«Особенности употребления односоставных предложений в речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
План-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_upotrebleniya_odnosostavnyh_predlozheniy_v_rechi.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
«Особенности употребления односоставных предложений в речи»
8 класс
Работа учителя
высшей категории
Головниной Е.Ю.,
МБОУ ЦО № 5.
Цели:
- личностная:
- содействовать пробуждению чувства любви и уважения к родному языку, способности восхищаться его богатством, красотой, силой и выразительностью;
- метапредметные:
- создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, для совершенствования умений анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, для формирования и аргументации выводов;
- расширять кругозор учащихся, развивать их речь;
- предметные:
- организовать деятельность учащихся по совершенствованию умений распознавать односоставные предложения в речи, определять их типы;
- выяснить особенности употребления односоставных предложений в речи;
- научиться отличать односоставные предложения от неполных двусоставных.
Вид урока: урок – исследование.
Оборудование:
- раздаточный материал – тексты для индивидуально-групповой работы учащихся;
- мультимедийный проектор (презентация на тему «Особенности употребления односоставных предложений в речи»; автор Головнина Е.Ю.).
Ход урока
1.Организационный момент, целеполагание урока, постановка проблемы, запись темы урока в тетрадь (слайды №1,2).
2. Вступительное слово учителя.
– У выразительности русской речи множество слагаемых. Сегодня в процессе нашего урока-исследования нам с вами, ребята, предстоит сделать открытия там, где, казалось бы, ничего особо интересного быть не может (хотя я считаю, что синтаксис сам по себе - это целый удивительный мир). Мы убедимся в том, что синтаксические единицы – односоставные предложения – разнообразят наш язык, могут сделать его более поэтичным. Без них трудно было бы выразить свои чувства, передать состояние души, нарисовать картину. Чтобы не быть голословной и чтобы создать определённое настроение нашему уроку начнём со стихотворения И.С. Тургенева «Утро туманное, утро седое…», которое стало прекрасным романсом. В тексте его нет ни одного двусоставного предложения! (Слайд №3)
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая рокот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Мы ещё вернёмся к тексту этого стихотворения, а пока давайте вспомним, что же такое односоставные предложения и на какие виды они делятся.
3. Блиц-опрос.
- Узнайте тип односоставного предложения по способу выражения главного члена.
- Глагол первого лица мн. ч.
- Глагол повел. накл. ед. или мн. ч.
- Сущ. в им. п.
- Слово состояния.
- Глагол 3-го лица ед. ч.
- Глагол 3-го лица мн. ч.
- Слово нет.
- Инфинитив.
- Словосочетание числ. + сущ.
- Глагол в форме прош. вр. мн. ч.
4. Работа в группах по карточкам разного уровня .
Прочитать текст, выписать односоставные предложения, определить их тип. Учтите, что односоставные предложения могут входить в состав сложных предложений. Логически объясните свой выбор, для этого укажите, чем выражен главный член предложения.
Карточка №1.
На высоте более 1600 метров в кратерах потухшего вулкана Кели-Муту на острове Флорес можно увидеть три озера с разной окраской воды. От них веет тайной. В 60-е годы одно из них было кофейного цвета, другое – красного, третье – голубого. Затем они стали чёрного, бордового и синего цвета, а сейчас – чёрного, зелёного и бирюзового.
Обитателям индонезийского острова кажется, что в озере с чёрной водой живут колдуны, в зелёном озере маются души грешников, а души детей и безгрешных людей находят покой в бирюзовом озере.
Карточка №2
Московский Кремль. Он построен для защиты от монголо-татарских завоевателей. Восемь веков стены Кремля укрывают сердце русской цивилизации. Центр русского православия. В нем воплощена история русского народа. Стены из красного кирпича. Двадцать башен. Сердце Кремля – соборная площадь, на которую выходят Успенский, Архангельский и Благовещенский собор. Колокольня Ивана Великого. Храм Василия Блаженного.
Кремль символизирует незыблемое могущество России. Он является политическим, духовным, культурным центром страны.
Карточка №3
Посмотри внимательно на икону «Богоматерь Владимирская». Икона – настоящее чудо искусства. Видишь, как ребенок обнял мать, прильнул к ее щеке. Но куда устремлён взгляд Марии? Задумываешься над тем, какую тайну рассматривает она в человеке. Глядя на икону, чувствуешь материнскую любовь, нежность, гордость и в то же время тревогу, страх за будущее маленького человека.
Карточка №4
Удивительная личность – Василий Блаженный. Говорят, что этот юродивый не боялся даже известного своей жестокостью Ивана Грозного. Рассказывают такую историю: на царском пиру Василий Блаженный трижды выплеснул поднесённую самодержцем чашу, якобы туша Новгород, разорённый по приказу Грозного. В летописи записали, как Василий Юродивый пришел в монастырь Воздвижения и плакал неутешно. А на следующий день, 24 июня 1547 года, начался великий пожар, уничтоживший половину Москвы. Считают, что огонь занялся именно в том месте, где накануне безутешно плакал юродивый. В последние минуты жизни Блаженного царь услышал пророчество о царствовании своего младшего сына Фёдора, хотя царём должен был стать старший сын Иван. Так и случилось, потому что Иван Грозный убил своего сына.
4. Проверка работы в группах. Выяснение роли односоставных предложений разного типа в речи.
Выводы учащихся дополняются информацией учеников-консультантов, которые провели индивидуальную исследовательскую работу дома, собрав материал о роли разных типов односоставных предложений в речи.
а) 1 группа (Слайды №4,5,6)
Чтение текста, определение типа односоставных предложений.
Учитель: Эти озёра действительно можно считать чудом природы. Сначала учёные предположили, что цвет воды в них меняется из-за водорослей. Но во время исследования никаких водорослей не было обнаружено.
- Вы определили, что в данном тексте используются безличные предложения. Как вы думаете, почему? Какова их роль? (Они подчёркивают стихийность явлений, их загадочность и независимость от человека.)
1 консультант (возможный ответ).
Безличные предложения, обозначающие явления природы (темнеет, вечереет), состояние человека (нездоровится, мне душно), используются как в книжной, так и в разговорной речи. Кроме этого, безличные предложения отличаются экспрессивностью и эмоциональностью, так как сказуемые в них выражаются словами состояния со значением оценки. ( Как хорошо вокруг!)
б) 2 группа (Слайды №7,8,9,10)
Учитель:
-- Кремль по праву считается чудом, которое сотворили руки человека.
Какие односоставные предложения вы нашли?
Какова роль назывных предложений? (Создаются образные видимые картины, которые придают тексту краткость, лаконичность).
2 консультант:
Назывные предложения чаще всего употребляются в художественной речи, публицистической. Находятся в начале текста, составляют цепочку, рисуют обстановку, в которой происходят события.
В качестве яркого примера выразительной способности назывных предложений несколькими штрихами создать потрясающий поэтический образ приводится стихотворение А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» (слайд №11)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Проблемная ситуация (слайд № 12):
- Каким по составу грамматической основы является предложение
«В дымных тучках пурпур розы…»? (Двусоставное, неполное)
Учащиеся объясняют логику своих размышлений.
в) 3 группа (Слайды №13, 14,15)
Учитель: В Успенском соборе находится наиболее почитаемая на Руси икона
« ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ».
- Какого типа предложения вы отметили? Какую роль они выполняют? (Определённо-личные; более кратко выражают мысль, внимание сосредотачивается на действии, т. е. на рассмотрении иконы.)
3 консультант.
Очень часто употребляются в художественной литературе, разговорной речи. Сфера употребления обширна. Особенно часто местоимения опускаются в стихах, т.к. личное местоимение не прибавляет нового смысла, но делает текст громоздким.
Учитель:
-- И вот пришло время вернуться к стихотворению И.С. Тургенева «В дороге». В нём использованы два типа односоставных предложений, они заявлены уже в первой строфе. (Слайд №16)
Учащиеся отвечают, какие.
-- Запишем мы в тетрадь вторую строфу, проведём пунктуационный разбор, ещё раз убедимся в правильности наших выводов насчёт возможностей определённо-личных предложений.
Пунктуационный разбор предложения, составление его схемы.
г) 4 группа (Слайды №17,18,19)
Учитель:
- На Руси всегда были юродивые – люди, которые отказывались от всех благ мирской жизни. Они зачастую ходили в лохмотьях, больные, нечёсаные, питались подаянием. Один из таких людей – Василий Блаженный. В честь его назван храм в архитектуре Кремля (Покровский собор). Это тоже чудо.
- Какие односоставные предложения вы нашли? Определите их роль. (Неопределённо-личные, их роль – сосредоточить внимание на действии, в них подчёркивается неизвестность действующего лица)
4 консультант.
Сфера употребления более узкая. Почти не встречается в научных трудах, в деловых документах, т.к. язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности. В разговорной речи употребляются, когда не хотят называть действующее лицо. Но такие предложения тоже можно встретить в художественном тексте:
…И на обломках самовластья
Напишут наши имена
(А. Пушкин)
- Какой термин, относящийся к односоставным предложениям, не прозвучал сегодня на уроке?
- Верно, это обобщенно-личные предложения. Они свойственны народной речи, выражают суждение общего характера, возводят конкретный случай в степень широкого обобщения.
Учащиеся приводят примеры пословиц, загадок, скороговорок, представляющих собой обобщённо-личные предложения, которые они подобрали, выполняя домашнее задание.
Зрительный диктант с самопроверкой: слайды №20,21.
5. От частного к общему: работа с текстом стихотворения
А. Блока. (Слайд № 22) В данном тексте три вида односоставных предложений, обращаем внимание на то, что назывные предложения используются в экспозиции (слайд №23), они, благодаря особой смысловой ёмкости, рисуют картину, выполняют описание. Развитие действия – определённо-личное (вернее, даже обобщённо-личное) и двусоставное предложения в составе сложного. Кульминация – безличное, как приговор. Развязка действия – обобщённо-личное предложение, и вновь – назывные, возвращаемся к картине холодной ночи (кольцевая композиция).
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
6. Момент рефлексии. (Слайд №24).
Основные стилистические особенности односоставных предложений.
Итак, подведём итоги.
- Односоставные предложения характерны для разговорной и художественной речи.
- Односоставные предложения обладают большей выразительностью, чем двусоставные:
- определённо-личные акцентируют внимание на действии, способны передать тончайшие переживания;
- неопределённо-личные предложения подчёркивают неизвестность действующего лица;
- обобщённо-личные возводят конкретный случай в степень широкого обобщения, их использование в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу;
- безличные предложения отличаются экспрессивностью и эмоциональностью;
- назывные предложения незаменимы в художественном описании.
7. Домашнее задание. (Слайд № 25).
Из произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева выписать примеры односоставных предложений, определить их тип.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...
Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...
Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи
Вид урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».Тип урока: практико-ориентированный урок-семинар....
Урок русского языка для учащихся 8-х классов «Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей»
Цели урока: 1. Повторить основные сведения об односоставных предложениях;2. Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Ху...
Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи
Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи...
Методическая разработка урока по русскому языку "Роль односоставных предложений в речи"
Методическая разработка урока, завершающего в 8 классе изучение темы "Односоставные предложения в речи" с выходом на особенности сочинения на лингвистическую тему....