Урок в 7 классе.Правописание НЕ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Правописание НЕ с причастиями,деепричастиями, наречиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание с НЕ | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение по русскому языку в 7 классе
«Правописание НЕ с причастиями, деепричастиями, наречиями»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Магомедова Раисат Амрулаевна
Цель урока:
- обеспечить восприятие, усвоение и осмысление правила написания не с причастиями, деепричастиями, наречиями;
- закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Задачи:
- создать условия для развития умения различать частицу и приставку не в причастиях, деепричастиях, наречиях;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Тип урока: урок повторения и обобщения материала
Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология.
Формы организации урока: индивидуальная работа, работа в группах, работа с текстом.
Оборудование: таблица, распечатка текстов, записи на доске.
Ход урока
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Наш урок посвящен чуть ли не одному из самых важных правил русского языка- правописанию НЕ с разными частями речи. Сегодня разберем правописание НЕ с причастиями, деепричастиями и наречиями.
II. Введение в ситуацию урока. Пунктуационный диктант.
1)(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
2) Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.
3) Вдруг полил дождь, (не) прекращавшийся в течение целого часа.
4) Сквозь (не) занавешенные окна постоянно была видна молния.
5) Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не) прекращающегося страха.
Ученик выходит к доске, учитель еще раз читает предложения, ученик объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему. Класс задает 2 – 3 вопроса по теме «Причастие», комментирует ответ ученика. Выставляется оценка.
III. Самостоятельное формулирование учащимися темы урока
- Какой будет цель нашего сегодняшнего урока? (Правописание не с причастиями)
IV. Работа в группах
I группа
1. Используя данный текст, назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно. Для определения правильного ответа используем круги -белый и красный(белый- раздельно, красный- слитно)
2. Сформулируйте правило.
С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров.
II группа
1. Перепишите в тетрадь таблицу.
2. Заполните ее примерами из текста.
3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.
Не с причастиями пишется
С л и т н о
Р а з д е л ь н о
1. Не употребляется без не
1. Б Без не употребляется
2.Н Нет противопоставления с
со союзом а
2. Есть противопоставление с
со союзом а
3. Нет зависимого слова
3. Есть зависимое слово
С краткими причастиями
Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая после дождя земля. Задачи учащихся не проверены.Неизгладимое впечатление оставила гроза на море. Работы по строительству дома не закончены.
III группа.
1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий. Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, так как может употребляться без не). При затруднении учащимся можно задать вопрос: «Какие слова употребляются без не, а какие нет?»
2. Определите, какой частью речи является каждое слово.
3. Почему данные прилагательные написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.
V. Правописание НЕ с деепричастиями.
1)Ребята, сформулируйте правило правописания НЕ с деепричастиями.
2)Работа под диктовку.
Распределить по 2 столбикам. Слитно/раздельно.
Не зная ничего, не чувствуя опасности, негодуя из-за провала, не думая ни о чем, идти не спеша, недоумевая по поводу случившегося, остановиться, не дойдя до места, ничего не жалея, не говоря лишних слов, смотреть, не отрывая глаз, ненавидя врага, не заметив ошибки, не беспокоясь ни о чём.
Задания.
А) Составить 3 предложения с данными словосочетаниями.
Б) Указать вид деепричастий.
В)Сделать морфемный разбор слов беспокоясь ,ненавидя.
3) Продолжите пословицы.
- Не зная броду……… …. не суйся в воду.
- Не убив медведя……… шкуры не продают.
- Не работая………………сыт не будешь.
- Что имеем не храним…..потерявши плачем.
- Убегая от дыма….не бросайся в огонь.
- Поработавши до поту…..и поешь в охоту.
- Не сиди сложа руки….так не будет скуки.
- Не накормив лошадь ….далеко не уедешь.
VI. Правописание НЕ с наречиями.
1)Сформулировать правило правописания НЕ с наречиями.
2)Задания.
А)Подобрать к данным наречиям синонимы с приставкой не- и антонимы.
Низко- невысоко, высоко
Плохо- нехорошо, хорошо
Тихо- негромко, громко
Мало- немного, много.
Б)Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. Объяснить условия правописания НЕ. Использовать кружочки. Белый круг- раздельно, красный -слитно.
1)Комбайны работали непрерывно.(Постоянно)
2)Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники.
3)Он рассказывал об этом вовсе не интересно.
4)Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно(случайно) забрел в незнакомую усадьбу.
5)Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо(нестерпимо) жутко в наступившей тишине.
В)Привести примеры наречий с НЕ, которые без не Не употребляются.
Небрежно, нелепо, нечаянно, неряшливо, невежественно, ненавистно, неуклюже.
VII. Тестирование на тему: “Правописание НЕ с различными частями речи”.
1 вариант.
1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) Учёба (не)забава, а труд.
б) (Не)правда служит злу.
В) В осеннее (не)настье семь погод на дворе.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
а) День был (не)жаркий, а прохладный.
б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил.
в) Его ожидал далеко (не)приятный разговор.
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) Я срезала (не)распустившиеся цветы.
б) Поля (не)вспаханы.
в) У друга был (не)доумевающий вид.
4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
а) (Не)зная броду, не суйся в воду.
б) У меня (не)было другого выхода.
в) Я (не)навижу обман.
5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) Лектор говорил (не)громко.
б) Многое в тексте было (не)ясно.
в) Выполнить задание вовсе (не)легко.
2 вариант.
1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) (Не)приятель отступал.
б) Ваш поступок вызвал (не)доумение.
в) Он мне (не)друг, а враг.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
а) Ты принял (не)умное, а глупое решение.
б) Вид у него всегда (не)ряшливый.
в) Это далеко (не)скромный поступок.
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) Мною сделано (не)мало.
б) Я выгляжу (не)лепо в этом платье.
В) Друг поступил (не)хорошо, а плохо.
4. В каком предложении не со словом пишется слитно?
а) Тяжело жить, (не)навидя весь свет.
б) (Не)слушая мать, ты совершаешь ошибку.
в) Ничего ему (не)говори.
5.В каком предложении Не со словом пишется раздельно?
а) (Не)прекращающаяся война принесла много горя.
б) На столе лежала (не)прочитанная книга.
в) На полке стоял никем (не)прочитанный роман.
VIII. Подведение итогов урока.
1)Рефлексия. Достигнуты ли поставленные цели? Что нового узнали о правописании НЕ с частями речи?
2)Выставление оценок
3)Д/З. Составьте сказку-миниатюру о правописании не с причастиями, деепричастиями и наречиями. (по желанию). Слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"
В презентации представлен урок изучения нового материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных" для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр...
Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"
Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...
Урок русского языка в 6 классе Правописание букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-.
Учебный материал урока позволяет эффективно провести урок в 6 классе с использованием мультимедийной презентация, сочетая при этом различные формы работы учащихся на уроке: самостоятельная...
Презентация к уроку руского языка в 6 классе правописание букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-.
Презентация к уроку иллюстрирует возможность построить урок объяснения нового материала с использованием ИКТ....
Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.
Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....
Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.
Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....
Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и.
Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и....