Сценарий урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Жибоедова Елена Геннадьевна

Сценарий урока "Собственные и нарицательные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: сформировать умение  различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

Образовательные: объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

УУД:

Личностные УУД: нацеленность на формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь;  точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Регулятивные УУД: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: какие имена существительные относятся к собственным, а какие – к нарицательным.

Уметь: распознавать собственные и нарицательные имена существительные в потоке речи.

Личностные: понимание значения родного языка в процессе  получения школьного образования; повышение словарного запаса учащихся; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку.

Метапредметные: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.

Ресурсы:

Базовый учебник:  Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

I. Организационный этап (мотивирование к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Вступительное слово учителя:

- Ребята, у вас хорошее настроение?

 На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

2

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Запишите дату урока. Словарная работа. Словарной работой мы  проверим правописание корней с чередованием.

Подрастает, вырастает возрастной, срастается, росток, подрос, возраст, Ростов, заросли, водоросли, обросли, вросли, врастать, отрасль.

Фронтальный опрос.

Цель: повторить изученные признаки существительного

1.Назовите слова из словарной работы, которые являются существительными.

2.Какая часть речи называется существительным?

3.Какие имена существительные называются одушевленными, какие – неодушевленными?

Учащиеся записывают слова в тетрадях и на доске, комментируют выбор написания, объясняют графически.

Учащиеся отвечают на вопросы.

3

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися информации о том  какие имена существительные бывают собственными, а какие нарицательными

- А как вы отличите имена собственные от нарицательных?

-Ребята, ответьте на вопрос, приведите примеры и запишите их в тетрадь

-А теперь давайте откроем учебник на стр. 257 и прочитаем правило. Совпадает ли информация учебника с нашими выводами?

Фронтальная работа, запись примеров, проверка, вывод учителя.

Учащиеся читают правило учебника на стр. 257, делают вывод о том, какие существительные называются собственными, какие - нарицательными

4

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

-Ребята, вы теперь знаете, какие имена существительные называются собственными.  Давайте потренируемся в распределении слов по группам, выполнив упражнение № 721.

Самостоятельно с последующей проверкой. 3 чел у доски, остальные в тетради.

5

Применение нового знания в стандартной ситуации

- Ребята, сейчас сядьте за компьютеры и выполните задание в тестовой форме. У вас есть возможность проверить свои знания и применить их на практике. При выполнении заданий вы можете пользоваться справочным материалом.

Тестовое задание:

1. Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила.

1) Имена существительные  нарицательные являются названиями однородных предметов.

2) Имена существительные собственные являются названиями единичных предметов.

3) Имена собственные не всегда пишутся с большой буквы.

4) Для обозначения единичных предметов, выделенных из ряда однородных, могут использоваться собственные наименования (например, Большая Медведица).

2. В каком ряду во всех случаях пропущена большая буква?

1) планета (М,м)арс, (М,м)арсианин

2) созвездие (Б,б)лизнецов, веселые (Б,б)лизнецы

3) одноклассник Сергей (Л,л)ось, могучий (Л,л)ось

4) город (Н,н)ижний (Н,н)овгород

3. В каком варианте имя собственное не надо заключать в кавычки?

1) спектакль (?)Золушка(?)

2) издательство (?)Просвещение(?)

3) море (?)Лаптевых(?)

4) журнал (?)Карусель(?)

Самостоятельное выполнение заданий на компьютерах

на оценку

6

Физминутка

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

«День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

«Сережки»

Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).

7

Перенос новых знаний в новые условия

Запись на доске:

Недоросль Фонвизина привлекает своим умом и талантом?

- Ребята, в чем ошибка?

Обсуждение лингвистической ситуации 

Ответ: Если мы имеем в виду, что «Недоросль» – это произведение, то нужно взять слово в кавычки независимо от того, есть перед ним слово комедия или нет.

В кавычки надо заключать названия произведений литературы и искусства, газет и журналов. И не забывать при этом писать их с большой буквы.

8

Обобщение и систематизация полученных знаний

1) Беседа

2) Контроль. Работа с текстом.

- Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?

- Ребята, а какие газеты выписывают в вашей семье? 

- О чём пишут в газетах?  

- Сейчас у нас много средств массовой информации. А как люди раньше узнавали о новостях?   

- Прочитайте внимательно текст, который лежит у вас на столах.

1. Вставьте пропущенные буквы.

2.Запишите все собственные имена существительные, поставив их в форму Им. падежа.

3.Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного пихты

А) Собственное, неодушевленное, женский род, 1-е склонение

Б) Нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-е склонение

В) Нарицательное, одушевленное, женский род, 1-е склонение

Г) Нарицательное, неодушевленное, мужской род, 1-е склонение

Текст.

(1)Далеко на в…стоке, на самом краю нашей земли, от Камчатки и до Японии вытянулась гиган…кая дуга Курильских островов. (2)Вершины вулканов высоко подн…маются над уровнем моря. (3)В давние врем…на Курильская дуга была связана с материком. (4)Былой связью с ним об..ясняют то, что северные пихты и ели стоят здесь, обвитые лианами, а бамбук и к…дровый стланик общими усилиями охр…няют свои вл..дения от других р..стений.

(5)На (не)больших клочках земли уживаются предст..вители р..стений разных природных зон: степной ковыль, высокогорный л…шайник, красавица магнолия.

(6)Подлинным хозя..ном на островах является курильский бамбук, зар…сли которого дост..гают трехметровой высоты. (7)Бамбук выт…сняет из своих владений все р..стения, кроме кедрового стланика.

(8)Много чудес на Курилах

Заслушиваются ответы детей.

Учащиеся делают вывод об употреблении в письменной речи кавычек с именами собственными.

Обсуждение 

9

Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Обобщающие вопросы.

- Какие существительные относятся к собственным, какие к нарицательным?

-На какие группы можно разделить имена собственные?

- В каких случаях имена собственные мы заключаем в кавычки?

- Что на уроке вы повторили, а что было для вас новым, незнакомым?

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Устные ответы учащихся.

Оценивание своих результатов работы на уроке.

10

Домашнее задание

§ 93 выучить правило

Дифференцированное задание.

1) Записать в тетради 8 имен собственных, обозначающие имена, фамилии, географические названия, названия исторических событий, названия книг, журналов

2) Выполнить упр.722

3) Выполнить упр. 723

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" для учащихся 5-х классов....

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Конспект урока по родному карачаевскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные". 5 класс + презентация

Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных ...