конспект урока по теме "Оносительные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Позднякова Светлана Николаевна

Урок по русскому языку в 6 классе разработан для учебника под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока22.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Относительные прилагательные»

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с относительными прилагательными. Научить отличать относительные прилагательные от качественных;

Развивающая: продолжить формирование навыков правильного употребления прилагательных в речи;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод урока: частично-поисковый.

ХОД УРОКА:

I Оргмомент

II Повторение изученного:Задание:1. Записать с/с, найдите качественные прилагательные.

Шерстяное платье, талантливый мастер, лекарственная трава, высокий потолок, бумажный кораблик, золотое кольцо, красивый узор, водяная крыса, бетонный пол.

III Изучение нового материала:

Задание:1. Сравните имена прилагательные талантливый, бетонный

Сделайте вывод по прилагательному бетонный:

1. Не имеет степеней сравнения.

2. Не имеет краткой формы.

3. Не сочетается с наречием очень.

4. Не имеет антонимов.

5. Нельзя образовать с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов однокоренные слова.

6. Не образуют сложные прилагательные. 

7.Работа с грамматическими синонимами.

- Замените словосочетания  с относительными прилагательными   синонимичными словосочетаниями.

Резиновые сапоги, яблочный сок, мясной бульон, каменный забор, февральский мороз

-  Замените  качественные прилагательные синонимичными словосочетаниями.

Большой дом, милый друг, веселый ученик, звонкие голоса.

Какой вывод можно сделать?

(относительные прилагательные могут заменяться синонимичными словосочетаниями, качественные – нет.) => Относительное прилагательное

Обозначают:

- материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

IV Закрепление изученного

1. Задание 1: Проведем небольшое исследование. 1. Распределите прилагательные по разрядам: Какие с/с было трудно распределить по графам и почему?

Качественные

Относительные

Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, золотой характер, стальная дверь, стальные нервы, стальные струны – стальные мускулы, ледяной холод – ледяное сердце.

Стальная дверь  (сделана из стали  – обозн. материал, из которого сделан  предмет)

Стальные нервы (крепкие)

Золотое кольцо (сделано из золота – обозн. материал, из которого сделан  предмет)

Золотое сердце (хорошее, доброе)

Определите, какие из прилагательных являются качественными, а какие – относительными?

- Попробуйте порассуждать, объясните, почему вы так решили?

-Подумайте и скажите, в каком же значении используются  качественные прилагательные в словосочетани- ях: стальные нервы, золотое сердце? (в переносном)

-Значит, какой вывод мы можем сделать? (относительные прилагательные имеют свойство переходить в качественные, когда используются в переносном значении). В текстах являются метафорами и эпитетами.

2.Задание: 1. Запишите предложение, выполните синтаксический разбор предложения, определите разряд имен прилагательных

Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.

3.Задание: упр. 344 ( 1в. – а,в; 2в. – б,г; 3в. – а,г; 4в. – б,в; 5в. – а,б; 6в. – в,г) + 4 ученика у доски

4.Лингвистическая дуэль:

Задание: распределите словосочетания на две колонки: 1) прилагательные с прямым значением; 2) прилагательные с переносным значением; определите их разряд:

(1) Деревянная изба; (2) деревянное лицо; (3) туманное утро; (4) туманный взор; (5) туманный разговор;(6) орлиные перья; (7) орлиный взгляд; (8) орлиное сердце.

5. Тест: «5», «4»

1. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения:

А) паровой;          Б) крутой;             В) дубовый;           Г) громкий;                 Д) двойной;          Е) морской;        Ж) золотой;              З) красивый.

2. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»:

А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос;

Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница;

В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение.

3. Какие прилагательные являются относительными?

А) деревянный дом;

Б) глиняный кувшин,

В) сизый туман;

Г) приморский край.

Ответы:   1 – а, в, д, е, ж;   2 – А - туристская тропа; Б - интересный разговор;  

В - правительственное сообщение;  3 – А, Б, Г

Тест: «3»

1. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:

А) твердая сталь, восточный регион;

Б) осенний день, низкий рост;

В) золотые серьги, красивый узор,

Г) талантливый мастер, трехэтажная школа.

2. Какое прилагательное является относительным?

А) удивительный вид;

Б) грубый голос;

В) чугунная решетка;

Г) тяжелый день.

Ответы: 1  – А - восточный регион; Б - осенний день; В - золотые серьги;

Г - трехэтажная школа;  2 - В

V Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что  ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

VI. Домашнее задание: §59; упражнение № 343

Тест:

1. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения:

А) паровой;          Б) крутой;             В) дубовый;           Г) громкий;                 Д) двойной;          Е) морской;        Ж) золотой;              З) красивый.

2. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»:

А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос;

Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница;

В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение.

3. Какие прилагательные являются относительными?

А) деревянный дом;

Б) глиняный кувшин,

В) сизый туман;

Г) приморский край.

Тест:

1. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:

А) твердая сталь, восточный регион;

Б) осенний день, низкий рост;

В) золотые серьги, красивый узор,

Г) талантливый мастер, трехэтажная школа.

2. Какое прилагательное является относительным?

А) удивительный вид;

Б) грубый голос;

В) чугунная решетка;

Г) тяжелый день.

Тест:

1. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения:

А) паровой;          Б) крутой;             В) дубовый;           Г) громкий;                 Д) двойной;          Е) морской;        Ж) золотой;              З) красивый.

2. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»:

А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос;

Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница;

В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение.

3. Какие прилагательные являются относительными?

А) деревянный дом;

Б) глиняный кувшин,

В) сизый туман;

Г) приморский край.

Тест:

1. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:

А) твердая сталь, восточный регион;

Б) осенний день, низкий рост;

В) золотые серьги, красивый узор,

Г) талантливый мастер, трехэтажная школа.

2. Какое прилагательное является относительным?

А) удивительный вид;

Б) грубый голос;

В) чугунная решетка;

Г) тяжелый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Склонение полных прилагательных»

Конспект урока "Склонение полных прилагательных", 6 класс...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" с презентацией

Представляю Вашему вниманию конспект урока по совершенствованию навыков употребления степеней сравнения прилагательных с презентацией данного правила....

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

Конспект представлен в виде  плана  работы с песней ("Everything at once" исполнитель Lenka), целью которого является усвоение учащимися материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....

План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" 4 класс

технологическая карта и конспект урока...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

Материал представляет введение материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....

конспект урока "Степени сравнения прилагательных".

конспект урока английского языка в 5  классе по теме   "Степени сравнения прилагательных"....