Знаки препинания в сложносочинённом предложении (&8).
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
Цель: развитие умений анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений; соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Методы обучения:
1. Репродуктивный.
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".
Оборудование: учебник, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный урок.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают условия постановки запятой, точки с запятой и тире в сложносочинённом предложении; строят сложносочинённые предложения, устанавливают и объясняют смысловые отношения между их частями, используют разные виды сочинительных союзов, расставляя знаки препинания в них.
Использованная литература:
1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_v_slozhnosochinyonnom_predlozhenii.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания в сложносочинённом предложении (&8).
Цель: развитие умений анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений; соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Методы обучения:
1. Репродуктивный.
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".
Оборудование: учебник, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный урок.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают условия постановки запятой, точки с запятой и тире в сложносочинённом предложении; строят сложносочинённые предложения, устанавливают и объясняют смысловые отношения между их частями, используют разные виды сочинительных союзов, расставляя знаки препинания в них.
Использованная литература:
- Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализация знаний о постановке запятой в простом и сложном предложении.
1. Синтаксический анализ предложений.
- Упр. 51 стр. 36 (задание выполняется у доски с подробным комментированием).
2. Повторение о смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения.
- Упр. 52.
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
- По-видимому, задание разделить на простые предложения такое сложное предложение: Солнце закатилось, и ночь последовала за днём почти без промежутка - окажется простым для каждого из вас. В этом предложении вы, конечно, поставите запятую перед союзом и.
Однако сложное предложение не всегда можно делить на простые "без остатка". Например: У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Н. В. Гоголь). Первое предложение У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета. Однако то, что останется, не может удовлетворить вас как полноценное второе предложение: ... и рот несколько похож на букву ижицу. У кого? У Ивана Ивановича, конечно. Дополнение у Ивана Ивановича относится ко второму предложению так же, как и к первому, - оно является для них общим. Поставив запятую перед союзом и , вы отделили бы Ивана Ивановича от его рта, и чей рот был похож на букву ижицу, осталось бы неизвестным.
Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какие знаки препинания употребляются в ССП и всегда ли нужна запятая между его частями.
IV. Работа над темой урока.
1. Работа с теоретическим материалом учебника и рубрикой "Это интересно" стр. 36.
Цель: развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.
- Упр. 53 (выполняется устно с объяснениями условий постановки тире);
- Упр. 54 (задание выполняется у доски).
2. Работа с теоретическим материалом учебника и рубрикой "Это интересно" стр. 37.
- Наблюдение над языковым материалом (раздаточный материал)
Задание: Прочитайте предложения. определите их значение. Объясните наличие или отсутствие в каждом из них запятой перед союзом.
1. Уже смеркалось, и надо было торопиться (А. П. Гайдар). 2. Уже стемнело, и плохо было видно в степи (К. Г. Паустовский). 3. Вдруг лес кончился и тропа оборвалась. 4. В июне гремели грозы и шумели дожди. 5. Во тьме тревожно вспыхивали грозы и гремел гром (В. М. Шукшин).
- Упр. 56 (комментирование с места).
3. "Готовимся к ГИА"
- Упр. 57 (задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой по эталону).
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Сформулируйте и задайте своим одноклассникам вопрос по теме сегодняшнего урока.
VI. Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Найти в текстах художественной литературы примеры ССП с различными знаками препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Предложенная презентация напоминает о необходимости различать простое предложение с однородными членами, соединёнными одиночным союзом и, и сложносочинённое предложение с союзом и. В материале расстав...
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Трудные случаи пунктуации в ССП....
Интерактивный тест по русскому языку "Знаки препинания в сложносочинённом предложении"
Интерактивный тест (на основе шаблона А. А. Баженова) для обучающихся 5-го класса «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»Целевая аудитория: обучающиеся 5-го класса.УМК, авторы образовательно...
Урок по теме " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».
Урок руссского языка в 9 классе " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».(составлен на мат...