Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodn.odt31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Асанова З.М.., учитель русского языка и литературы

ГКОУ «ШИСОО№1 »

                          УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА

                                                в 8 классе

ТЕМА:ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цель урока: углубить представление об определениях,дать первичные знания по теме «Однородные и неоднородные определения».  закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Задачи:

 - обучающие

 Научить:

1) различать на письме «Однородные и неоднородные определения».

- развивающие

1) развивать речь учащихся, используя текст из художественной литературы.

- воспитательные

1) воспитывать любовь к родному языку.

9. Тип урока:  комбинированный с использованием СОТ, ЭОР

10. Формы работы :  индивидуальная работа,  

11. Необходимое техническое оборудование: учебник, толковый словарь, компьютер, , карточки.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент

Учитель приветствует обучающегося. Сообщает тему и цель урока

  1. Повторение ранее изученного материала. Актуализация знаний для изучения нового материала.

А.Проверка дом. зад-я:Грам. разбор предложения

Не жалею, не зову, не плачу…

Б) Какими частями речи могут быть выражены однородные члены? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают однородные члены? Приведите примеры.

  • К какому слову относятся в предложении? Приведите примеры.

 Однородные члены: отвечают на один вопрос;относятся к одному члену предложения; являются одним и тем же членом предложения.

 

В) Объяснительный диктант.

Орфографическая разминка

    ИЗЛ..ЖИТЬ, ПРИК..СНУТЬСЯ , ПРОТ..РАТЬ, БЛ..СТАТЕЛЬНЫЙ, СОБ..РУ,  ПРОР..СТАТЬ, ПРИЛ..ГАТЬ, ОЗ..РЕНИЕ, ВОЗГ..РАНИЕ.

Проверь себя:

Определить  односоставное предложение, назвать их тип:

3.НОВАЯ ТЕМА.ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.

  1. Иди в огонь за честь отчизны ,за убежденье, за любовь.
  2. И туман, и непогоду осень поздняя несёт.
  3. Шел длинный товарный поезд.
  4. Наступила дождливая, грязная тёмная осень.
  5. Старинные стенные часы пробили полночь.

ЦВЕТ

РАЗМЕР

ВКУС

ФОРМА

МАТЕРИАЛ

БЕЛЫЙ

СИНИЙ

КРАСНЫЙ

УЗКИЙ

БОЛЬШОЙ

МАЛЕНЬКИЙ

СЛАДКИЙ

ГОРЬКИЙ

НЕВКУСНЫЙ

КРУГЛЫЙ

КВАДРАТНЫЙ

РОВНЫЙ

ДЕРЕВЯННЫЙ

КОЖАНЫЙ

БЕРЕСТЯНОЙ

 

   

                                                     

а)ОДНОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

На поляне пестрели белые,   синие,   красные цветы.

На поляне пестрели    и   белые,    и    синие , и      красные цветы.

   б)  НЕОДНОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Кусты сирени наклонились, будто предлагали прохожим сорвать густую,     тяжёлую гроздь.

Мама купила    большой    красный     сладкий     арбуз.

Яркое   и  зимнее солнце заглянуло в наши окна.

Яркое  летнее солнце заглянуло в наши окна.

Тусклое  зимнее солнце заглянуло в наши окна.

4.Закрепление.Работа с текстом.

Cад весной

 Наступил теплый, ласковый апрель. Большой яблоневый сад протянул к яркому весеннему небу свои ветви. Снег уже сошел и оголил под кронами деревьев груды черных, бурых прошлогодних листьев. По утрам сад стал наполняться звонкими птичьими голосами.

Ответы учащихся.

Этот текст – описание, так как:

  1. описывает сад,
  2. отвечает на вопрос: какой сад в апреле?

                  Насыщен определениями, помогающими представить сад весной.

    5.ИССЛЕДОВАНИЕ :        

черные, бурые листья

большой яблоневый сад

Исследуй на наличие признаков однородности ряды определений.

  • Что выяснила?

В первом ряду соблюдаются все признаки однородности.

Во втором ряду определения не имеют перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому определения не вычленяются в сочинительное словосочетание.

  • почему нарушены эти признаки однородности в ряду определений «большой яблоневый».

Ближайшее к определяемому слову определение выражает постоянный отличительный признак предмета, и потому оно вместе с существительным входит в развернутое обозначение самого предмета. В силу этого «отрыв» его от существительного или совсем невозможен, или меняет характер смысловых отношений.

                                        ВЫВОДЫ:

  •  Сделай выводы: как характеризуют предмет однородные и неоднородные определения?
  • Однородные характеризуют предмет с одной стороны, неоднородные - с разных сторон.
  • - Какой еще ряд определений в данном тексте можно считать однородным?
  • теплый, ласковый апрель
  • (общее значение «приятный»)
  • - В каких смысловых отношениях находятся эти определения?

Характеризуют апрель с одной стороны, дополняют друг друга, в условиях контекста между ними создаются синонимические отношения.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: пар 42 УПР.№243


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

урок-повторение "Однородные члены предложения"

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....

Урок русского языка. Члены предложения

Отработка умений определять главные члены предложения...

Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»

Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...