открытый урок Обобщающие слова при однородных членах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок по ФГОС для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ход урока | 32.96 КБ |
техкарта урока | 39.86 КБ |
самоанализ урока | 18.37 КБ |
презентация к уроку | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщающие слова при однородных членах»
Базовый уч. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. «Русский язык 5 класс» М.,«Просвещение», 2013
Необходимое техническое оборудование: компьютер
Тип урока: «Урок открытия новых знаний»
Цель: открытие понятия обобщающего слова в предложениях с однородными членами
Задачи: Образовательные:
- формировать умение распознавать обобщающие слова при однородных членах;
- упражнять в умении подбирать обобщающие слова и составлять предложения с обобщающими словами, ставить нужные знаки.
Развивающие:
- развивать речь, любознательность, мышление, пунктуационную зоркость. Способствовать развитию произвольного внимания, вербального, наглядного мышления.
Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к русскому языку.
Формировать УУД: УУД:
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обобщающими словами.
Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать, что такое обобщающее слово;
- Уметь находить в предложении обобщающее слово, отличать его от однородных членов предложения, применять пунктуационное правило.
Личностные:
-уметь сотрудничать друг с другом, взаимовыручка
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов, формулировать вопросы, находить на них ответы.
Ход урока
- Орг. момент
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
Вот и прозвенел звонок.
Ты готов начать урок?
Все на месте?
Всё в порядке?
И учебник, и тетрадки?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Выберите ту картинку (солнышко или тучка), которая соответствует вашему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется фигурка, которую выбрали большинство ребят.
- Актуализация знаний и пробное учебное действие в начале изучения нового материала
Организует повторение знаний, закрепление умений.
- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке - синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме. Свои результаты прошу внести в оценочный лист.
Игра «ДА»- «НЕТ»
- Синтаксис изучает словосочетание?
- Предложение?
- По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, и невосклицательные?
-Словосочетания бывают глаг., именные,?
- По интонации предложения бывают воскл и невоскл?
- Грамматическая основа состоит обязательно из подлежащего и сказуемого?
- Предложение может состоять только из главных членов предложения?
- Однородные члены предложения - это слова одного рода?
Графический диктант. Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта:
Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)
Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)
Зазнайство не возвышает, а унижает.
Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.
- Мотивация к деятельности. Постановка учебной цели
1. Колокольчики, цветы, ромашки, одуванчики.
- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?
Слово «цветы» является общим для всех остальных слов, его значение шире.
- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).
Откройте учебник, найдите на 96 странице правило и прочитайте.
Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
На опушке леса росли цветы: колокольчики, ромашки, одуванчики.
- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
- В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова
-Какова же будет тема нашего урока?
Обобщающие слов при однородных членах.
- Какие же задачи мы себе поставим?
Научиться подбирать обобщающие слова и составлять предложения с обобщающими словами, ставить нужные знаки.
- Выявление места и причины затруднения
Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о каком знаке препинания идёт речь?
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
5. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Какой же знак препинания нужен в предложениях с обобщающим словом?
- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие.)
- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?
Давайте проверим.
Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.
Откройте учебник на стр. 96. и прочитайте правило(второй абзац).
- Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается …
Предлагает сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения, пользуясь результатами исследования, теоретическим материалом и правилом на стр.96.
- Реализация построенного проекта.
На опушке леса росли цветы: колокольчики, ромашки, одуванчики.
2)Найти в предложениях однородные члены и обобщающее слово.
3)Сравнить однородные члены и обобщающее слово:
- на какой вопрос отвечают;
- от какого слова зависят;
- одинаковыми или разными членами предложения являются;
- какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом.
4)Составить схемы.
Физминутка
Слушайте задания. Найдите на столе цветной лист. Что, нет его на парте? Давайте поищем вместе.
Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками поищите под партой, под крышкой стула. Нашли? Вот и хорошо. Разделение на группы.
- Первичное закрепление
Выполняем упр. 211 (устно)
Задание: Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, графически обозначьте однородные члены предложения и обобщающее слово. Работаем по алгоритму
1.Найду в предложении однородные члены.
2.Определю, есть ли обобщающее слово.
3.Выберу нужный знак препинания.
Работа в группах, задания на карточках
Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Однородные члены подчеркнуть.
1 группа
На кустах и на тропинке
на м...лоденькой р...бинке
и на парковой качели
всюду вороны сидели
2 группа
Ах, какое это чудо!
Лист?ев множество повсюду
(на) асфальте на скамье
просто на сырой земле.
2 задание
Дополнить предложения однородными членами; найти обобщающее слово, выделить его, однородные члены подчеркнуть, построить схему.
1 группа Все дышит первыми весенними запахами.
Из-за тумана я ничего не вижу.
2 группа Постепенно я различаю в темноте предметы.
Все слилось в каком-то волшебном концерте.
7. Самостоятельная работа.
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Организует деятельность по применению новых знаний.
1. Самостоятельная творческая работа по составлению предложений (по выбору): составить 3 предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.
2. Смысловое чтение (устно)
Цветочный город
В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли ____________ маргаритки ромашки одуванчики. Там даже _____________ назывались именами__________ улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.
Лето подходило к концу, и на улицах _________ самые красивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры.
- Подведение итогов.
- Какая была тема урока?
- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (определять обобщающие слова и правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами)
- Какие ответы мы нашли?
Рефлексия деятельности.
- Сегодня на уроке я научился…
- Я могу похвалить себя за…
- Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было…
Какое настроение в конце урока? Прошу поднять солнце или тучку.
IX. Домашнее задание п.40-41, упр. 212
Задание 1
Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Однородные члены подчеркнуть.
На кустах и на тропинке
на м...лоденькой р...бинке
и на парковой качели
всюду вороны сидели.
Задание 2
Дополнить предложения однородными членами; найти обобщающее слово, выделить его, однородные члены подчеркнуть, построить схему.
1. Все дышит первыми весенними запахами.
- Из-за тумана я ничего не вижу.
Задание 1
Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Однородные члены подчеркнуть.
Ах, какое это чудо!
Лист?ев множество повсюду
(на) асфальте на скамье
просто на сырой земле.
Задание 2
Дополнить предложения однородными членами; найти обобщающее слово, выделить его, однородные члены подчеркнуть, построить схему.
- Постепенно я различаю в темноте предметы.
- Все слилось в каком-то волшебном концерте.
Лист самооценки
Фамилия, имя ________________________________________________
Оцени свою работу на каждом этапе урока по пятибалльной системе:
№№ | Этапы урока | Балл |
1. | Актуализация знаний (повторение) | |
2. | Мотивация к деятельности. Постановка учебной цели. | |
3. | Первичное закрепление темы – упр.211(у.) | |
4. | Работа в группах | |
5. | Творческая самостоятельная работа | |
6. | Рефлексия |
«5» -все понятно
«4» - все понятно, но допустил(а) ошибку
«3» - понятна основная тема, но допустил(а) неточности
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока СЦЕНАРИИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя. включение учащихся в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Вот и прозвенел звонок. Ты готов начать урок? Все на месте? Всё в порядке? И учебник, и тетрадки? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. - Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. -Выберите ту картинку (солнышко или тучка), которая соответствует вашему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется фигурка, которую выбрали большинство ребят | Подготовка класса к работе | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие в начале изучения нового материала Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений. - Мы продолжаем изучение раздела науки о языке -синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, Игра «ДА»- «НЕТ» - Синтаксис изучает словосочетание? - Предложение? - По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, и невосклицательные? -Словосочетания бывают глаг., именные,? - По интонации предложения бывают воскл и невоскл? - Грамматическая основа состоит обязательно из подлежащего и сказуемого? - Предложение может состоять только из главных членов предложения? - Однородные члены предложения- это слова одного рода? Графический диктант. Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта: 1) Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева) 2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева) 3) Зазнайство не возвышает, а унижает. 4) Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши. Проговаривают определение однородных членов и правило постановки знаков препинания при них. | Выполняют задания, определяя лишнее слово, аргументируя свою точку зрения, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами. | Познавательные – анализ объектов с целью выделения общего для всех слов понятия Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. |
3.Мотивация к деятельности Постановка учебной цели Цель этапа: включение учащихся в деятельность; построение проекта выхода из затруднения | Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе (проблемная ситуация): 1. Колокольчики, цветы, ромашки, одуванчики. Создает проблемную ситуацию -Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)? -Придумайте предложения с данными словами, ставя лишнее слово впереди группы однородных членов и после них. -Какие знаки препинания вы поставите? - Что вызвало затруднение? Почему? - Чего мы ещё не знаем? -Сформулируйте проблемный вопрос и тему сегодняшнего урока. Составляем и записываем предложения На опушке леса росли цветы: колокольчики, цветы, ромашки, одуванчики. | Ставят цели, составляют план достижения цели. Формулируют проблему и тему урока. | Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе |
4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о каком знаке препинания идёт речь? Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. | Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прослушанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. | |
5.Этап построения проекта выхода из затруднения. | Какой же знак препинания нужен в предложениях с обобщающим словом? - Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие.) - Может после обобщающего слова ставится двоеточие? Организация исследования проблемной ситуации. Давайте проверим. Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила. Откройте учебник на стр. 96 прочитаем правило. - Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается … Предлагает сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения, пользуясь результатами исследования, теоретическим материалом и правилом на стр.96 | Работают с информацией, содержащейся в учебнике (параграф 41(стр.96) | Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической грамотностью |
6.Реализация построенного проекта Цель этапа: Выработать алгоритм применения полученных знаний | На опушке леса росли цветы: колокольчики, цветы, ромашки, одуванчики. 2)Найти в предложениях однородные члены и обобщающее слово. 3)Сравнить однородные члены и обобщающее слово: - на какой вопрос отвечают; - от какого слова зависят; - одинаковыми или разными членами предложения являются; - какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом. 4)Составить схемы. 3.Физминутка | На основе материала учебника и своих наблюдений делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм:
2.Найду в предложении однородные члены. 3..Определю, есть ли обобщающее слово. 3.Выберу нужный знак препинания. | |
7.Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания при обобщающем слове перед однородными членами предложения и после них. | Корректирует работу, выслушивает ответы детей, помогает найти верные способы действия слабоуспевающим учащимся | Выполняют упражнение 211. | Регулятивные – контроль, оценка, коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Организует деятельность по применению новых знаний (задания на карточках по группам) Смысловое чтение Цветочный город В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли ______ маргаритки ромашки одуванчики. Там даже _______ назывались именами_______ улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Лето подходило к концу, и на улицах ______ самые красивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры. | Осуществляют самоконтроль | Регулятивные – понимание цели того этапа работы. Познавательные – умение применять полученные знания на практике. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других |
Рефлексия деятельности. Домашнее задание. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты) | Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Труднее всего было… Объясняет домашнее задание п.40-41, упр. 212 | Упр. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. Поднимают солнышко или тучку тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке. | Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Ход урока
- Орг. момент
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Вот и прозвенел звонок.
Ты готов начать урок?
Все на месте?
Всё в порядке?
И учебник, и тетрадки?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Выберите ту картинку (солнышко или тучка), которая соответствует вашему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется фигурка, которую выбрали большинство ребят.
- Актуализация знаний и пробное учебное действие в начале изучения нового материала
Организует повторение знаний, закрепление умений.
- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке -синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме,
Игра «ДА»- «НЕТ»
- Синтаксис изучает словосочетание?
- Предложение?
- По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, и невосклицательные?
-Словосочетания бывают глаг., именные,?
- По интонации предложения бывают воскл и невоскл?
- Грамматическая основа состоит обязательно из подлежащего и сказуемого?
- Предложение может состоять только из главных членов предложения?
- Однородные члены предложения- это слова одного рода?
- Графический диктант. Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта:
Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)
Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)
Зазнайство не возвышает, а унижает.
Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.
Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топким болотам и глухим местам.
- Мотивация к деятельности. Постановка учебной цели
1. Астры , цветы, гладиолусы, георгины.
2. Подосиновики, подберезовики, грибы, лисички.
Создает проблемную ситуацию
-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?
-Придумайте предложения с данными словами, ставя лишнее слово впереди группы однородных членов и после них.
-Какие знаки препинания вы поставите?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Чего мы ещё не знаем?
-Сформулируйте проблемный вопрос и тему сегодняшнего урока.
Составляем и записываем предложения
В саду у сторожа росли цветы: астры, гладиолусы, георгины.
Подосиновики, подберезовики, лисички – т все грибы лежали в лукошке лесника.,
- Выявление места и причины затруднения
Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о каком знаке препинания идёт речь?
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежe
5. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Какой же знак препинания нужен в предложениях с обобщающим словом?
- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие.)
- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?
Организация исследования проблемной ситуации. Давайте проверим.
Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.
Откройте учебник на стр. 135. и в рамочке прочитайте правило.
- Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается …
Предлагает сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения, пользуясь результатами исследования, теоретическим материалом и правилом на стр.135.
- Реализация построенного проекта.
В саду у сторожа росли цветы: астры, гладиолусы, георгины.
Подосиновики, подберезовики, лисички – т все грибы лежали в лукошке лесника.,
2)Найти в предложениях однородные члены и обобщающее слово.
3)Сравнить однородные члены и обобщающее слово:
- на какой вопрос отвечают;
- от какого слова зависят;
- одинаковыми или разными членами предложения являются;
- какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом.
4)Составить схемы.
Физминутка
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих . Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.
- Первичное закрепление Задание: Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, графически обозначьте однородные члены предложения и обобщающее слово. Работаем по алгоритму
Выполняем упр. 538
1.Найду в предложении однородные члены.
2.Определю, есть ли обобщающее слово.
3.Выберу нужный знак препинания.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Найдите грамматическую основу предложения, однородные члены, обобщающее слово. Составьте схему предложений.
В стужу белка кормится осенними запасами: орехами, грибами, шишками.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
2) Смысловое чтение
Цветочный город
В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли ____________ маргаритки ромашки одуванчики. Там даже _____________ назывались именами__________ улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.
Лето подходило к концу, и на улицах _________ самые красивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры.
- Рефлексия деятельности.
Дополнительный материал для учителя
Тест по теме
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»
1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.
2. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.
б) Дни стояли синеватые пасмурные.
в) Туча росла и захватывала запад и восток
3.Укажите, в каком предложении с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.
б) Восход осыпал потоками золотой пыли все - сосну, утес, реку, облака
в) На полях и в лесных просеках – везде пар поднимался от земли.
4. Вставьте обобщающее слово к однородным членам.
Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.
Особенно часто обобщающими словами бывают следующие:
всё, всё это, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде,
всегда, никогда,
5. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
А растения
Б животные
В одуванчик
Г вредители
в) Распространите предложения однородными членами.
На столе лежали разные вещи…..
……. разные цветы росли в саду.
Всюду ……….гремела музыка и слышался смех.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Урок русского языка в 5 классе. Учитель: Владимирова С.М..
В классе 6 человек: 2 мальчика, 4 девочки. Один учащийся занимается по 8 виду, (но он сегодня отсутствует)одна – по 7 виду. Класс средний по знаниям. Отношения в классе друг с другом хорошие, дети спокойные, нацеленные на учёбу, достаточно подготовленные для изучения русского языка в 5 классе. Умеют определять основу предложения. Большинство определяют второстепенные члены предложения. Переход из начального звена в средний прошел плавно. Все адаптировались. Учебная мотивация -100%
Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах». Тема новая для пятиклассников, но не первая в разделе «Синтаксис и пунктуация». Урок изучения новой темы после темы: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
Цель: открытие понятия обобщающего слова в предложениях с однородными членами
Задачи: Образовательные:
- формировать умение распознавать обобщающие слова при однородных членах;
- упражнять в умении подбирать обобщающие слова и составлять предложения с обобщающими словами, ставить нужные знаки.
Развивающие:
- развивать речь, любознательность, мышление, пунктуационную зоркость. Способствовать развитию произвольного внимания, вербального, наглядного мышления.
Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия)
Предметные:
- Знать, что такое обобщающее слово;
- Уметь находить в предложении обобщающее слово, отличать его от однородных членов предложения, применять пунктуационное правило.
Личностные: -уметь сотрудничать друг с другом, взаимовыручка
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов, формулировать вопросы, находить на них ответы.
Познавательные: знать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.
Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В начале урока создала психологический настрой на урок. Дети активно включились в работу.
Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода. Работа на уроке началась с игры «Да-Нет», на данном этапе была проведена актуализация знаний об однородных членах предложения. Старалась создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация. Тему и задачи урока учащиеся определили сами, исходя из этой проблемной ситуации. Содержание учебного материала нацелено на умение определять обобщающие слова при однородных членах предложения, подбирать обобщающие слова, строить предложения с ними и чертить схемы при однородных членах, разбирать их. Новое для ребят: обобщающие слова могут находиться после однородных членов. Учатся находить соответствия между схемой и предложением. Содержание заданий соответствует программе, УМК.
На разных этапах урока работа велась в группах, индивидуально и фронтально, что было приемлемо для данных видов деятельности на уроке. Считаю, что такие виды способствуют более полному, осознанному рассмотрению проблемы. Старалась, чтобы учащиеся отвечали полным ответом, развивала устную и письменную речь. Использовала метод дидактической игры «да-нет», эвристическую беседу, технологию проблемного обучения, (дифференцированного обучения).
Этап творческой работы учащихся по составлению предложений закреплял новые знания, полученных на уроке.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. А использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на результативность и успех.
Структура урока соответствовала общей цели, возможностям класса.
На этапе рефлексии учащиеся выбирали соответствующие ответы по данному началу: -Сегодня на уроке я научился…Я могу похвалить себя за…Больше всего мне понравилось…Труднее всего было…, что позволило определить уровень усвоения материала.
Эмоциональное состояние учащихся определялось по тучкам, которые они выбрали в начале и в конце урока.
Для самооценки у каждого был оценочный лист. На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен и не боится высказаться.
В ходе урока я формировала у учащихся :
-коммуникативные УУД (умение организованно работать в группах)
-познавательные (выбирать нужную информацию)
-регулятивные УУД( умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, провести самооценку).
Все эти приёмы организации данного урока соответствуют моему подходу в преподавании русского языка. И этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного предмета, занимая своё нужное место.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графический диктант Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! Зазнайство не возвышает, а унижает. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.
Вот перед нами ряд слов. Колокольчики, ромашки, цветы, одуванчики . Могут ли все эти слова являться однородными членами?
Слово цветы вмещает в себя и колокольчики, и ромашки, и одуванчики . Это слово – как будто общий домик для всех остальных слов . Внимание! Такой общий домик для однородных членов называется по-научному обобщающим словом . Оно действительно обобщает, вмещая в себя все остальные слова.
Обобщающие слова при однородных членах
О каком знаке препинания идет речь? Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.
Самое интересное, что существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ. НИКТО, НИЧТО.
К доктору Айболиту приходили лечиться все: и ворона, и лисица, и жучок, и червячок, и медведица.
Цветочный город В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли___ маргаритки ромашки одуванчики. Там даже ____ назывались именами ____ улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Лето подходило к концу, и на улицах ____ самые красивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры.
Домашнее задание Повторить п. 40-41. Выполнить упражнение 212.
Посмотрите на ряды однородных членов и найдите среди них обобщающие слова Береза Клен Осина Дерево Тапочки Ботинки Валенки Обувь Одежда Платье Рубашка Джинсы Куртка
- А помните, что происходило в сказке о Мойдодыре? «Утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за утюгами, кочерга за кушаком – всё вертится, и кружится, и несётся кувырком».
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Чиранова Т.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...
Урок "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....
Фрагмент урока "Обобщающее слово при однородных членах предложения" русский язык 5 класс
Русский язык 5 класс фрагмент урока "Обобщающее слово при однородных членах предложения"...
Разработка урока "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них".
Данный урок предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе на изучение и закрепление нового материала...
Урок "Обобщающее слово при однородных членах предложения"
Цель урока:- познакомить с обобщающими словами, их ролью в речи.- умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания....
Открытый урок "Обобщающие слова при однородных членах"
Открытый урок...
Самоанализ урока русского языка в 8 классе Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Самоанализ урока русского языка в 8 классе . Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения"....