Рабочая программа "Родной (русский) язык"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Родной (русский) язык" | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Соловьёва О.В./ «__»___________2017 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Сорокина Н.В./ «____»____________2017 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________2017 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Родной (русский) язык»
в 5 классе
Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (далее – Примерная рабочая программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и определяет цели, задачи, планируемые результаты и содержание предмета.
Данная Примерная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и правовыми актами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
4. Закон Республики Мордовия о государственных языках Республики Мордовия. Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 № 4-З, от 19. 12. 2011 г. № 78-З).
5. Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия» (в ред. Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (с изменениями от 9 апреля 2015 года).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, от 29.12.2014№2357).
8. Примерная основная образовательная программа (в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и является документом, определяющим контроль и качество обучения по данному учебному предмету.
Место предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение родного (русского) языка в 5 классе с обучением на русском языке и предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в объеме 17 ч (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения
Рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся.
Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому) языку:
- уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;
- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
- умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
- умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».
Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира. Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.
Раздел 2. Язык и культура.
– искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц. Выразительное чтение. Единицы техники речи. Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.
Раздел 3. Экология языка.
– природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них |
развитие речи, ч. | |||
1 | Введение | 1 | - |
2 | Общие сведения о языке | 1 | |
3 | Язык – форма и зеркало национальной культуры | 6 | 2 |
4 | Текст | 6 | 1 |
5 | Лексика и фразеология | 2 | - |
6 | Заключительное занятие | 1 | 1 |
Итого | 17 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Формы контроля | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение (1 ч) | |||||
1 | Чему учит предмет «Родной (русский) язык»? | 1 | Конспект | ||
Общие сведения о языке (1 ч) | |||||
2 | Русский язык в семье родственных языков | 1 | Схема «Место русского языка среди языков мира» | ||
Язык – форма и зеркало национальной культуры (4 + 2 ч) | |||||
3 | Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира» | 2 | Устное моноло-гическое или диалогическое высказывание («Словари русского языка») | ||
4 | Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицы. Поговорки. Обряды. | 1 | Таблица «Единицы языка», подготовка проекта «Русский язык в посло-вицах, поговор-ках, обрядах» | ||
5 | Р/р. Музей одной пословицы, поговорки, фразеологических единиц | 1 | Защита проекта | ||
6 | Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета. | 1 | Подготовка проекта «Русский речевой этикет» | ||
7 | Р/р. Русский речевой этикет | 1 | Защита проекта | ||
Текст (5 + 1 ч) | |||||
8 | Текст как продукт речевой деятельности | 2 | Составление таблицы «Приз-наки текста» | ||
9 | Средства связи и виды связи предложений в тексте | 1 | Составление таблицы «Грамматические и лексические средства связи предложений в тексте» | ||
10 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение | 1 | Создание текстов разных типов речи | ||
11 | Выразительное чтение. Единицы техники речи: интонация, логическое ударение, дыхание, орфоэпия | 1 | Выразительное чтение прозаических и лирических произведений | ||
12 | Р/р. Художественное чтение отрывка прозаического или лирического произведения | 1 | Конкурс чтецов | ||
Лексика и фразеология (2 ч) | |||||
13 | Экология русского языка | 1 | Проект на одну из тем: «Причины нару-шения экологии русского языка». «Использование ненормативной лексики в соци-ально-бытовой сфере». «Использование заимствований во всех сферах жизни общества». «Необходимость сохранения национального своеобразия русского языка». | ||
14 | Словари – наши помощники. Виды словарей. Особенности работы со словарями | 1 | Написание словарной статьи | ||
Заключительное занятие (1 ч) | |||||
15 | Р/р. Устное сочинение «Язык есть дух народа» | 1 | Выступление |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тематическое планирование по родному (русскому) языку и составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : в 2 ч. / Т. А. Ладыженская [и др.]; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учителя
1. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку / Н.В. Воронина, Т.В. Егорова. – М.: «Русское слово», 2013. – 288 с.
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
3. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5–9 / авт.-сост. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009. – 46 с.
4. Синицын, В. Мастерская выразительного чтения. 5–6 класс: методическое пособие для учителей русского языка. – М.: РОСТ, 2015.
5. Художественный текст на уроках русского языка: дидактические материалы к учебникам «Русский язык»/ под ред. М.В. Панова. 5–9 классы; В.В. Луховицкий. – М.: «Русское слово», 2012. – 136 с.
6. Школьная риторика: 5класс: учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред. Т.А. Ладыженской.– М.: Ювента; Балласс, 2013.–160с.
Список интернет-источников
- http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Содержит электронные версии наиболее авторитетных изданий текстов русской классики и посвященных им научно-исследовательских работ. Все издания имеют постраничную разметку в соответствии с печатным оригиналом, что упрощает их цитирование. «Фонды» библиотеки распределены по следующим разделам:
Фольклор: Былины и песни, Сказки, Заговоры.
Древнерусская литература: Слово о полку Игореве, Житие протопопа Аввакума. Русская литература XVIII в.: Ломоносов (планируется добавление разделов по Державину и Карамзину). Русская литература XIX в.: Пушкин, Батюшков, Грибоедов, Жуковский, Боратынский, Тютчев, Лермонтов, Гончаров, Гоголь, Лев Толстой, Чехов (планируется добавление раздела по Достоевскому). Русская литература XX в.: Маяковский, Есенин, Шолохов (планируется добавление разделов по Блоку, Мандельштаму и Горькому). Справочная литература: Литературная энциклопедия, Словарь литературных терминов, Поэтический словарь, Словарь русского языка в 4 т. (МАС), Толковый словарь Ушакова, Словарь псевдонимов, Словарь русского языка XVIII в. Периодические издания: Известия Российской академии наук (с 1852 по 1927 гг. и с 1992 по 1998 гг.), Известия Академии наук СССР (с 1929 по 1991 гг.), Российский Архив, Труды Отдела древнерусской литературы. А также: История всемирной литературы в 9 т., История русской литературы в 10 т., История русской литературы в 4 т.Библиотека постоянно пополняется.
- http://lib.pushkinskijdom.ru/ Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. На сайте размещены электронные версии изданий Пушкинского дома, а именно: Словарь книжников и книжности Древней Руси, Библиотека литературы Древней Руси, Труды Отдела древнерусской литературы; Русская литература. Век XVIII. Лирика, Русская литература. Век XVIII. Трагедия, Петр I в русской литературе XVIII века: Тексты и комментарии, Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век. Сб. 1–24. 1935–2004; Материалы к Пушкинской энциклопедии, Грибоедов. Энциклопедия. Еще один очень интересный для любого филолога раздел сайта: «Пушкин. Прижизненные публикации». Приводятся репринты прижизненных публикаций поэта в формате PDF.
- http://www.ruscorpora.ru/ – Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. Объем корпуса – более 140 миллионов слов.
- http://philologos.narod.ru/ – Материалы по теории языка и литературы. Обширная подборка учебников, монографий, научно-исследовательских статей.
- YourDictionary.com – собрание online словарей многих языков, в том числе малоизвестных
- Словари Lingvo
- http://www.gramota.ru «Русский язык». Справочно-информа-ционный портал. Основные задачи портала: возрождение культуры речи, популяризация русского языка и поддержание его литературных норм. Рассчитан на самый разный образовательный уровень и круг интересов. Размещены электронные словари: «Орфографический словарь» под редакцией В.В.Лопатина, который постоянно пополняется; «Словарь трудностей произношения и ударения» под ред. К.С.Горбачевича. В он-лайновом режиме бесплатно работает «Справочное бюро». Также предлагается поучаствовать в «Дискуссионном клубе», порешать лингвистические задачи в разделе «Конкурсы» или прочитать аналитические материалы в «Научном журнале». Здесь же собраны все «официальные документы», относящиеся к русскому языку.
- http ://www . repetitor .org / Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
- http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
- http ://lit .1 september . ru /index . php Газета «Литература». Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
- http ://old - russian . narod . ru / Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
- http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.
- http://math.msu.su/~apentus/znaete/ Проект «Знаете слово?». Приводится более 1500 интересных слов с толкованием, этимологией и иллюстрациями. Для удобства поиска имеются хронологический, алфавитный и тематический каталоги.
- http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlitmain.html Урок литературы. Авторский проект Юрия Ээльмаа. Сайт методико-литературной почтовой рассылки для школьных учителей литературы, старшеклассников, людей, интересующихся филологией и преподаванием литературы.
- http://www.mapryal.org/ Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Общая информация, мероприятия Ассоциации, проблемы преподавания русского языка в мире, материалы Вестника «Русский язык за рубежом».
- http://lermontov.niv.ru/ Михаил Юрьевич Лермонтов. Сайт посвящен жизни и творчеству поэта.
- http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе. На сайте можно найти правила по орфографии и пунктуации русского языка, учебники и сочинения по литературе, литературный словарь, методические материалы, материалы для подготовки к ЕГЭ.
- http://lib.prosv.ru/ Школьная библиотека. На сайте собрана вся школьная программа по литературе. Бесплатно и в разных электронных форматах собраны произведения от классиков до современников. Проект издательства «Просвещение».
- http://philolog.pspu.ru/ Филолог. Научно-методический, культурно-просветительский журнал Пермского государственного педагогического университета. Архив журнала с 2002 года.
- http ://www . slovorusskoe . ru /Main .html Слово Русское. Сайт посвящен русскому языку и фольклору. Здесь собраны пословицы и поговорки, высказывания и стихи о русском языке, статьи о фольклоре и обрядах, игры и развивающие материалы для детей.
- Архив учебных программ и презентаций – Архив учебных презентаций по всем предметам, в том числе и по русскому языку с литературой. Есть возможность добавлять свои материалы.
- Коллекция презентаций –Коллекция презентаций по различным предметам.
- «Я иду на урок литературы» – Электронная версия журнала «Литература», сайт для учителей литературы.
- «Я иду на урок русского языка» – Электронная версия газеты «Русский язык», сайт для учителей русского языка.
- Культура письменной речи – Грамма.ру. На сайте представлены наиболее интересные и полезные статьи и материалы из современных изданий, способные оказать существенную помощь всем, кто связан с изучением русского языка и литературы.
- Золотой стихофон – Архив образцов искусства художественного чтения, виртуальная аудиокнига классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3, профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино.
- Аудиохрестоматия – Образовательный портал даёт возможность услышать великие литературные произведения в исполнении известных актеров, включает в себя гипертекстовый ресурс, формирующий культурное поле читателя.
- Фабрика кроссвордов– Ресурс, позволяющий самим в сети создавать на русском языке кроссворды по различной тематике и решать их в интерактивном режиме. Можно дать ссылку ребятам, чтобы они создали или отгадали.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа русский язык 6 класс
Планирование составлено учителем русского языка и литературы МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной, на основе рабочей программы 2 вида по русскому языку, утвержденной 30...
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Школа 2100») 8 Б класс
составлено на основе Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 («Школа 2100»под ред.Р.Бунеева и Е.Бунеевой)– М.: БАЛАСС, 2010; Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫ...
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...