и увидела поле, сплошь покрыт: ромашкой. Иван Иванович тоже стоял у края поля и (не) отрывал глаз от ликующих цветов.

Обменяйтесь работами и проверьте правильность работы соседа. (слайд № 17)

2. Работа по орфографии (работа выполняется на интерактивной доске, слайд 18-19)

В расстилающемся тумане, невиданную красоту, по нехоженой тропинке, озаренные лучами, нечаянная радость, у дремлющего леса, на некошеном лугу, обожженные солнцем, не потревоженная человеком природа, нетронутые леса, окруженная соснами, в колосящейся ржи, резвящимся медвежатам, созданное художником произведение, незабываемое впечатление, еще не закрытое тучей небо, не остывшая от зноя, незавершенный пейзаж, растаявший в утренней дымке, наполненный тишиной.

6. Определение стилистической роли причастий.

Цели: Рассмотреть использование и роль причастий в книжных стилях речи на примерах цитат из произведений писателей-классиков; формирование информационной и коммуникативной компетенций.

Методы:

Эвристическая беседа;историко-лингвистический экскурс; выразительное чтение стихотворных отрывков;

1) Ребята, за это время мы многое узнали о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий. Но, чтобы завершить эту большую тему, нам необходимо коснуться еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?

На этот вопрос нам помогут ответить ваши одноклассники:.

Ученик 1: Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

Учитель: Вспомните теорию "Трех штилей" Ломоносова, где он делит литературный язык на 3 стиля:высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.

а) О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

б) Послал в Россию Человека,
каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну.
(слайд № 20)
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.

Ученик 2. Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". Пушкин широко использовал причастия в своих произведения.

а) Он видит: он еще любим; (слайд № 21)
Уж он раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье:

б) Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега:

Ученик 3: Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например, Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.

Учитель:

Или сравните: Обобщающий урок позволит учителю выяснить, насколько успешно достигнуты цели изучения темы. Причастия обобщающий, достигнуты. Заменим причастия на синонимичные выражения. Урок, который содержит обобщение по пройденной теме, позволяет учителю выяснить, насколько успешно он смог достигнуть цели изучения темы. (слайд № 22)

Ученик 3: Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан. (слайд № 23)

Учитель: Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека. Не даром еще Пушкин в своих поэтических произведениях широко использовал причастия как изобразительно-выразительное средство.

а) Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор:

б) Но шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя. (Пушкин)

Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. И радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в черном небе. (А.Ахматова). (слайд № 24)

7. Творческое задание. Описание картин И. Шишкина.

Цели: обучение умению  использовать причастия в качестве изобразительных средств языка; активизация творческих способностей учащихся; развитие письменной речи учащихся;формирование лингвистической и языковой компетенций.

Методы:

Метод разноуровневого обучения; элементы интегративного обучения;

Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем использовать причастия в качестве изобразительных средств языка. А используем мы их при описании картин И.И.Шишкина. У каждого из вас свое творческое задание и своя картина.

Задание дано на карточке.

Прочтите его и выполните.

Разноуровневые задания:

1) составить по данной картине словосочетания причаст. + сущ., причаст + сущ. с предлогом; 2) составить по данной картине предложения с причастиями или причастным оборотом; 3) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож); 4) составить небольшое сочинение- размышление на тему: "Роль причастий в художественном описании (леса)".

 Проверка выполненных работ.

8. Выводы  по уроку.

 Рефлексия.

 Цели: целостное обобщение полученной информации, организация рефлексивного момента.

Методы:  

Диалог, рефлексивный метод.

Подведение итогов.

Заполнение рефлексивной карточки

 «Мои достижения на уроке»

Домашнее задание.

Цели: закрепление полученных компетенций, подготовка к сочинению-описанию.

Методы:

Метод разноуровневого обучения.

Составить словосочетания, предложения по картине И.И. Шишкина "Цветы на опушке", подготовиться к сочинению - описанию картины).

Используемая литература.

1.С.Н.Пименова. Первые уроки изучения причастия в 7 классе по учебному комплексу. // Русский язык в школе, 1994г - №3.

2.  Н.С.Балак. Использование лингвистического текста при изучении причастия. // Русский язык в школе, 1995 г. - № 1

3.  А.А.Губарева. "Путешествие в город Причастинск". //Русский язык в школе и дома, 2006 г. - № 6.

4. Государственная Третьяковская галерея. (PC CD-ROM), - Москва, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК - ОБОБЩЕНИЕ: «ЛИТОСФЕРА» 6 КЛАСС

Урок-обобщение по теме "Литосфера"...

Урок-обобщение в 7 классе по теме «О вкусной и здоровой пище»

Цели урока•      Практические: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "HealthyLivingGuide" (конкретно по разделу "О вкусной и здоровой пище"AboutTastya...

Урок обобщение в 2 классе " В стране английского языка "по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English"

Это обощение материала за первое полугодие с элементами проектной деятельности (составление книжки - азбуки) во втором классе по УМК " Enjoy English "-2 авторов М.З.Биболетова, О.А.Денисенко. Урок пос...

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

“Конспект урока “ CHRISTMAS CELEBRATIONS”. Урок-обобщение в 6 классе ”.

КОНКУРСНАЯ РАБОТА                           ...

Урок-обобщение по теме: "Классы неорганических соединений с использованием интерактивной доски", 8 класс химия

Урок, созданный с целью:    -  акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах  веществ,      как   представителей классов нео...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...