Прямое и переносное значение слов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе на тему "Прямое и переносное значение слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прямое и переносное значение слов | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему:
«Прямое и переносное значение слов»
Тема урока: «Прямое и переносное значение слов»
Планируемые результаты:
Предметные: знать и понимать термины «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», научиться определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова.
Метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.
Личностные: осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.
Технологии: развивающего обучения, личностно-ориентированная, обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, проектная, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая.
Формы работы: коллективная, работа в паре, творческая, индивидуальная.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Межпредметные связи: литература (работа с художественным текстом).
Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составление предложения).
Методы обучения: проблемно-поисковый, анализ, метод поискового обобщения.
Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация
Интернет-ресурсы: www.gramota.ru
Материалы и оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, раздаточный материал
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1.Организационный момент Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие. Психологический настрой на урок. Координация деятельности учащихся. Проверка домашнего задания. Мотивация к учебной деятельности. Игра «Составь слово» Составьте слово, которое поможет нам сегодня на уроке. (СЛАЙД 2) 1. Ударный звук в слове КУХОННЫЙ. 2. Приставка в слове СРЕЗАТЬ. 3. Звук в слове ПЕНИЕ [?] - согласный, мягкий парный, глухой, парный. 4. Проверяемая гласная в корне слова ЗЕМЛЯ. 5. Отгадай загадку: "Хи-хи-хи" и "Ха-ха-ха" - Так хохочет буква ... Какое слово у Вас получилось? (УСПЕХ) (СЛАЙД 3) -Это слово нам сегодня поможет на уроке. -Я вам желаю успеха! - И вы пожелайте друг другу успеха! | Приветствие. Работа в паре. Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. | Самоопределение. | Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Анализ объектов с целью выделения признаков | Словесная функция учителя. |
2.Создание проблемной ситуации. Мотивация. | -Послушайте стихотворение А. Барто (СЛАЙД 4) Мне не хватает теплоты,- Она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты И в летние денечки? -Ты не поймешь, еще мала, Вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – И тащит одеяло.
- Почему дочь не поняла свою маму? - О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве). - Скажите, а это важно – понимать другого человека? - Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова. (СЛАЙД 5) | Стихотворение читает подготовленный ученик. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации | Готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации. | Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Анализ объектов с целью выделения признаков | |
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Целеполагание. | Итак, слово «теплота» имеет несколько значений. Как в лексикологии называются такие слова? О чем пойдет сегодня речь на уроке? (Прямое и переносное значение слов) - Какова тема урока? Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слов». Запишите ее в тетради. (СЛАЙД 6) Целеполагание. Сформулируйте цель на урок для себя. (СЛАЙД 7) ЦЕЛИ: УТОЧНЯЮ… КОНКРЕТИЗИРУЮ… ОСВАИВАЮ… УЗНАЮ… Составление алгоритма действий. (Учащиеся составляю сами, учитель корректирует ответы детей) - Что нам поможет достичь поставленных целей? - Изучение теоретического материала. - Разграничение понятия прямого и переносного значения слова. | Самостоятельное «добывание» знаний, активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Определение темы урока Записывают число, тему урока (на доске + на слайде) Работа со словом | Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.
| Планирование. Прогнозирование. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Постановка вопросов. Сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы. | Самооценка. |
4.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия. | На доске написаны следующие словосочетания: Нос животного – нос лодки (СЛАЙД 8) -Ребята, какой корень у этих слов. - А какое значение у этих слов? -А как вы думаете, какое слово появилось первым? - Правильно, потому что второе «нос лодки» появилось на основе сходства по форме. Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка - прямым и переносным значением. - Попробуйте сами привести примеры. 1.Работа по учебнику. Чтение и анализ теоретического материала. -Обратитесь к теоретическому материалу учебника п.21, стр. 73-74, исследуйте его и составьте план. -Дополните наши высказывания о прямом и переносом значении слова. 2.Работа в паре. Упр.157 (устно). Найти в тексте прямое и переносное значение слов, объяснить значение. Вывод: по каким признакам определяют переносное значение? (по сходству, по смежности) 3.Работа с текстом (СЛАЙД 9) Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины… - Выпишите слова, употребленные в переносном значении. 4. Игра «Найди слово» На слово с переносным значением – хлопок в ладошки. Железный гвоздь – железная воля. Зелёный лес – лес рук. Стальной трос – стальные нервы. Лёгкая жизнь – лёгкая сумка. Сладкая конфета – сладкая мечта. Глубокое озеро – глубокие мысли. Физминутка (СЛАЙД 10) 5. Распределите слова на две группы. Задание по вариантам (СЛАЙД 11) 1 вариант - прямое значение; 2 вариант – переносное значение. Не забудьте вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму. Два человека работают у доски. Т..желый ч..модан, мягкая похо(д,т)ка, твердый грунт, ледяной взгляд, золотой ключ(..), холодный ветер, осл..пительная красота, с..ребро волос, свежий хле(б,п), з..лотая пшеница, ст..клянный графин, ж..лезный характер. Проверьте выполнение задания у доски. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют задания. Работа с учебным материалом. Читают теоретический материал, анализируют. Работа в паре. Определяют значение непонятных слов. | Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.
| Планирование. Прогнозирование. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Постановка вопросов. Сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы. | Самооценка. |
5.Коррекция знаний и способов действий | Резерв. Подберите к выделенным словам прямое значение, переносное (устно) Определите прямое или переносное значение слов не хлопайте, если прямое, хлопайте, если переносное. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. (СЛАЙДЫ 12, 13) Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание. | Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности. Фронтальная работа | Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре. | Контроль. Оценка. Коррекция. | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Самооценка. Взаимооценка. |
6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 7.Рефлексия. | Вернёмся к вашим целям, которые вы ставили в начале урока. - Какую цель ставили в начале урока? - Достигли ли вы своей цели? - Какое значение слова называется прямым, переносным?
Домашнее задание. Параграф 21, правила выучить. Упражнение 160. (СЛАЙД 14) Найдите словосочетание в переносном значении. Измените и поставьте его в прямом значении. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла. (Девочка плакала) Выстирала мать рубашку и говорит: «Неси, сынок, повесь на солнце». (Повесить на верёвку) Мальчика спрашивают: «Чего это твоя сестричка с петухами ложится?» (Ложиться в кровать) Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Поставьте на полях (СЛАЙД 15) ! - если все было понятно. ?! - не совсем усвоил материал, надо повторить ? - не понял СПАСИБО ЗА УРОК (СЛАЙД 16) | Актуализация знаний. Записывают домашнее задание. | Смолообразованиеформирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения. | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. | Умение выражать свои мысли. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Рефлексия - структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование. | Самооценка. Самопроверка. Заполнение листов самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прямое и переносное значение слова
Конспект урока русского языка (5 класс)...
Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"
Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
урок русского языка в 5 классе...
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...