«Особенности употребления односоставных предложений в речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Головнина Елена Юрьевна

План-конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку 

«Особенности употребления односоставных предложений в речи»

8 класс

   

Работа учителя      

                      высшей категории  

Головниной Е.Ю.,    

                    МБОУ ЦО № 5.     

Цели:

  1. личностная:
  • содействовать пробуждению чувства любви и уважения к родному языку, способности восхищаться его богатством, красотой, силой и выразительностью;
  1. метапредметные:
  • создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, для совершенствования умений анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, для формирования и аргументации выводов;
  • расширять кругозор учащихся, развивать их речь;
  1. предметные:
  • организовать деятельность учащихся по совершенствованию умений распознавать односоставные предложения в речи, определять их типы;
  • выяснить особенности употребления односоставных предложений в речи;
  • научиться отличать односоставные предложения от неполных двусоставных.

Вид урока: урок – исследование.

Оборудование:

  • раздаточный материал – тексты для индивидуально-групповой работы учащихся;
  • мультимедийный проектор (презентация на тему «Особенности употребления односоставных предложений в речи»; автор Головнина Е.Ю.).

                                                  Ход урока

1.Организационный момент, целеполагание урока, постановка проблемы, запись темы урока в тетрадь (слайды №1,2).

2. Вступительное слово учителя. 

 – У  выразительности русской речи множество слагаемых. Сегодня  в процессе нашего урока-исследования нам с вами, ребята, предстоит сделать открытия там, где, казалось бы, ничего особо интересного быть не может (хотя я считаю, что синтаксис  сам по себе -  это целый удивительный  мир). Мы убедимся в том, что синтаксические единицы – односоставные предложения – разнообразят наш язык, могут сделать его более поэтичным. Без них трудно было бы выразить свои чувства, передать состояние души, нарисовать картину. Чтобы не быть голословной и чтобы создать определённое настроение нашему уроку начнём со стихотворения И.С. Тургенева «Утро туманное, утро седое…», которое стало прекрасным романсом. В тексте его нет ни одного двусоставного предложения! (Слайд №3)

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая рокот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Мы ещё вернёмся к тексту этого стихотворения, а пока давайте вспомним, что же такое односоставные предложения и на какие виды они делятся.

3. Блиц-опрос.

- Узнайте тип односоставного предложения по способу выражения главного члена.

  1. Глагол первого лица мн. ч.
  2. Глагол повел. накл. ед. или мн. ч.
  3. Сущ. в им. п.
  4. Слово состояния.
  5. Глагол 3-го лица ед. ч.
  6. Глагол 3-го лица мн. ч.
  7. Слово нет.
  8. Инфинитив.
  9. Словосочетание числ. + сущ.
  10. Глагол в форме прош. вр. мн. ч.

4. Работа в группах по карточкам разного уровня .

  Прочитать текст, выписать односоставные предложения, определить их тип. Учтите, что односоставные предложения могут входить в состав сложных предложений. Логически объясните свой выбор, для этого укажите, чем выражен главный член предложения.

Карточка №1.

  На высоте более 1600 метров в кратерах потухшего вулкана Кели-Муту на острове Флорес можно увидеть три озера с разной окраской воды. От них веет тайной. В 60-е годы одно из них было кофейного цвета, другое – красного, третье – голубого. Затем они стали чёрного, бордового и синего цвета, а сейчас – чёрного, зелёного и бирюзового.

   Обитателям индонезийского острова кажется, что в озере с чёрной водой живут колдуны, в зелёном озере маются души грешников, а души детей и безгрешных людей находят покой в бирюзовом озере.

 

Карточка №2

  Московский Кремль. Он построен для защиты от монголо-татарских завоевателей. Восемь веков стены Кремля укрывают сердце русской цивилизации. Центр русского православия. В нем воплощена история русского народа. Стены из красного кирпича. Двадцать башен. Сердце Кремля – соборная площадь, на которую выходят Успенский, Архангельский и Благовещенский собор. Колокольня Ивана Великого. Храм Василия Блаженного.

 Кремль символизирует незыблемое могущество России. Он является  политическим, духовным, культурным центром страны.

Карточка №3

Посмотри внимательно на икону «Богоматерь Владимирская». Икона – настоящее чудо искусства. Видишь, как ребенок обнял мать, прильнул к ее щеке. Но куда устремлён взгляд Марии? Задумываешься над тем, какую тайну рассматривает она в человеке. Глядя на икону, чувствуешь материнскую любовь, нежность, гордость и в то же время тревогу, страх за будущее маленького человека.

Карточка №4

  Удивительная личность – Василий Блаженный. Говорят, что этот юродивый не боялся даже известного своей жестокостью Ивана Грозного. Рассказывают такую историю: на царском пиру Василий Блаженный трижды выплеснул поднесённую самодержцем чашу, якобы туша Новгород, разорённый по приказу Грозного. В летописи записали, как Василий Юродивый пришел в монастырь Воздвижения и плакал неутешно. А на следующий день, 24 июня 1547 года, начался великий пожар, уничтоживший половину Москвы. Считают, что огонь занялся именно в том месте, где накануне безутешно плакал юродивый. В последние минуты жизни Блаженного царь услышал пророчество о царствовании своего младшего сына Фёдора, хотя царём должен был стать старший сын Иван. Так и случилось, потому что Иван Грозный убил своего сына.

4. Проверка работы в группах. Выяснение роли односоставных предложений разного типа в речи.  

Выводы учащихся дополняются информацией учеников-консультантов, которые провели индивидуальную  исследовательскую работу дома, собрав материал о роли разных типов односоставных предложений в речи.

а) 1 группа (Слайды №4,5,6)

Чтение текста, определение типа односоставных предложений.

Учитель: Эти озёра действительно можно считать чудом природы. Сначала учёные предположили, что цвет воды в них меняется из-за водорослей. Но во время исследования никаких водорослей не было обнаружено.

- Вы определили, что в данном тексте используются безличные предложения. Как вы думаете, почему? Какова их роль? (Они подчёркивают стихийность явлений, их загадочность и независимость от человека.)

1 консультант (возможный ответ).

Безличные предложения, обозначающие явления природы (темнеет, вечереет), состояние человека (нездоровится, мне душно), используются как в книжной, так и в разговорной речи. Кроме этого, безличные предложения отличаются экспрессивностью и эмоциональностью, так как сказуемые в них  выражаются словами состояния со значением оценки. ( Как хорошо вокруг!)

б) 2 группа (Слайды №7,8,9,10)

Учитель:

--  Кремль по праву считается чудом, которое сотворили руки человека.

    Какие односоставные предложения вы нашли?

    Какова роль назывных предложений? (Создаются образные видимые картины, которые придают тексту краткость, лаконичность).

2 консультант:

Назывные предложения чаще всего употребляются в художественной речи, публицистической. Находятся в начале текста, составляют цепочку, рисуют обстановку, в которой происходят события.

 

В качестве яркого примера выразительной способности назывных предложений несколькими штрихами создать потрясающий поэтический образ приводится стихотворение А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» (слайд №11)

                   

                 Шепот, робкое дыханье,

                          Трели соловья,

                   Серебро и колыханье

                         Сонного ручья,

                   Свет ночной, ночные тени,

                           Тени без конца,

                   Ряд волшебных изменений

                           Милого лица,

                   В дымных тучках пурпур розы,

                          Отблеск янтаря,

                      И лобзания, и слезы,

                           И заря, заря!..

Проблемная ситуация (слайд № 12):

- Каким по составу грамматической основы является предложение

«В дымных тучках пурпур розы…»?  (Двусоставное, неполное)

Учащиеся объясняют логику своих размышлений.

в) 3 группа (Слайды №13, 14,15)

Учитель: В Успенском соборе находится наиболее почитаемая на Руси икона

« ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ».

- Какого типа предложения вы отметили? Какую роль они выполняют? (Определённо-личные; более кратко выражают мысль, внимание сосредотачивается на действии, т. е. на рассмотрении иконы.)

3 консультант.

Очень часто употребляются в художественной литературе, разговорной речи. Сфера употребления обширна. Особенно часто местоимения опускаются в стихах, т.к. личное местоимение не прибавляет нового смысла, но делает текст  громоздким.

Учитель:

-- И вот пришло время вернуться к стихотворению И.С. Тургенева «В дороге». В нём использованы два типа односоставных предложений, они заявлены уже в первой строфе.  (Слайд №16)

  Учащиеся отвечают, какие.

-- Запишем мы в тетрадь вторую  строфу, проведём пунктуационный разбор, ещё раз убедимся в правильности наших выводов насчёт возможностей определённо-личных предложений.

Пунктуационный разбор предложения, составление его схемы.

г) 4 группа (Слайды №17,18,19)

Учитель:

- На Руси всегда были юродивые – люди, которые отказывались от всех благ мирской жизни. Они зачастую ходили в лохмотьях, больные, нечёсаные, питались подаянием. Один из таких людей – Василий Блаженный. В честь его назван храм в архитектуре Кремля (Покровский собор). Это тоже чудо.

- Какие односоставные предложения вы нашли? Определите их роль. (Неопределённо-личные, их роль – сосредоточить внимание на действии, в них подчёркивается неизвестность действующего лица)

4 консультант.

Сфера употребления более узкая. Почти не встречается в научных трудах, в деловых документах, т.к. язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности. В разговорной речи употребляются, когда не хотят называть действующее лицо. Но такие предложения тоже можно встретить в художественном тексте:

…И на обломках самовластья

 Напишут наши имена

                             (А. Пушкин)

- Какой термин, относящийся к односоставным предложениям, не прозвучал сегодня на уроке?

- Верно, это обобщенно-личные предложения. Они свойственны народной речи, выражают суждение общего характера, возводят конкретный случай  в степень широкого обобщения.

Учащиеся приводят примеры пословиц, загадок, скороговорок,  представляющих собой обобщённо-личные предложения,  которые они подобрали, выполняя домашнее задание.

   Зрительный диктант с самопроверкой: слайды №20,21.

5. От частного к общему: работа с текстом стихотворения

А. Блока. (Слайд № 22) В данном тексте три вида односоставных предложений, обращаем внимание на то, что назывные предложения используются в экспозиции (слайд №23), они, благодаря особой смысловой ёмкости, рисуют картину, выполняют описание. Развитие действия – определённо-личное (вернее, даже обобщённо-личное) и двусоставное предложения в составе сложного. Кульминация – безличное, как приговор. Развязка действия – обобщённо-личное предложение, и вновь – назывные, возвращаемся к картине холодной ночи (кольцевая композиция). 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

6. Момент рефлексии.  (Слайд №24).

Основные стилистические особенности односоставных предложений.

Итак, подведём итоги.

  1. Односоставные предложения характерны для разговорной и художественной речи.
  2. Односоставные предложения обладают большей выразительностью, чем двусоставные:
  1. определённо-личные акцентируют внимание на действии, способны передать тончайшие переживания;
  2.  неопределённо-личные предложения  подчёркивают неизвестность действующего         лица;
  3.  обобщённо-личные возводят конкретный случай в степень широкого обобщения, их использование в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу;
  4. безличные предложения отличаются экспрессивностью и эмоциональностью;
  5. назывные предложения незаменимы в художественном описании.

7. Домашнее задание. (Слайд № 25).

 Из произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева выписать примеры односоставных предложений, определить их тип.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи

Вид урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».Тип урока:  практико-ориентированный урок-семинар....

Урок русского языка для учащихся 8-х классов «Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей»

Цели урока: 1.     Повторить основные сведения об односоставных предложениях;2.     Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Ху...

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи

Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи...

Методическая разработка урока по русскому языку "Роль односоставных предложений в речи"

Методическая разработка урока, завершающего в 8 классе изучение темы "Односоставные предложения в речи" с выходом на особенности сочинения на лингвистическую тему....