Урок развития речи 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Сочинение- описание по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.e.grabar.docx | 37.26 КБ |
fevralskaya_lazur.pptx | 767.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания об описании как типе речи.
Познакомить с жизнью и творчеством художника И. Э. Грабаря и изобразительными средствами, которые он использует при описании зимнего пейзажа. Показать учащимся художественные достоинства картины и средства, с помощью которых художник выражает свое отношение к изображённым предметам. Научить школьников высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего устного выступления. Подготовить учащихся к написанию сочинения.
Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи. Развивать пространственное и образное мышление Развивать творческое воображение и кругозор учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе и к прекрасному, национальную гордость.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание;
- конструировать текст сочинения-описания, редактировать написанное;
- словесно передавать свои эстетические впечатления;
- образно представлять настроение картины;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Тип урока: урок развития речи.
Методы и формы работы на уроке:
1) словесные – индивидуальная работа, групповая, фронтальная;
2) наглядные – иллюстрация, демонстрация;
3) практические – выполнение упражнения учебника №348
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013г
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация; иллюстрация картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; этимологическая страничка – словарик и высказывания И.Грабаря, Отрывок из пьесы Вивальди «Времена года» - «Зима»
Ход урока
I.Организационный момент
II. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока (Слайд № 2)
Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа.
- А что же такое пейзаж? ( Жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа)
- В каждом времени года есть своё очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима. Русские художники также не раз признавались в своей любви к зиме. Игорь Эммануилович Грабарь, известный художник- пейзажист, тонкий знаток русской природы, не исключение. «Февральская лазурь» - одна из лучших его картин.
III. Работа по теме урока.
1. Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о берёзе под музыкальное сопровождение
Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский)
2)
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)
3)
Белая берёза -
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя. (П.Кудрявцев)
4)
Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)
5)
В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В берёзке - вся моя Россия
И песня русская моя. (Г.Шилов)
Эти стихи вы можете использовать в качестве эпиграфа к своему сочинению.( слайд 4)
Что такое эпиграф?
(Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.)
- Все ли цитаты, приведённые вами, подойдут для эпиграфа к сочинению по этой картине? (только те, в которых говорится о зимнем пейзаже)
-Что объединяет картины поэтов и пейзаж И.Э.Грабаря?
2.Работа с терминами
- Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях картины природы? а само произведение? (Слайд№5)
Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.
Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.
- Ребята, лексические значения этих слов вам помогут при написании сочинения?
3. Первичное восприятие картины (слайд №6)
-Рассмотрите репродукцию картины.
-Что на ней изображено?
- Какие ощущения, какое настроение создаёт этот пейзаж?
- Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь». Объясните название.
- А теперь послушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди « Времена года» ( звучит пьеса «Зима»)(слайд 7)
- Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа. Какие чувства вызывает у вас музыка?
- Какую картину рисует ваше воображение?
- А какие ещё знания вам помогут написать сочинение? (о художнике)
4. Рассказ о художнике. (Слайд № 8)
Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.
С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.
Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.
Все они проникнуты радостным, светлым чувством.
5. Работа по картине
- История создания картины -«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж И.Э.Грабаря.
Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. А когда я видела её подлинник в Третьяковской галерее, это было впечатление салюта, фейерверка!
Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.
В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник.Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.
- Этимологическая страничка
Что же такое лазурь? (Толковый словарь)
Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.
Синонимы:
Лазурный = лазоревый = голубой.
- Беседа по содержанию картины.
–Какой день изобразил художник? Тёплый или холодный? - А что помогает нам это понять?
(Тёплый. Это зима, лежит снег, но уже пригревает
солнце. Сверкают стволы берёз. На них видны
отблески солнца).
- Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Есть ли на нём облака? Какого оно цвета вверху и на горизонте?
(Ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в
бескрайнюю высь. Пространство наполнено
светом и воздухом.)
- Что ещё изобразил художник? (берёзы)
Рассмотрите берёзы. Опишите их.
(Кружево ветвей
отражается в большом безоблачном голубом –
голубом небе).
-А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта берёза?
( На переднем
плане старая берёза, вдали расположены её
подружки, молодые берёзки. Могучая, огромная,
видевшая ни одну зиму. У неё толстый ствол,
много веток).
- Что можно сказать о других берёзках? А на заднем плане, какие берёзы? (там много молодых берёзок).
-А почему именно берёзу выбрал художник?
(Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево.
Берёза – символ нашей родины, символ русской зимы.
О берёзе сложено много песен и стихов.).
- Закроем нижнюю часть картины. Что напоминает нам оставшаяся часть? Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? (красивый, морозный узор на окне, кружево).
- Откроем нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял). Ощущаете ли вы присутствие человека? (Нет, снег не тронут, нет следов. Тени на снегу только от берёз. Это берёзовая роща зимой).
- Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе? (Да, его мечта осуществилась. «Февральская лазурь» завораживает: на неё хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен).
- Какова основная мысль этого пейзажа? (Красота, величие, монументальность русской зимы)
- Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? Что на картине и о чём эта картина?
(На картине зимний пейзаж в бело-голубых тонах: лазоревом
(лазурном, светло-синем), жемчужном (белом или желто-белом,
как жемчуг), сапфировом (синем или голубом, зеленовато-синем).
–Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная, сказочная и понятная)
- Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.
6. Работа над композицией сочинения.
-Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ.
-Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание)
-Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение.)
7. План сочинения. Я предлагаю такой план (Слайд№ 9):
- Художник и его картина.
- Солнечное февральское утро.
- Гимн берёзам.
- Тени на снегу.
- Моё отношение к картине.
8. Обсуждение каждой части.
А теперь давайте закроем глаза и представим, что мы переместились в эту картину и стали её героями.
- Что вы видите перед собой?
- Что чувствуете?
-О чём надо написать во вступлении? Можно ли упомянуть о воспоминаниях самого художника?
(Отвечают 2 -3 ученика.)
-Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине?
(Отвечают 2- 3 человека.)
-Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник.
- Подберите слова, чтобы описать «гимн берёзам» (Отвечают 2 – 3 человека)
-Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки.
- А каков же снег на картине? ( Отвечают 2-3 человека)
- Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.
-Какие могут быть варианты заключительной части? ( Надо рассказать, нравится картина или нет, объяснить: почему)
-Ребята, скажите, а баловал ли нас декабрь вот такими ясными и солнечными днями? ( таких дней почти не было)
-Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь?
-Можно ли об этом написать в заключении? (получится интересно)
IV/ Рефлексия.
- Так что же такое пейзаж? Какова главная идея создания картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Что хотел показать нам автор? Чему научить?
IV/ Итог урока.
-Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?
- Помогли ли нам поэты и композитор увидеть красоту «Февральской лазури»?
V/ Домашнее задание
1.В качестве шпаргалки к написанию сочинения вам необходимо подобрать дома рабочие материалы к сочинению (Слайд №10, 11)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: - подготовиться к написанию сочинения по картине. Задачи урока : - познакомиться с художником, его творчеством; - научиться правильно и последовательно описывать картину - научиться чувствовать настроение картины . - образно представлять настроение картины
И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»
( Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения .
Пейзаж (франц.) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу. Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.
Рассмотрите репродукцию картины в учебнике. -Что на ней изображено? - Какие ощущения, какое настроение создаёт этот пейзаж? - Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил? Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь»
План : Художник и его картина. Солнечное февральское утро. Гимн берёзам. Тени на снегу. Моё отношение к картине
Домашнее задание В качестве шпаргалки к написанию сочинения вам необходимо подобрать дома рабочие материалы к сочинению.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...