Уроки литературного чтения по рассказу А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Уроки литературного чтения в 9 классе школы с узбекским и другими языками обучения по рассказу А.П.чехова "Толстый и Тонкий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_urok_15.docx | 17.69 КБ |
9_klass_urok_17.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 15. А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»
Цели урока
Образовательная: ознакомить с рассказом А.П. Чехова «Толстый и Тонкий», показать мастерство автора.
Развивающая: формировать навыки внимательного, вдумчивого чтения, понимания художественных деталей.
Воспитательная: воспитывать непримиримое отношение к лицемерию, духовному рабству.
Формируемые элементы компетенций:
К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
К 2 - обладает хорошими навыками беглого, сознательного чтения про себя на русском языке, составления вопросов к тексту.
К 3 - умеет выражать своё мнение о прочитанном.
Оборудование урока: портреты А. П. Чехова разных лет; аудиозаписи рассказа; фрагмент кинофильма «Ну, публика!» («Толстый и Тонкий»), иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы учебника к сказке Салтыкова-Щедрина.
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя
Чехов – изумительный автор. У него можно научиться лаконичной речи, меткому, точному слову. Одной деталью, одним словом Чехов умел сказать многое. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять чеховские детали, их удивительную точность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. И еще раз мы будем говорить об особенностях «маленьких людей» в рассказах Чехова.
Говоря о Чехове, вспоминается известное выражение: «Талантливый человек талантлив во всем». Вспомните известные вам факты биографии А.П.Чехова, которые подтверждают это.
2. Словарная работа. Комментарии к тексту.
Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи).
Юмор – добрый смех.
Антитеза – противопоставление.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Флёрдоранж – «настой цветов» – одеколон.
Лютеранство – вероисповедание (протестантство).
Коллежский асессор - чин VIII класса, ценился очень высоко, и достичь его было нелегко даже дворянину. Требовался университетский или лицейский диплом. До 1884 года соответствовал чину майора, а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину капитана.
Ста́тский сове́тник — гражданский (статский) чин V класса в российской Табели о рангах до 1917 года. Статский советник в России соответствовал должности вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты и чину бригадира армии и капитан-командора флота. После отмены в 1796 году армейского звания бригадира занимал промежуточное положение между званиями полковник и генерал-майор.
Тайный советник — в России гражданский чин III класса в Табели о рангах, соответствовал чинам генерал-лейтенанта и вице-адмирала. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности, например, министр или товарищ министра, руководитель крупного департамента, сенатор, академики Императорской Академии наук; изредка в III классе были и некоторые губернаторы, долго управляющие своей губернией и произведённые в тайные советники в знак признания особых заслуг и перед переводом с повышением в столицу.
Эфиа́льт (др.-греч. Ἐφιάλτης) – в переносном значении «предатель». Во время Фермопильского сражения изменник Эфиальт указал персам обход в Фермопильском ущелье. Именно из-за этого Леонид со своими спартанцами погиб, окруженный с двух сторон неприятелем. Он был приговорен в Афинах к смерти.
Орден Святого Станислава — орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Самый младший среди государственных наград, главным образом для отличия чиновников.
Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)
3. Комментированное чтение.
IV. Закрепление изученного.
1. Просмотр фрагмента кинофильма «Толстый и Тонкий».
Удалось ли актерам передать смысл рассказа Чехова? Что в этом фильме было неточным?
2. Где встретились «друзья детства»? Как они выглядели? Есть ли в рассказе «посторонние» персонажи»? Почему они есть в фильме?
3. О каком событии школьной жизни вспомнил Тонкий? Как вы думаете, почему Миша прожёг папироской журнал – казённую книгу? Не за эту ли историю Тонкого прозвали Эфиальтом – предателем? Наказали Мишу или нет? Как вы представляете отношения Миши и Порфирия в их гимназические годы?
Как разговаривают герои? Радуются ли они встрече? Почему?
Учитель обращает внимание на то, что у Толстого предложения короткие, речь разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У Тонкого – короткие восклицательные предложения. Речь героев проста и лаконична. Предложения простые.
Когда изменилась речь Тонкого? Как изменился он сам? Можете ли вы сказать, что это бесправный бедный человек?
«Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе XIX века у Пушкина и Гоголя. Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь хотели напомнить читателям, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
Сочувствуете ли вы Тонкому? Почему?
3. Работа в парах.
Задайте вопрос товарищу по тексту рассказу.
V. Итог урока.
Заключительная беседа.
1.Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?
2. Можете ли вы назвать героев друзьями? Вспомните, что рассказывал Тонкий о школьных годах. Найдите в тексте другое слово, которым назвал героев Чехов.
3.Почему Толстый не возражает на угодничество Толстого и уходит?
4.Какое человеческое качество высмеивает Чехов?
VI. Домашнее задание. Придумать 4 вопроса к рассказу.
Подумайте, кто в рассказе самый наблюдательный и умный. Кто раньше Тонкого понял преимущества Толстого?
Предварительный просмотр:
Урок 17. А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»
Цели урока
Образовательная: ознакомить с рассказом А.П. Чехова «Толстый и Тонкий», показать мастерство автора.
Развивающая: формировать навыки внимательного, вдумчивого чтения, понимания художественных деталей.
Воспитательная: воспитывать непримиримое отношение к лицемерию, духовному рабству.
Формируемые элементы компетенций:
К 1 - умеет вести диалог-дискуссию в форме диспута, спора на основе прочитанных книг.
К 2 - умеет сформулировать основную мысль текста, озаглавить его, составить вопросы и план к тексту.
К 3 - умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений русской литературы в жизненных ситуациях
Оборудование урока: портреты А. П. Чехова разных лет; аудиозаписи рассказа; фрагмент кинофильма «Смерть чиновника», иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания. Вопросы по содержанию рассказа «Толстый и тонкий» задают ученики.
2. Блиц-опрос по тексту.
1. Сколько героев присутствует в рассказе? (Четыре)
2. Назовите имя жены Тонкого. (Луиза)
3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
8. Имя Тонкого. (Порфирий)
9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)
11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)
13. Продолжите фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
III. Объяснение нового материала.
1. Работа над содержанием рассказа.
Дома вы перечитали рассказ и поняли, что самый наблюдательный – сын Тонкого Нафанаил. Прочитайте в тексте, как меняется его поведение в связи с тем, что говорит Толстый. А почему отец не сразу понял, что Толстый – значительное лицо?
Каким человеком вырастет Нафанаил?
Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали “толстого”? Опишите устно внешность, одежду. Почему Чехов ничего не говорит об этом? Мы знаем только о том, что один – толстый, а другой – тонкий. Зато много об их действиях. (“Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни”, “Пахло от него хересом”- это значит, что он состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно. «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»).
Раскройте смысл слова «тонкий». Почему не «худой»? (тонкая штучка) Выходит, чехов сразу развел бывших одноклассников, да еще назвал их не друзьями, а приятелями. Зачем же тогда нужен рассказ, если нам с самого начала ясно, что тонкий ошибается?
3. Как изменился тонкий? Прочитайте текст. «Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» - неестественность, наигранность. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Окаменел – главная метафора - был поражен, замер, застыл как вкопанный. Это от испуга, шока, ужаса. «Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Неестественность, наигранность. «Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Чемоданы, узлы тоже «съежились, поморщились». Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется почтительное – «с»).
- Закрепление изученного материала.
1. «Маленький человек» у Чехова сам виноват, что угодничает и льстит. От слов Тонкого скривился Толстый. Он обычный человек. Познакомьтесь еще с одним рассказом Чехова, где «маленький человек» замучил генерала.
Просмотр фильма «Смерть чиновника».
Чем напоминает вам этот герой Тонкого?
V. Итог урока.
Что запомнилось вам в рассказах Чехова? Что взволновало?
Встречали ли вы в жизни такие ситуации?
- Домашнее задание.
Прочитать на каникулах самостоятельно рассказ А.П. Чехова, подготовить пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....
Урок-спектакль по литературе 6 кл по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок-спектакль способствует развитию творческих способностей учащихся, показывает связь литературы и театра...
Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").
В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...
Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с р...
Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".
Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического"....
- Мне нравится (1)