Разработка уроков по русскому языку для 5 класса по теме "Разряды имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта уроков по русскому языук для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 549 с углублённым изучением английского языка Красносельского района

города Санкт-Петербурга

Технологическая карта  урока русского языка

для 5 класса по теме «Разряды имен прилагательных»

 

Разработчик урока: учитель русского языка и литературы

                                   Третьякова Надежда Александровна

5 класс

Русский язык  

  М.М. Разумовская. Москва ДРОФА 2016 г.

Технологическая карта темы

Тема

Разряды имен прилагательных (3 часа)   СЛАЙД 1

Цели

Сформировать представление о разрядах имен прилагательных.

Ввести разряды   имен прилагательных.  

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний об имени прилагательном  по значению, морфологическим признаками синтаксической роли. Изучение разрядов имен прилагательных: качественных, относительных, притяжательных.    

Термины и  понятия

Имя прилагательное; прилагательные качественные, относительные, притяжательные, разряд прилагательных, словосочетание.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Здравке;

- ответственное отношение к процессу создания и оформления письма;

- проявлять  осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «имя прилагательное», «морфологические признаки» «синтаксическая роль»,«разряды прилагательных», «качественные прилагательные», «относительные прилагательные», «притяжательные прилагательные» и использовать их в активном словаре;

 - определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении и обосновывать свое мнение;

- определять морфологические признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

- определять принадлежность прилагательных к разряду по их значению и обосновывать свое мнение.

- -использовать приобретенные знания при создании письма подруге/другу.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- проверять учебное задание,   вносить корректировку;

- соотносить учебные действия с известным правилом;

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат деятельности.

- Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представлять свою позицию в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции и находить общее решение.

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- определять имена прилагательные в предложении и выделите их графически;

- определять синтаксическую роль прилагательного в предложении и обозначать графически;

- определять морфологические признаки качественных прилагательных;

- определять разряд прилагательного, графически выделите его окончание;

- выполнять морфологический разбор прилагательного;

- вносить исправления в текст письма, используя прилагательные.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература  

Стихи русских поэтов о природе.

   

Информационный материал

Учебник «Русский язык» М.М. Разумовская.  Рабочая тетрадь по русскому языку М.Ю.Никулина

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Раздаточный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание СЛАЙД 2

Планируемый  результат

Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Здравки при изучении русского языка.

    Даши дружит с девочкой из Сербии по имени Здравка. Девочки активно общаются по электронной почте. Здравка изучает русский язык, поэтому иногда обращается к Даше за помощью. В конце апреля Здравка прислала письмо подруге:

«Здраво, Даша! Я  люблю изучать очень великий русский язык. Меня учит самая наилучшая учительница в школе.  Но у меня иногда возникают очень огромные трудности. Мне более легче далось изучение имени существительного. Сейчас  мы знакомимся с именем прилагательным.  Я не знаю, как  правильно использовать самые различнейшие прилагательные в речи».

Прочитав письмо подруги, Даша поняла, что Здравка действительно не умеет использовать прилагательные в тексте. Но как ее этому научить, она не знала.

Ребята, как помочь Здравке освоить правописание имен прилагательных?

     Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание помочь  Здравке  использовать имена прилагательные в тексте?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Здравке в изучении русского языка.

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Работа с именами прилагательными:  значение, морфологические признаки, синтаксическая роль  

Цели:

• Актуализировать знания учащихся о прилагательном.

• Научить:

- определять прилагательные в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении и обосновывать свое мнение;

- определять морфологические признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

- выделять графически имя прилагательное в каждом предложении;

- писать в каждое предложение подходящее по смыслу имя прилагательное;

- определять синтаксическую роль прилагательного в предложении и обозначать графически;

- определять в тексте  прилагательные, имеющие морфологические признаки: женский  род, единств. число, им. падеж, и писать их;

- писать предложение, определять и обозначать морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль;

- выполнять учебное задание, используя правило;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание  1 (З) 

Назовите значение выражения «имя прилагательное».

Задание 2 (П)                 СЛАЙД 3

Можно ли согласиться с вариантом Пети, который выделил прилагательные в тексте? Обоснуйте свое мнение.

Осиновый лист успел уже почернеть. Лес холодный. Всё уснуло в лесу. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Задание 3 (У) )                 СЛАЙД 4                

Выделите графически имя прилагательное в каждом предложении.

К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я дятла. Летит, несёт в клюве сосновую шишку.

Задание 4 (У) СЛАЙД 5             СЛАЙД 6

Впишите в каждое предложение подходящие по смыслу имя прилагательное.

Радостно светит … день солнышко (в весенний). Побежали по дорогам … ручейки (весёлые, говорливые). Уже прилетели из … краёв грачи (тёплых).

Задание 5 (З) 

Назовите значение выражения «морфологические признаки» «синтаксическая роль».

Задание 6 (П)     СЛАЙД 7            

Можно ли согласиться с тем, как Петя определил морфологические признаки и синтаксическую роль выделенного имени прилагательного в предложении: «Я стою перед этим последним прозрачным (м.р.,ед.ч., Р.п.) листком и любуюсь им»?  Обоснуйте свое мнение.

Задание 7 (У) СЛАЙД 8                

Выделите графически имя прилагательное в каждом предложении и определите его синтаксическую роль.

В соседнем доме открылась новая столовая. Больной не вставал с постели. Мама в борщ кладет столовую ложку соли. В комнате находился больной ребёнок.

Задание 7 (У)   СЛАЙД 9                

Выпишите из текста имена прилагательные, имеющие следующие морфологические признаки: женский  род, единств. число, им. падеж.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом (лесная).

Задание 8 (У)     СЛАЙД 10              

Напишите предложение, определите и обозначьте морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль.

Длинной вереницей летят над рекой   утки.

 (длинной-ж.р., ед.ч., Т.п.)

Диагностическое задание

Рабочая тетрадь,  стр.96,

№ 229 СЛАЙД 11 

СЛАЙД 12               

1. Впишите в текст каждого предложения пропущенные орфограммы.

2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

3. Выполните морфологический разбор выделенного прилагательного

Унылая п...ра! Очей оч..рованье!

Приятна мне тв..я прощальная кр..са.

Люблю я пышное природы ув..данье,

В багрец и зол..то одетые л..са.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в..лнистою покрыты  н..беса,

И редкий солнца луч, и первые м..розы,

И отдаленные с..дой зимы угрозы.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «имя прилагательное», «морфологические признаки» «синтаксическая роль» и использовать их в активном словаре;

- определять прилагательные в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении и обосновывать свое мнение;

- определять морфологические признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя правило.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- выделять графически имя прилагательное в каждом предложении;

- писать в каждое предложение подходящее по смыслу имя прилагательное;

- определять синтаксическую роль прилагательного в предложении и обозначать графически;

- определять в тексте  прилагательные, имеющие морфологические признаки: женский  род, единств. число, им. падеж, и писать их;

- писать предложение, определять и обозначать морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль.

Блок Б. Работа с качественными именами прилагательными

Цели:

• Актуализировать знания об имени прилагательном.

• Ввести понятие «разряды прилагательных», «качественное прилагательное».

• Научить:

- определять принадлежность прилагательных к разряду по их значению и обосновывать свое мнение;

- называть разряды прилагательных.

- рассказывать о качественных прилагательных, используя их образец;

- определять имена прилагательные в предложении и выделите их графически;

- определять морфологические признаки качественных прилагательных;

- писать словосочетание, в составе которого есть качественное имя прилагательное;

- подбирать подходящие по смыслу качественное    прилагательное и писать его в предложении;

- выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять взаимопроверку и корректировку  учебного задания;

- выполнять взаимопроверку и корректировку  учебного задания;

 - согласовывать позиции и находить общее  решение.

Сообщение учителя СЛАЙД 13                

В русском языке существуют разряды прилагательных по значению. Это лексико-грамматические признаки, указывающие на характер называемого прилагательного. Выделяют три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные – это прилагательные, которые обозначают качество предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени, например, большое яблоко.

Относительные – это прилагательные, которые обозначают признак предмета  по отношению к другому предмету, например, серебряный сосуд-сосуд из серебра.

Притяжательные  – это прилагательные, которые обозначают  признак  по принадлежности предмета какому-либо лицу или животному, например, бабушкина шаль, кошачьи следы.

Задание  1 (З)  Учебник, с.81(1) СЛАЙД 14                 

Назовите известные вам разряды прилагательных.

Назовите значение выражения «качественные прилагательные».

Расскажите о качественных прилагательных, используя их образец.

Расскажите порядок морфологического разбора имен прилагательных.

Задание  2 (П) СЛАЙД 15                

Можно ли согласиться с тем, что выделенное прилагательное в поэтическом отрывке имеет: краткую форму; сочетается с наречием очень, является антонимом? Обоснуйте свое мнение.

Всё мне мерещится поле  с гречихою,

В маленьком доме сирень на окне,

Ясное- ясное, тихое-тихое

Летнее утро мерещится мне.

Задание  3 (У) СЛАЙД 16                                

Определите имена прилагательные в предложении «Неужели вы не были снежной зимой в холодном лесу?» и выделите их графически.

Определите морфологические признаки качественных прилагательных.  

Задание  4 (У)     с взаимопроверкой СЛАЙД 17         СЛАЙД 18                      

Выпишите каждое словосочетание, в составе  которого есть качественное имя прилагательное.

Клубничное варенье, мамина шляпа, сильный ветер, безобразный поступок, серебряная ложка,  яркий свет, спортивный костюм, красивые места, сухой воздух (сильный ветер, безобразный поступок,  яркий свет, красивые места, сухой воздух).

Задание  5 (У)  с взаимопроверкой СЛАЙД 19                 СЛАЙД 20                 

Впишите в каждое предложение подходящее по смыслу качественное имя прилагательное.

Всплыло на небо (   ) солнышко. Жаворонок поднялся (   ) и запел свою серебряную песенку. Зайчик (   ) запрыгал по росистому лугу (красное, высоко, весело).

Диагностическое  задание

Рабочая тетрадь, стр.105,

№ 250 СЛАЙД 21      

СЛАЙД 22                        

1. Выделите графически в каждом предложении  качественное имя прилагательное.

2.Выполните морфологический разбор двух качественных прилагательных (на выбор).

Хорошо в лесу ранн..м летн..м утром.

Над краем зелён..й полянки пок..зался з..лотой  диск со..нца. Его лучи осв..щают гла..кие  стволы сосен и они розовеют от солнечного тепла. Река тихо н..сёт свои пр..зрачные воды а в них отр..жаются голубое небо и белые обл..ка.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения и использовать их в активном словаре;

- определять принадлежность прилагательных к разряду по их значению и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

 -   выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять взаимопроверку и корректировку  учебного задания.

Коммуникативные умения

 - согласовывать позиции и находить общее  решение.

Предметные умения:

- называть разряды прилагательных.

- рассказывать о качественных прилагательных, используя их образец;

- определять имена прилагательные в предложении и выделите их графически;

- определять морфологические признаки качественных прилагательных;

- писать словосочетание, в составе которого есть качественное имя прилагательное;

- подбирать подходящие по смыслу качественное    прилагательное и писать его в предложении.

Блок В.  Работа с относительными  именами прилагательными

Цели:

• Ввести понятие «относительные имена прилагательные».

• Научить:

- определять качественные прилагательные и обосновывать свое мнение;

- определять разряд имен прилагательных и обосновывать свое мнение;

- определять и писать словосочетание прилагательное +существительное в поэтическом фрагменте;

- определять разряд прилагательного, графически выделите его окончание;

- писать в предложении

подходящее по смыслу относительное прилагательное;

- выполнять морфологический разбор прилагательного;

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку  учебного задания;  

- оформлять речевое высказывание, представлять свою позицию в рамках учебного диалога.

Задание  1 (З)  Учебник, с. 81(2)

Назовите значение выражения «относительные имена прилагательные».

Задание  2 (П) СЛАЙД 23                

Является ли выделенное в предложении прилагательное качественным? Обоснуйте свое мнение.

Берег быстро темнел, становился лиловым. Морская зыбь отражала небо.

Задание 3 (П) СЛАЙД 24      СЛАЙД 25                          

Правильно  ли определил  ученик разряд имен  прилагательных? Обоснуйте свое мнение.

Качественные: весёлый, добрый, умный, прекрасный, серебряный, деревянный  (серебряный, деревянный);

Относительные: смешной, тополиный, морозный, внимательный, оловянный, стеклянный (смешной, внимательный)? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У) Рабочая тетрадь, с. 97, №.232  с взаимопроверкой 

СЛАЙД 26                

Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, используя   слова для справок. 

Определите  разряд имён прилагательных.

Задание 5 (У) Рабочая тетрадь, с. 98, № 233  с взаимопроверкой 

СЛАЙД 27               

Выпишите из фрагмента стихотворения И.Бунина «Весна! Темнеет над аулом»  словосочетания «прилагательное + существительное».

Определите разряд прилагательного, графически выделите его окончание.

Задание 6 (У)     с взаимопроверкой СЛАЙД 28    СЛАЙД 29                            

Впишите  в каждое предложение подходящее по смыслу относительное  имя прилагательное.

Выполните морфологический разбор одного прилагательного  (на выбор).

Жарче и жарче светит (весеннее) солнце. (Белоствольная) березка наливается сладким соком. Над цветами стали кружить (желтокрылые) пчёлки.

Диагностическое  задание

СЛАЙД 30                                  

1. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы.  

2. Выделите графически имена прилагательные.

3. Определите разряд имен прилагательных (качественных и относительных) и обозначьте его.

Сначала  мы прошли через песча..ое поле, заросшее бессмертником и полынью. Потом выбежали нам навстречу зар..сли молодых сосен. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой. Высоко в солнечных косых лучах перепархивали сини.. сойки.

.

 Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «относительные прилагательные» и использовать его в активном словаре;

- определять качественные прилагательные и обосновывать свое мнение;

- определять разряд имен прилагательных и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

 - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку  учебного задания.

Коммуникативные умения

 - оформлять речевое высказывание, представлять свою позицию в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- определять и писать словосочетание прилагательное +существительное в поэтическом фрагменте;

- определять разряд прилагательного, графически выделите его окончание;

- писать в предложении

подходящее по смыслу относительное прилагательное;

- выполнять морфологический разбор прилагательного.

Блок Г Работа с притяжательными  именами прилагательными

Цели:

• Ввести понятие «притяжательные имена прилагательные».

• Научить:

- определять морфологические признаки притяжательных прилагательных и обосновывать свое мнение;

- определять разряд имен прилагательных и обосновывать свое мнение;

- подбирать прилагательные для каждой пары слов,  определять прилагательного;

- образовывать  прилагательное от каждого существительного и писать его;

- определять разряд  прилагательного и обозначать его;

- выделять графически окончание прилагательного;

- выполнять взаимопроверку взаимооценку  учебного задания;

 - согласовывать позиции с партнёром  и находить общее решение.

.

Задание  1 (З)  Учебник, с.81(3)

Назовите значение выражения «притяжательные имена прилагательные».

Задание  2 (П) СЛАЙД 31              

Можно ли согласиться с тем, что выделенное в предложении прилагательное в поэтическом отрывке имеет: краткую форму; сочетается с наречием очень, имеет антоним? Обоснуйте свое мнение.

Пруд окован крепкой бронью, и уходит от воды  вправо-крестики вороньи, влево - заячьи следы.

Задание 3 (П) СЛАЙД 32                

Правильно  ли определил  ученик разряд имён  прилагательных? Обоснуйте свое мнение.

Качественные: высокий, тихий, красивый, осенний (осенний);

Относительные: лисий, берёзовый, мартовский, светлый (лисий, светлый); 

Притяжательные: кошкин, соседний, белый, мамин, причудливый (соседний, белый, причудливый). 

Задание  4 (У) СЛАЙД 33                

Подберите имена прилагательные для каждой пары слов и определите разряд каждого имени прилагательного:

  1. лапа и услуга (медвежья)
  2. след и ягода (волчья)
  3. ухо и душа (заячья)

Задание  5 (У)  с взаимопроверкой СЛАЙД 34            СЛАЙД 35     

Выпишите из текста словосочетание, в состав которого входит притяжательное прилагательное.

Детские игрушки, обидчивый ребёнок, мышиная норка, гордый человек, собачий хвост, бабушкин дом (мышиная норка,  собачий хвост, бабушкин дом).

Задание  6 (У)   с взаимооценкой СЛАЙД 36             СЛАЙД 37                 

Образуйте имя прилагательное от каждого существительного и напишите его.

Определите разряд каждого прилагательного и обозначьте его.

Выделите  графически окончание каждого имени прилагательного.

Сосна (сосновый - относительное)

Весна (весенний-относительное)

Дядя (дядин-притяжательное)

Солнце (солнечный-качественное)

Тишина (тихий- качественное)

Красота (красивый-качественное)

Мама (мамин- притяжательное)

Диагностическое задание

        СЛАЙД 38                    

1. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы.  

2. Выделите графически имена прилагательные.

3. Определите разряд каждого  имени прилагательного и обозначьте его.  

Кроме журавлиного и лебединого крика слышалось

неумолкаемое пение со всех ст..рон. В летнюю ноч…  меньше птичьих звуков в л…су. В ст..ронке слышалось осторожное заячье бобоканье. Наше путешествие с..вершалось в мёртвом  м..лчании.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «притяжательные прилагательные» и использовать его в активном словаре;

- определять морфологические признаки притяжательных прилагательных и обосновывать свое мнение;

- определять разряд имен прилагательных и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку  учебного задания.  

 Коммуникативные умения

- согласовывать позиции с партнёром  и находить общее решение.

Предметные умения:

- подбирать прилагательные для каждой пары слов,  определять прилагательного;

- образовывать  прилагательное от каждого существительного и писать его;

- определять разряд  прилагательного и обозначать его;

- выделять графически окончание прилагательного. 

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы:

• определять и обозначать имена прилагательные в тексте;

• определять разряд имён  прилагательных;

• проверять написание  текста.

Диктант.

   Ранней весенней порой нам пришлось проезжать по топким болотистым дорогам. Из лесу тянуло свежей ночной сыростью. Мы свернули с большой дороги и поехали по откосу. Нам было не до охотничьих восторгов. Место было болотистое, с низкими кустами  черёмухи.

   Взошёл месяц, и всё потонуло в фантастическом свете. Сравнительно с душистой и туманной летней ночью эта холодная весенняя ночь была не так прекрасна. Но ей придавала особенную поэзию жизнь пернатого царства.

             Задания: СЛАЙД 39               

1 вариант

  1. В первом абзаце графически обозначьте имена прилагательные.
  2. Определите разряд всех имен прилагательных   и обозначьте его.

2 вариант

  1. Во втором абзаце графически обозначьте имена прилагательные.
  2. Определите разряд всех имен прилагательных   и обозначьте его.

Регулятивные умения:

 – проверять текст, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять и обозначать имена прилагательные в тексте;

- определять разряд имён  прилагательных;

- проверять написание  текста.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, ответственное отношение к процессу написания письма.

• Научить:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для написания письма;

- вносить исправления в текст письма, используя прилагательные;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

СЛАЙД 40                

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

СЛАЙД 41                

 Даши дружит с девочкой из Сербии по имени Здравка. Девочки активно общаются по электронной почте. Здравка изучает русский язык, поэтому иногда обращается к Даше за помощью. В конце апреля Здравка прислала письмо подруге:

 «Здраво, Даша! Я  люблю изучать очень великий русский язык. Меня учит самая наилучшая учительница в школе.  Но у меня иногда возникают очень огромные трудности. Мне более легче далось изучение имени существительного. Сейчас  мы знакомимся с именем прилагательным.  Я не знаю, как  правильно использовать самые различнейшие прилагательные в речи».

Прочитав письмо подруги, Даша поняла, что Здравка действительно не умеет использовать прилагательные в тексте. Но как ее этому научить, она не знала.

Ребята, как помочь Здравке освоить правописание имен прилагательных?

Есть ли у вас желание помочь  Здравке  использовать имена прилагательные в тексте?

Информативный вариант СЛАЙД 42                

      Помогите Здравке правильно использовать прилагательные в тексте письма. Для этого используйте правила применения качественных прилагательных и слова для справок.

          «Здраво, Даша! Я люблю изучать…русский язык. У меня….учительница в школе.  У меня иногда возникают …..трудности. Мне  ……далось изучение имени существительного. Я не знаю, как  правильно использовать … прилагательные в речи».

Слова для справок:   хорошая,  богатый, большой, разные, добрая.

Импровизационный вариант СЛАЙД 43              

      Исправьте ошибки в письме Здравки, предлагая свой вариант имен прилагательных.

   «Здраво, Даша! Я  люблю изучать очень великий русский язык. Меня учит самая наилучшая учительница в школе.  Но у меня иногда возникают очень огромные трудности. Мне более легче далось изучение имени существительного. Сейчас  мы знакомимся с именем прилагательным.  Я не знаю, как  правильно использовать самые различнейшие прилагательные в речи».

Эвристический вариант СЛАЙД 44                

Напишите письмо своей подруге (другу), используя в нем имена прилагательные.

Личностные умения:

 - проявлять ответственное отношение к процессу написания письма зарубежному другу.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для составления текста письма подруге/другу..

Регулятивное умение:

- выбирать вариант выполнения задания;

-  выполнять учебное действие, используя известное правило

 Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- вносить исправления в текст письма, используя прилагательные.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика СЛАЙД 45               

Результат деятельности

• Стимулировать к осознанию успешности при изучении темы.

• Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.                

Закончите предложения:        

1 Мне важно правильно использовать имена прилагательные, потому что……

2. Чтобы написать письмо подруге из Сербии без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) письмом, написанным мною.

Личностные умения:

- проявлять осознание  успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о разрядах имен прилагательных.

Ввести разряды   имен прилагательных.  

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять  ответственное отношение к процессу создания письма (другу, подруге).

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для составления текста письма подруге/другу.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности..

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- вносить исправления в текст письма, используя прилагательные.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...