Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 32.29 КБ |
russkiy_yazyk.pptx | 75.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Торжка Тверской области
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
Повторение изученного по теме
«Синтаксис. Пунктуация».
Разработала:
Родионова Анна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
г. Торжок 2017г
Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС .
Разработала: учитель русского языка и литературы Родионова Анна Анатольевна
Предмет: русский язык
Дата: 16.11.2017 г.
Класс: 5
УМК: под редакцией Т.А.Ладыженской
Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Форма: традиционная
Оборудование:
мультимедийный проектор;
опорный конспект урока;
презентация;
раздаточный материал.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
- Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
- Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
- Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.
Ход урока
I Орг. момент.
- Здравствуйте, меня зовут Анна Анатольевна, я учитель русского языка и литературы с СОШ №3, участвую в конкурсе «Учитель года», поэтому урок сегодня у вас проведу я. В кабинете так же присутствуют гости, обернитесь, поприветствуйте их.
II. Актуализация знаний.
Запись на доске:
Землю, на, листья, сухие, тихо, падают.
Лес, сомкнулась, листва, и, потемнел.
- Каждое слово в отдельности понятно, но не ясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам языка, связать их по смыслу.
1. Сухие листья тихо падают на землю.
2. Листва сомкнулась, и потемнел лес.
- Молодцы, ребята. Скажите, а как вы понимаете значения слов ЛИСТВА СОМКНУЛАСЬ (соединиться вплотную)
- Ну а теперь откройте тетради, запишите число, классная работа.
- В тетради запишите получившиеся предложения через строчку.
- Ребята, скажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст, а также правила их построения. (Синтаксис)
- Посмотрите, во всех предложениях на конце предложения стоит точка, во 2м предложении мы поставили запятую.
-Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются система знаком препинания и правила их постановки? (Пунктуация)
- Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить, Сформулируйте тему нашего урока? (Синтаксис и пунктуация)
- Какую цель вы поставите себе на уроке, что мы будем делать?
- Цель нашего урока - обобщить и повторить то, что знаем о синтаксисе и пунктуации, закрепить навыки разбора предложений, а также вспомнить, как правильно записать прямую речи и уметь правильно составлять диалог.
III. Обобщение и систематизация знаний.
- Скажите, а можно ли обойтись без знаний постановки знаков препинания (Фрагмент мультика «В стране невыученных уроков»).
А в жизни нам с вами как может пригодиться?
- Вернемся к нашим предложениям. Скажите, а чем же отличаются предложения друг от друга? (1- простое, 2- сложное)
- Мы знаем, что предложения бывают простыми и сложными.
- Чем же они отличаются друг от друга? (В простом предложении 1 грамматическая основа, в сложном - 2 и более грамматические основы).
- Давайте выполним синтаксический разбор этих предложений самостоятельно, запишем схемы.
1. Сухие листья тихо падают на землю.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое) [ - =].
2. Листва сомкнулась, и потемнел лес.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное) [- =], и [= -].
-Проверяем, поменяли с соседом тетрадями. Теперь вы должны проверить работу одноклассника.
- Молодцы, поднимите руку те, кто справился без ошибок.
- До сих пор мы с вами работали с «готовыми» предложениями, сейчас же ваша задача другая: по указанным схемам постройте предложения. Обсудите полученные предложения в паре. (Устно)
[- =], [= -]. [ - =]. А: «П».
- Какую схему вы бы могли назвать лишней, почему?
- Что же такое прямая речь? (Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.)
- Прямая речь выделяется кавычками, первое ее слово пишется с заглавной буквы.
- Давайте вспомним правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
- Перед вами правила, но…. Есть начало, а концовка убежала, соберите все 3 правила так, чтобы получись верные высказывания. Работаем в группе по 4 человека.
- Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается, ….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.
- Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, …. Слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.
- Если слова автора разрывают прямую речь, ….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.
- Проверяем, все ли верно у вас получилось.
- Молодцы. Перед вами карточка с заданием. Дано четверостишье, вам необходимо в тексте вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, а также составить схему предложения.
ЗаЯвили запЯтые:
«Мы особы занЯтые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни раССказ».
А: «П».
(должны поставить точку в конце предложения.)
- Проверяем. Молодцы.
- Вы сейчас работали в группах, говорили друг с другом, обсуждали, как называется такой разговор? (ДИАЛОГ- разговор 2х или более лиц).
- А если бы мы захотели записать диалог, то как бы мы это сделали? (Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)
- В диалоге из рассказа В. Распутина «Уроки французского», который вы будете изучать в 6 классе на уроке литературы, расставим знаки препинания.
- Работаем самостоятельно, проверяем в группе
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()
() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.
() А что это была за игра? В чем она заключается?
() Зачем вам () насторожился я.
() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.
В. Распутин. «Уроки французского»
- Проверяем, какие знаки препинания вы поставили. Сравните с образцом, исправьте ошибки.
(Резерв) – Чтение по ролям.
- Скажите, сколько героев участвует в диалоге (2 и автор)
- распределите роли в группах
(Из разных групп спросить 3 человек)
IV. Рефлексия.
- Ребята, перед вами листочки. Как бы вы смогли оценить свою работу на сегодняшнем уроке?
- Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
- Справился сам, допустил ошибки
- Не смог справиться с заданиями
- Как вы справились с заданиями (Спросить 2 человека, которые хорошо работали.)
- Есть те кто не справился?
V. Итог
- Ребята, посмотрите на цель, которую мы сегодня с вами поставили в начале урока.
- Поднимите руки те, кто этой цели достиг.
- Я рада, спасибо всем за работу, но особенно хотелось бы отметить…..
- Спасибо за урок.
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()
() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.
() А что это была за игра? В чем она заключается?
() Зачем вам () насторожился я.
() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.
В. Распутин. «Уроки французского»
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()
() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.
() А что это была за игра? В чем она заключается?
() Зачем вам () насторожился я.
() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.
В. Распутин. «Уроки французского»
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()
() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.
() А что это была за игра? В чем она заключается?
() Зачем вам () насторожился я.
() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.
За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз |
За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз |
За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз |
За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз |
За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз |
За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз |
За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз |
За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз | За..вили зап..тые Мы особы зан..тые, (Не)обходит..ся без нас Ни диктовка, ни ра…каз |
- Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается,
….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.
- Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается,
…. слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.
- Если слова автора разрывают прямую речь,
….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.
- Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается,
….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.
- Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается,
…. слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.
- Если слова автора разрывают прямую речь,
….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.
Резерв
Запишите высказывания в виде предложений с прямой речью. В качестве слов автора используйте наиболее подходящие глаголы, данные в материале для справок. Слова автора ставьте перед и после прямой речи. Расставьте нужные знаки препинания.
- Умей чувствовать рядом с собой человека. (В.А.Сухомлинский) 2) Говори, да не проговаривайся! (Пословица) 3) Добрый день, дети, и пусть в вашей жизни будет множество добрых дней! (М.Горький) 4) Кто в году четыре раза переодевается? (Загадка) 5) Добро помни, зло забывай. (Пословица) 6) Человек должен быть интеллигентным! (Д.С.Лихачев) 7) Слово – великое орудие жизни. (В.Г.Короленко)
Материал для справок: писать, размышлять, рассуждать, вопрошать, убеждать, внушать, говорить, просить, призывать, спрашивать, провозглашать, пояснять, помнить, считать, утверждать и т.д.
Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?
- Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
- Справился сам, допустил ошибки
- Не смог справиться с заданиями
Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?
- Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
- Справился сам, допустил ошибки
- Не смог справиться с заданиями
Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?
- Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
- Справился сам, допустил ошибки
- Не смог справиться с заданиями
Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?
- Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
- Справился сам, допустил ошибки
- Не смог справиться с заданиями
Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?
- Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
- Справился сам, допустил ошибки
- Не смог справиться с заданиями
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Землю, на, листья, сухие, тихо, падают . Лес, сомкнулась, листва, и, потемнел.
Сухие листья тихо падают на землю. Листва сомкнулась, и потемнел лес.
ТЕМА УРОКА: Синтаксис и пунктуация. Повторение. ЦЕЛЬ УРОКА: ?
Сухие листья тихо падают на землю. Листва сомкнулась, и потемнел лес.
Сухие листья тихо падают на землю.
Сухие листья тихо падают на землю. . ( Повеств ., невоскл ., простое, распр.) [ - =].
Сухие листья тихо падают на землю. . ( Повеств ., невоскл ., простое, распр.) [ - =]. Листва сомкнулась , и потемнел лес . ( Повеств ., невоскл ., сложное, союзное .) [ - =], и [= - ].
[ - =]. [ - =], [- = ]. А : «П».
1. Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается, после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы. 2. Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, с лова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая. 3. Если слова автора разрывают прямую речь, то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.
За..вили зап .. тые Мы особы зан .. тые , (Не)обходит.. ся без нас Ни диктовка, ни ра … каз
За я вили зап я тые : «Мы особы зан я тые , Н е обходится без нас Ни диктовка, ни ра сс каз» .
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила() () Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете? () Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег. () А что это была за игра? В чем она заключается? () Зачем вам () насторожился я. () Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся. В. Распутин. «Уроки французского»
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила : - Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете? - Как же сейчас играть ? - удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег. - А что это была за игра? В чем она заключается? - Зачем вам ? - насторожился я. - Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"
Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"».
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"»....
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Повторение изученного по теме "Глагол"
План-конспект урока по русс кому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...
Конспект урока по русскому языку на тему «Лексика. Обобщение и повторение»
Разработанный урок поможет при подготовке и проведении урока русского языка в 5 классе...
Презентация. Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»
Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока: повторение и обобщение из...