Понятие о сложном предложении
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Презентация позволит начать серию уроков,посвященнных большой теме" Сложное предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_slozhnom_predlozhenii_1.pptx | 733.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н. Толстой
Не нужен клад, коли в семье лад Согласную семью и горе не берет
Цели урока: Закрепить умение отличать простые предложения от сложных. Знать особенности сложных предложений. Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и ( с,з ) бережение русского языка являет.. ся (не) праз .. ным занятием от (не)чего делать но насущ ..ной (не) обходимостью . А. Куприн
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и с бережение русского языка являе тся не праз д ным занятием от нечего делать , но насу щн ой не обходимостью », - -писал А. Куприн .
Семья знает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас. Многие люди могут сделать состояние, но очень немногие могут построить крепкие семейные узы. Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам, пока сами не станем родителями. Многие люди могут сделать состояние, очень немногие могут построить крепкие семейные узы.
Алгоритм определения вида предложения 1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на количество основ в предложении: Одна основа- простое. Две и более - сложное. 3.Обрати внимание на средство связи. А. Союзов нет – бессоюзное. Б. Союз сочинительный - ССП. В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.
Простое предложение [ Семья знает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас ] .
Сложносочиненное предложение [ Многие люди могут сделать состояние ] , но [ очень немногие могут построить крепкие семейные узы ]
Сложноподчиненное предложение [ Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам ] , (пока сами не станем родителями).
Бессоюзное предложение [ Многие люди могут сделать состояние ] , [ очень немногие могут построить крепкие семейные узы ] .
Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов Гроза прошла, и выглянуло солнце.
Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.. Мы не пошли гулять, потому что началась гроза . ( Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)
Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно . Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример: Тренер заболел, занятие отменили.
Проверь себя!
Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении? А) одна Б) две В) две и более
Как связаны между собой части в сложном предложении? А) по смыслу Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи) Вопрос №2
Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением Вопрос №3
Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания? А) да Б)нет Вопрос №4
Могут ли сложные предложения быть восклицательными? А) да Б)нет Вопрос №5
Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной? А) да Б)нет Вопрос №6
Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения? А) главной Б) придаточной В) сочинительной и подчинительной Вопрос №7
Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения? А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь Вопрос №8
Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения? А )неравноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь Вопрос №9
Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме. А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное Вопрос №10
Ответы: 1.В 6.Б 2.Б 7.В 3.Б 8.Б 4.А 9.А 5.А 10.Б
10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал. 7 и менее – необходимо дома ещё раз пройти тест (будет размещён на сайте) и приготовиться в начале следующего урока рассказать теоретический материал классу.
Молодцы!
Алгоритм определения вида сложного предложения 1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на средство связи. А. Союзов нет – бессоюзное. Б. Союз сочинительный - ССП. В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.
1. Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. (ССП) 2. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. (ПП) 3. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет , И речка подо льдом блестит . (ССП) 4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года нез аметных . (СПП)
5. Любви, надежды, тихой славы Нед олго тешил нас обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман . (БСП) 6. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись . (СПП)
Минутка подготовки к ГИА Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн .
Исключение это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
Минутка подготовки к ГИА Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры . Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн .
Куприн писал, что я зык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью. Один из возможных вариантов
Л.Н. Толстой Что говорили великие? «Счастлив тот, кто счастлив дома»
Работа с текстом
Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия? Идиллия – состояние внутренней и внешней тишины, гармонии, умиротворенности.
О чем этот текст? Какова его тема? Изображение семейной жизни Никитиных Какова идея текста ? Идея созвучна с эпиграфом урока - Счастлив тот, кто счастлив дома
В каком предложении заключена основная мысль текста? Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома . Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями . Личное местоимение Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами . Личное местоимение
Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ. Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно другим, все показано в движении Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ. Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы. Использует эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь
Что помогает нам понять его нетерпение? Использование глаголов движения – вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся, уверял, спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя, когда он влюблен Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует? Дом -Гнездо. В смысле «уютное гнездышко» А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену?
Назовите номера сложных предложений, составьте их схемы, дайте характеристику Поработаем!
1,2,4,6,7 1,2,4,6- СПП 7- ССП Сложные предложения:
Назовите простое осложненное предложение. Чем оно осложнено? В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему идиллию.
Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении? Добавочное действие к основному - делал (как?) желая показать
Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии? В тексте чувствуется некая ирония .: клялся, страшно соскучился, положительная Маня, наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что-нибудь бесполезное…; автор использует гиперболу: Жить без нее не может)
Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть идиллией на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь пройти – не поле перейти» Как вы думаете, какова роль иронии?
А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть человек абсолютно счастлив?
Домашнее задание Сочинение-рассуждение: «Счастлив тот, кто счастлив дома» (использовать предложения разных видов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. Тема "Понятие о сложном предложении"
Урок направлен на формирование языковой и лингвистической компетенций. Учитель отрабатывает умения правописного типа. Урок включает работу по нравственно-эстетическому самоопределению учащихся....
Конспект урока "Понятие о сложном предложении в 9 классе
Урок русского языка с применением современных технологий...
«Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»
Тема: «Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»Цель урока:1) сформировать умение определять виды связи между простыми предложениями в состав...
Общее понятие о сложном предложении.
Цель: систематизация знаний, умений и навыков учащихся о простом предложении и формирование понятия о сложном предложении....
Понятие о сложном предложении.
План урока...
Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений
Урок-конспект русского языка в 9 классе по теме: « Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений»...
Конспект урока русского языка в 9-ом классе на тему "Понятие бессоюзного сложного предложения"
Тема урока: «Понятие бессоюзного сложного предложения».Тип урока: изучение нового материала с частичным закреплением.Цели и задачи урока: Образовательная: ознакомление учащихся с основными признаками ...