Конспект урока по русскому языку в 11 классе (подготовка к ЕГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Конспект урока: Подготовка к ЕГЭ (написание сочинения) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_11_klass.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ

11 класс

Тема: Анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Воробей». Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Цели урока: 1. Подготовка к ЕГЭ: умение писать сочинение-рассуждение;

2. Развивать умения и навыки анализа текста;

3. Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

4. Формировать умение обосновывать свою точку зрения.

Задачи урока: 1. Проанализировать стихотворение в прозе И.С. Тургенева

«Воробей»;

2. Выявить проблемы, поднимаемые автором в тексте;

3. Отработать навык написания комментария к проблеме;

4. Определить авторскую позицию;

5. Подобрать аргументы для доказательства своей точки зрения.

Ход урока

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого,

за что он готов умереть.

Л.Н. Толстой

  1. Организационный момент.

(текст, над которым предстоит работать, это упражнение 541 – учебник «Русский язык. 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин)

  1. Постанова проблемы, определение темы урока учащимися.

- Посмотрите на эпиграф урока, который вы видите на доске.

- Как вы понимаете эти слова?

- В учебниках перед вами текст стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Воробей». Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (учащиеся определяют тему)

III. Определение целей и задач урока, планирование учащимися способов достижения целей.

IV. Работа в группах по анализу текста.

(сформировано 4 группы, каждая из них работает по предложенному плану:

  1. Внимательно прочитать текст;
  2. Определить тему текста и основную мысль;
  3. Определить стиль речи и тип речи;
  4. Проанализировать языковые особенности произведения;
  5. Ответить на вопросы: «Почему воробей не смог усидеть на высокой, безопасной ветке? Какая сила сбросила его оттуда?»)

Варианты ответов: Тема: Воробей. Основная мысль: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Художественный стиль, повествование с элементами описания. Действие передается с помощью глаголов. Использован прием антитезы на лексическом уровне: беспомощный маленький воробей с желтизной около клюва и старый черногрудый воробей, маленькое тело – громадное чудовище, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк. Метафора, в основе которой сравнение: камнем упал. Используется разговорная лексика: морда, пасть; эмоционально-экспрессивная лексика: детище, чудовище, «…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два». С высокой безопасной ветки воробей бросился вниз, спасая маленького воробья, из-за огромной силы любви, готовности к самопожертвованию. Он маленький герой, который спасает беззащитного от смерти.

V. Обсуждение выполненных заданий (контроль и самоконтроль, формулировка затруднений), коррекция полученных результатов, оценка деятельности учащимися.

VI. Совместная работа по алгоритму написания сочинения.

  1. Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)
  2. Определите основную проблему, которую поднимает автор в этом произведении (проблема жертвенной любви).
  3. Какие еще проблемы вы бы здесь выделили? (проблема героизма, готовности к самопожертвованию; проблема родительской любви, готовности родителей прийти на помощь в трудную минуту своему ребенку)
  4. Сформулируйте одну из проблем сначала в виде вопросительного предложения, а затем повествовательного (На что готов человек во имя любви? Что можно назвать жертвенной любовью? Героизм – это…)
  5. Что значит написать комментарий к проблеме? Составьте комментарий к одной из проблем(устно).
  6. Что такое позиция автора? (ответ, который дает автор на вопрос, поставленный им в качестве проблемы; то, что думает о проблеме автор)
  7. Есть ли в тексте предложения, которые содержат авторскую позицию по основной проблеме текста? (Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.)
  8. Эпизоды из каких произведений литературы вы взяли бы в качестве аргументов для отображения вашей позиции по основной проблеме? (А.И. Куприн «Олеся», М. Горький «Легенда о Данко», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», О. Генри «Дары волхвов», И.А. Бунин «Куст сирени»)

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту, который мы проанализировали на уроке, выбрав одну из обозначенных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...