Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (5, 6 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с рассказом Чехова «Толстый и тонкий»; уметь определять тему, идею произведения; 2) воспитать умение выражать такие чувства, как честность, справедливость, искренность; 3) развивать умение выразительно читать текст, творческие способности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_rasskaz_a.p.chehova_tolstyy_i_tonkiy.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» (урок внеклассного чтения в 5 классе)
(Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 им. Р. Фахретдина» г. Альметьевск Гиззатуллина Л. Н.)
Цели: 1) знакомство с рассказом Чехова «Толстый и тонкий»; уметь определять тему, идею произведения;
2) воспитать умение выражать такие чувства, как честность, справедливость, искренность;
3) развивать умение выразительно читать текст, творческие способности учеников.
Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий»,
портрет А.П. Чехова,
иллюстрации детей к рассказу.
Ход урока
- Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка готовности класса к уроку.
- Сообщение цели урока.
II. Чтение учениками рассказа «Толстый и тонкий» по ролям (автор, «толстый», «тонкий»).
Комментарий учителя (словарная работа).
На доске:
Лоснились, херес, флерд'оранж, навьючен, облобызались, щёголь, лютеранка, портсигары, столоначальник, коллежский асессор, статский советник, превосходительство, вытянулся во фрунт, вельможа, чинопочитание, благоговение.
Некоторые слова (особенно слова устаревшие) объясняет учитель. Если же ученикам знакомы слова, то они сами дают их толкование.
- Беседа по рассказу
- Что произошло однажды на железнодорожном вокзале?
Ученики: Встретились два друга.
- Что происходит с героями этого рассказа во время их разговора? Как они меняются?
Ученики: Тонкий, вспоминая школьные годы, был очень весел, шутил, толстый тоже был рад видеть товарища прошлых лет. С большим достоинством рассказывал тонкий о своей нынешней жизни, но слова толстого о своём положении очень влияют на тонкого: радости как не бывало.
- Почему происходят изменения, что влияет на эти изменения?
Ученики: После того, как герои рассказывают о своих достижениях по службе, начинает прежде всего меняться тонкий. Вначале он хвастался и своим чином, и семейным положением, а когда узнаёт о должности и звании толстого, сразу как-то уменьшается, сужается. То же самое происходит и с женой, и с сыном тонкого, и даже с его вещами.
- Охарактеризуйте героев.
Ученики, используя текст, дают характеристику героям.
- Кто из героев понравился: толстый или тонкий? Почему?
Ученики приводят аргументы, доказывая свою позицию. Примеры для доказательства могут быть и из их личной жизни, и из жизни их знакомых, и даже просто услышанные истории.
- Как Чехов относится к своим героям? Как относится к переменам, которые произошли с тонким?
Ученики: Писатель прежде всего показывает своё негативное отношение к тонкому. Автору не нравится перемена в герое, которая отражается и на семье героя, и даже на его вещах: узлах, коробках. Чехов считает неестественными изменения, произошедшие с тонким, ведь служебное положение не должно отражаться на взаимоотношениях товарищей. Кроме того, толстый никоим образом не хотел унизить своего бывшего «одноклассника».
- Что высмеивает Чехов в этом рассказе?
Ученики: Чехову не нравятся такие черты характера, как преклонение перед человеком высшего чина, хвастовство, угодничество.
- Попробуйте перевоплотиться в образ тонкого. Представьте, что вы тонкий (герой рассказа) и рассказываете, например, своей жене о встрече с толстым. Как вы опишите свои чувства? Что вы на самом деле испытывали? В помощь вам на доске записаны слова и выражения, которые вы можете использовать при ответе.
На доске:
В роли тонкого
Очень приятная встреча, сильно обрадовался, умилился, даже пожал ему руку.
1 – 2 ученика составляют рассказ от лица тонкого. Остальные ученики вместе с учителем оценивают, насколько точно были «сыграны роли», удалось ли передать чувства героя.
- «Толстый» и «тонкий» - многозначные слова. Что они могут обозначать? Сейчас я прочитаю с доски некоторые значения этих слов. Попытаемся вместе выяснить, какое значение (или какие значения) имел в виду автор.
На доске:
Тонкий – 1. о теле: худощавый, стройный;
2. проницательный, умный;
3. чуткий, быстро воспринимающий что-нибудь;
4. хитрый, ловкий.
Толстый – 1. о теле: полный, тучный;
2. о голосе: густой, низкий.
Ученики выясняют, какие значения слов подходят героям Чехова.
- Сейчас употребляется выражение «толстый и тонкий» - о подобострастии перед прежним товарищем, высоко поднявшемся по служебной лестнице.
- Подведение итогов урока
- Чему этот рассказ может научить?
Ученики: Этот рассказ учит быть честным, искренним в проявлении своих чувств. Нужно гордиться своими достижениями (например, у тонкого есть семья; а ведь семья – это самое главное в жизни любого человека). Нельзя завидовать: зависть может испортить даже дружеские отношения.
- Может ли смешной рассказ перевоспитать человека, т. е. заставить работать над самим собой?
Ученики: Конечно. Люди могут учиться на ошибках других.
- Выставление оценок
VI. Домашнее задание: Ответить на вопрос: Почему нам хочется смеяться, читая рассказы Чехова, но в то же время отчего появляется грустное чувство?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...