Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Методика работы над сжатым изложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ. | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ.
Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который предполагает два взаимосвязанных речемыслительных процесса: восприятие высказывания и его воспроизведение. Но при написании сжатого изложения появляется необходимость не только воспроизвести текст, но и сжать его, применив определенные приемы компрессии текста. Учащемуся необходимо не просто письменно пересказать текст, а еще и определить, что в тексте является главным, а что второстепенным, в каких словах и конструкциях проявляется избыточность речи, а какие жизненно необходимы для передачи основной мысли текста.
На современном этапе ОГЭ используются тексты, состоящие из трех абзацев, каждый из которых содержит микротему. Правильно определив микротему каждого абзаца и объединив их, учащийся воссоздает общую тему текста. Именно поэтому так важно передать основной смысл каждого абзаца и основную мысль текста в целом.
Помимо этого, в каждой их трех микротем учащийся должен применить один или несколько приемов сжатия текста.
Сжатие текста – это процесс преобразования текста, при котором текст заменяется более кратким по объему. Смысловые искажения и утрата значимых положений не допускаются.
Существует три основных приема сжатия текста: исключение, обобщение и замена.
Исключение – это прием компрессии текста, при котором необходимо выделить главное в каждой микротеме, исключить ненужные подробности и элементы избыточности речи, а затем объединить полученные микротемы в текст, сохранив как основную мысль каждой микротемы, так и основную мысль текста в целом.
Исключить из текста можно следующие конструкции:
- вводные слова;
- однородные члены предложения;
- повторы;
- однотипные примеры;
- риторические вопросы и восклицания;
- цитаты;
- пояснения;
- рассуждения;
- описания;
То есть, исключать можно слова и предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Обобщение – это объединение грамматических конструкций.
Обобщить можно следующие конструкции:
- парцеллированные предложения;
- ряд предложений, связанных одной мыслью;
- части предложений;
- конкретные, единичные факты, события, явления.
Замена – это прием, основанный на замещении частного общим, видового понятия родовым, нескольких узких понятий более широким
Замену можно произвести в следующих случаях:
- заменить однородные члены обобщающим словом;
- заменить сложное предложение – простым;
- заменить части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- заменить прямую речь – косвенной;
- заменить части текста одним предложением;
- заменить части предложения местоимением и т.д.
При сжатии текста важно помнить, что можно использовать как каждый прием в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Внимание!
Из текста нельзя удалять
- Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
При работе над сжатым изложением важно помнить следующее:
При первом чтении внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
Запомните последовательность событий, рассуждений.
Определите ключевые слова.
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации"
С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоят...
Методика работы над сжатым изложением
Методика работы над сжатым изложением...
Методика работы над сжатым изложением
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ.Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который предполагает два взаимосвязанных рече...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Методика работы над сжатым изложением
Материал содержит рекомендации по методике работы над сжатым изложением, которое необходимо для успешной сдачи ОГЭ...
Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста....
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ. Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который предполагает два взаимосв...