конспект урока по теме "Оносительные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок по русскому языку в 6 классе разработан для учебника под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Относительные прилагательные»
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с относительными прилагательными. Научить отличать относительные прилагательные от качественных;
Развивающая: продолжить формирование навыков правильного употребления прилагательных в речи;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод урока: частично-поисковый.
ХОД УРОКА:
I Оргмомент
II Повторение изученного:Задание:1. Записать с/с, найдите качественные прилагательные.
Шерстяное платье, талантливый мастер, лекарственная трава, высокий потолок, бумажный кораблик, золотое кольцо, красивый узор, водяная крыса, бетонный пол.
III Изучение нового материала:
Задание:1. Сравните имена прилагательные талантливый, бетонный
Сделайте вывод по прилагательному бетонный:
1. Не имеет степеней сравнения.
2. Не имеет краткой формы.
3. Не сочетается с наречием очень.
4. Не имеет антонимов.
5. Нельзя образовать с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов однокоренные слова.
6. Не образуют сложные прилагательные.
7.Работа с грамматическими синонимами.
- Замените словосочетания с относительными прилагательными синонимичными словосочетаниями.
Резиновые сапоги, яблочный сок, мясной бульон, каменный забор, февральский мороз
- Замените качественные прилагательные синонимичными словосочетаниями.
Большой дом, милый друг, веселый ученик, звонкие голоса.
- Какой вывод можно сделать?
(относительные прилагательные могут заменяться синонимичными словосочетаниями, качественные – нет.) => Относительное прилагательное
Обозначают:
- материал (стеклянная стена, песчаный берег);
- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);
- местонахождение (речной порт, московский житель);
- время (прошлогодний план, январские морозы);
- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);
- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).
IV Закрепление изученного
1. Задание 1: Проведем небольшое исследование. 1. Распределите прилагательные по разрядам: Какие с/с было трудно распределить по графам и почему?
Качественные | Относительные |
Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, золотой характер, стальная дверь, стальные нервы, стальные струны – стальные мускулы, ледяной холод – ледяное сердце.
Стальная дверь (сделана из стали – обозн. материал, из которого сделан предмет)
Стальные нервы (крепкие)
Золотое кольцо (сделано из золота – обозн. материал, из которого сделан предмет)
Золотое сердце (хорошее, доброе)
- Определите, какие из прилагательных являются качественными, а какие – относительными?
- Попробуйте порассуждать, объясните, почему вы так решили?
-Подумайте и скажите, в каком же значении используются качественные прилагательные в словосочетани- ях: стальные нервы, золотое сердце? (в переносном)
-Значит, какой вывод мы можем сделать? (относительные прилагательные имеют свойство переходить в качественные, когда используются в переносном значении). В текстах являются метафорами и эпитетами.
2.Задание: 1. Запишите предложение, выполните синтаксический разбор предложения, определите разряд имен прилагательных
Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.
3.Задание: упр. 344 ( 1в. – а,в; 2в. – б,г; 3в. – а,г; 4в. – б,в; 5в. – а,б; 6в. – в,г) + 4 ученика у доски
4.Лингвистическая дуэль:
Задание: распределите словосочетания на две колонки: 1) прилагательные с прямым значением; 2) прилагательные с переносным значением; определите их разряд:
(1) Деревянная изба; (2) деревянное лицо; (3) туманное утро; (4) туманный взор; (5) туманный разговор;(6) орлиные перья; (7) орлиный взгляд; (8) орлиное сердце.
5. Тест: «5», «4»
1. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения:
А) паровой; Б) крутой; В) дубовый; Г) громкий; Д) двойной; Е) морской; Ж) золотой; З) красивый.
2. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»:
А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос;
Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница;
В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение.
3. Какие прилагательные являются относительными?
А) деревянный дом;
Б) глиняный кувшин,
В) сизый туман;
Г) приморский край.
Ответы: 1 – а, в, д, е, ж; 2 – А - туристская тропа; Б - интересный разговор;
В - правительственное сообщение; 3 – А, Б, Г
Тест: «3»
1. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:
А) твердая сталь, восточный регион;
Б) осенний день, низкий рост;
В) золотые серьги, красивый узор,
Г) талантливый мастер, трехэтажная школа.
2. Какое прилагательное является относительным?
А) удивительный вид;
Б) грубый голос;
В) чугунная решетка;
Г) тяжелый день.
Ответы: 1 – А - восточный регион; Б - осенний день; В - золотые серьги;
Г - трехэтажная школа; 2 - В
V Итог урока. Рефлексия.
Чем интересен был урок?
Чем особенно запомнился?
Какую орфографическую задачу решили?
Рефлексия:
Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..
Теперь я знаю , что ……
Особенно интересно было….
Я сегодня уйду с урока с … настроением
VI. Домашнее задание: §59; упражнение № 343
Тест:
1. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения:
А) паровой; Б) крутой; В) дубовый; Г) громкий; Д) двойной; Е) морской; Ж) золотой; З) красивый.
2. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»:
А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос;
Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница;
В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение.
3. Какие прилагательные являются относительными?
А) деревянный дом;
Б) глиняный кувшин,
В) сизый туман;
Г) приморский край.
Тест:
1. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:
А) твердая сталь, восточный регион;
Б) осенний день, низкий рост;
В) золотые серьги, красивый узор,
Г) талантливый мастер, трехэтажная школа.
2. Какое прилагательное является относительным?
А) удивительный вид;
Б) грубый голос;
В) чугунная решетка;
Г) тяжелый день.
Тест:
1. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения:
А) паровой; Б) крутой; В) дубовый; Г) громкий; Д) двойной; Е) морской; Ж) золотой; З) красивый.
2. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»:
А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос;
Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница;
В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение.
3. Какие прилагательные являются относительными?
А) деревянный дом;
Б) глиняный кувшин,
В) сизый туман;
Г) приморский край.
Тест:
1. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:
А) твердая сталь, восточный регион;
Б) осенний день, низкий рост;
В) золотые серьги, красивый узор,
Г) талантливый мастер, трехэтажная школа.
2. Какое прилагательное является относительным?
А) удивительный вид;
Б) грубый голос;
В) чугунная решетка;
Г) тяжелый день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Склонение полных прилагательных»
Конспект урока "Склонение полных прилагательных", 6 класс...
Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" с презентацией
Представляю Вашему вниманию конспект урока по совершенствованию навыков употребления степеней сравнения прилагательных с презентацией данного правила....
Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"
Конспект представлен в виде плана работы с песней ("Everything at once" исполнитель Lenka), целью которого является усвоение учащимися материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....
План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"
План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"...
Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" 4 класс
технологическая карта и конспект урока...
Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"
Материал представляет введение материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....
конспект урока "Степени сравнения прилагательных".
конспект урока английского языка в 5 классе по теме "Степени сравнения прилагательных"....