Лексика. Прямое и переносное значение слова.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Панькова Зоя Викторовна

Презентация  для прохождения темы: "Лексика. Прямое и переносное значение слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.pptx717.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕКСИКА. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс в 2.ч. Ч.1 Учебник:Т.А . Ладыженская , М.Т.Баранов , Л.А.Тростенцова , Л.Т.Григорян , И.И. Кулибаба , Н.В. Ладыженская .

Слайд 2

Раковина Трепанация 1) 1) 2) 3) 4) Определите лексические значения слов: раковина трепанация Проверьте себя. Сделайте вывод: какие слова называются многозначными, а какие – однозначными. Сравните своё определение с текстом в учебнике и составьте схему «Однозначные и многозначные слова». Найдите нужную для себя информацию, выполнив задания к упр. 82. Вспоминаем то, что знаем однозначные многозначные ЛЗ ЛЗ ЛЗ ЛЗ ……

Слайд 3

Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. Сравните значения слова журавль . Какое из значений будет основным (прямым), а какое – вторичным (переносным)? Как вы думаете, почему? Определяем проблему урока Длинный шест у колодца для подъёма воды. Сформулируйте проблему урока. Проверьте свои предположения Как определить прямое и переносное значения? Чем они отличаются?

Слайд 4

Сделайте вывод об особенностях прямого и переносного значений слова. каша (блюдо) Какие значения этих слов будут первичными, т.е. прямыми? В какие значения можно внести компонент «как бы», «похоже», т.е. произвести перенос названия на другой предмет? булькать (о воде) Проверьте свои предположения по учебнику (1-й текст в рамке). Обобщим наблюдения СХОДСТВО внешний вид журавль (птица) раковина (морская) раковина (ушная) журавль (колодец) каша (неразбериха) булькать (о голосе) ощущение действие форма

Слайд 5

Прочитайте 2-й текст в рамке (п. 7) и заполните ячейки примерами. общеязыковая Работа в парах. авторская Сделайте вывод: чем отличается общеязыковая метафора от авторской. Используя полученные знания, ответьте на вопрос урока. метафора Как определить прямое и переносное значение? Чем они отличаются? Прямое значение – первичное, основное значение слова . Переносное значение (метафора) возникает у слова, если между предметами (явлениями) есть сходство. Ответьте на вопрос после текстов в рамках. идёт, летит, убежало (о неживом) очки полушарий (географическая карта)

Слайд 6

Проверьте себя 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора – это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора (общеязыковая). 5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слова. 6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора – это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора (общеязыковая). 5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слова. 6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях). 2, 3, 6

Слайд 7

Проверьте себя 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора – это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора (общеязыковая). 5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слова. 6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора – это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора (общеязыковая). 5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слова. 6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях). 2, 3, 6

Слайд 8

Выполнила: Панькова З.В., учитель русского языка и литературы МБОУ « Посельская СОШ» Бичурского района Республики Бурятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).

Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....