Прошлое и настоящее писем
статья по русскому языку (7 класс) на тему
история развития и современное существование эпистолярного жанра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_7_klass.doc | 474.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прошлое и настоящее писем
Содержание
Введение 3
1. Из истории писем, почты 5
2. Виды писем. Правила написания писем 11
3. SMS - сообщения - новое средство коммуникации 15
4. Влияние СМС сообщений на психику подростков 17
5. Результаты анкетирования школьников МКОУ
«Третьяковская СОШ» 19
Заключение 22
Список литературы 23
«Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…»
Н.Кузовлев
Введение
Я выбрала эту тему, потому что однажды у нас с мамой, работником почты, случился спор о том, исчезнут ли рукописные письма из нашей жизни. Нужны ли они в век компьютерных технологий? Мне стало интересно узнать это. Так родилась идея моей работы.
После изучения различных материалов, я поняла, что актуальность, выбранной мною темы, очевидна.
Письмо - это эпистолярный жанр русской эстетики XIX века. Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. Написанное слово может преодолеть время и пространство. Письмо - это средство общения, которое помогает человеку преодолеть время и пространство.
Проблема работы заключается в том, что история письма насчитывает много тысячелетий, написание писем было умелым искусством. Их по праву причисляют к величайшим культурным ценностям человечества. Но в наши дни мы сталкиваемся с рукописными письмами только в школе, на уроках развития речи.
Гипотеза: предположим, что рукописные письма могут исчезнуть из нашей жизни.
Актуальность работы заключается в том, что в современном обществе эпистолярный жанр видоизменяется в электронную форму, при этом утрачивается не только содержательный аспект, но и эстетический. Теряются навыки грамотности и развития связной речи.
Цели работы:
1. Получить ответ на вопрос: не исчезнет ли эпистолярный жанр?
2. Есть ли необходимость сегодня писать письма?
Задачи:
1.Изучить историю писем, почты.
2. Изучить содержание современного смс - сообщения и их влияние на подростков.
3. Провести анкетирование среди учащихся школы 7- 11 классов «Нужны ли письма сегодня?».
4. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: письма и смс - сообщения
Предмет исследования: история развития и современное существование эпистолярного жанра.
Методы, используемые при создании работы: опрос, беседа, анализ, обработка информации, частично-поисковый метод.
1. Из истории писем, почты.
До изобретения письменности людям приходилась передавать информацию либо на словах (гонец пересказывал послание), либо с помощью разных ухищрений. Для срочных посланий (начало войны, свадьба вождя) одни народы использовали барабаны, другие - сигналили с помощью костра: их видно издалека.
Рис. 1. Сигнальные огни.
Одни из самых оригинальных писем посылали друг другу индейцы. У южноамериканских инков в ходу были узелковые письма - кипу. Они не писались, а плелись из шерсти ламы.
Рис. 2. Узелковое письмо.
Информацию содержало всё - и расположение узлов на шнуре, и способ их завязывания, и их цвет. Расшифровать такое послание было нелегко, поэтому почтовый гонец иногда пояснял и уточнял смысл "завязанного".
Индейские племена Северной Америки посылали письма в виде нитки с раскрашенными ракушками. Называлось такое письмо "вампум". Главным кодом здесь были цвета, значение которых во многом совпадало с цветовым шифром инков. Всё упростилось с появлением письменности - сначала иероглифической, а затем слоговой и буквенной.
Египтянам было проще. По берегам Нила в обилии рос тростник, из которого изготавливали листы папируса. Папирус был достаточно лёгким и мог сворачиваться в трубочку. Когда египетские правители ввели запрет на вывоз папируса, греки крепко призадумались - где взять материал для письма? В принципе, у них уже был альтернативный способ. Послания можно было выцарапывать на воске, которым заливали деревянный футляр. Отсылающий такое письмо, складывал футляры, перевязывал их лентой, а её уже запечатывал такой же восковой печатью.
Во II веке до н.э. папирусу нашли лучшую замену. Ею стал прочный и долгоживущий пергамент из недублёной кожи телят.
Что касается Древней Руси, то здесь долгое время любили писать послания на берёзовой коре - бересте.
Рис. 3. Берестяное письмо.
Способы доставки писем были разные. Один из них голубиная почта. Голубь вернется только в свое гнездо. Голубь – птица быстрая. Он может развить скорость около 70 километров в час, преодолевая расстояния до 300 километров. Высота полета птицы – от 100 до 300 метров. Поэтому отследить голубя в полете и сбить его, или как-нибудь преградить ему путь тяжело.
Рис. 4. Крылатые почтальоны.
Первая государственная голубиная почтовая служба была организована в Египте в 1146—1173 годах. В это время пара хороших голубей ценилась очень высоко, приблизительно столько же, сколько резвый скакун. Настоящий расцвет голубиная почта пережила в 19-20 веках. Когда голубиную почту завели в России, депешу закладывали в обрезок пера, гусиного или же голубиного. Перо закрепляли его на одном или на двух хвостовых перьях. Практически все голуби долетали до цели.
Первые зачатки почтовой связи родились в государствах древности вместе с появлением письменности: Месопотамии, Египте, Греции, Персии, Китае, Римской империи. По дорогам зашагали первые гонцы, позднее они пересели на лошадей. Вести и письменные сообщения передавались по принципу эстафеты. На Древнем Востоке правители нуждались в снабжении их постоянной информацией о происходящем на подвластных им территориях с рабовладельческим строем. Неудивительно, что это повлекло за собой развитие прообраза почтовой связи. Считается, что первое почтовое сообщение было отправлено порядка 5000 лет назад в Месопотамии в виде запечатанного глиняного письма.
Почта античности строилась на гонцах, которые устно, письменно, по морю, верхом, по суше, пешком — и чаще всего в военных целях — разносили вести по всем уголкам государств. Особое развитие такая система передачи вестей получила в Римской империи.
Рис. 5. Античный почтовый гонец.
В феодальной средневековой Европе почтой стала заниматься церковь. Средневековая церковь, будучи единственным органом власти, взяла на себя задачу монастырской почты. Курьеры от монастырей поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. Тогда же родились и станции для перемены лошадей, впоследствии перекочевавшие в Россию. Собственно, слово «почта» происходит от итальянского, что означало станцию для перемены лошадей. Слово «почта» впервые начали употреблять в таком значении в XII веке.
Что касается почты России, русской почты, получившей развитие на территории тогдашнего русского государства, наши предки переняли у завоевателей-монголов. В тот смутный период на главных дорогах появились почтовые станции, «ямы», на которых меняли лошадей. Как вы догадываетесь, слово «ямщик» уходит корнями именно в эту легенду. А слово «почтальон» обрело себя в дореволюционной России с 1716 года (до этого почтовых служащих называли «почтарями»).
Рис. 6. От станции к станции…
Реформы Петра I привели к тому, что почтовая связь в России появилась во всех главных городах страны. Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году.
Рис. 7. Почтовые вагоны
Невозможно описать словами, насколько далеко зашло влияние почтовой службы. Почту можно назвать великим достижением человечества.
Мы гордимся современной почтой: письма больше не идут неделями, посылки скоро будут доставляться мгновенно, связь практически лишилась каких-либо ограничений.
2. Виды писем. Правила написания писем
Письма - вид связи, еще не исчерпавший свои возможности, хотя и вытесняемый из повседневной жизни другими, более современными видами связи.
Писать письма – нужно ли? Думаю, что обязательно нужно. Есть несколько причин, чтобы писать рукописные письма:
- в бумажном письме присутствует почерк. Почерк – это наша визитная карточка. В почерке есть характер человека. Из почерка возникает образ писавшего письмо человека и передается его "живая" энергетика;
- рукописные письма наполнены эмоциями;
- к написанию рукописных писем подходят более ответственно. Над каждой фразой нужно задумываться, чтобы правильно, полно передать то, что хочешь высказать и не вызвать у собеседника двусмысленности понимания написанного;
- рукописные письма можно сравнить с монологом. Они чем-то похожи на дневники;
- рукописные письма располагают к тому, чтобы оглянуться назад, проанализировать то, что было, сделать выводы;
- рукописные письма – это часть нашей памяти. Их можно хранить и перечитывать.
Из словаря С.И. Ожегова о письме мы узнаем: письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего - нибудь. Письмо - одно из средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.
Различаются:
1. Письмо - сопровождение используется для уведомления отправителя о получении отправленных им документов или ценностей, подтверждения фактов и т.д.
2. Письмо - просьба содержит просьбу о представлении, каких- либо сведений.
3. Письмо - ответ предоставляет запрашиваемые сведения, информацию о выполнении требуемых действий в соответствии с полученным запросом или уведомлением о чем- либо.
4. Письмо - извещение используется для сообщения или утверждения, какого- либо факта и обычно начинается словами «сообщаем, ставим Вас в известность».
5. Письмо - приглашение адресуется конкретному лицу или группе лиц и может быть направлено в учреждение.
6. В последние годы часто появляется на страницах газет и журналов открытое письмо, обладающее целым рядом специальных свойств. В открытом письме разговор ведется от первого лица, с прямым обращением к человеку или группе лиц, от которого ожидается ответ.
Задачи открытого письма - поставить вопрос, имеющий большое общественное значение, привлечь к обозначенной проблеме внимание широких читательских кругов, убедить и заставить адресатов, к которым обращено открытое письмо. Принять конкретные меры по исправлению отмеченных недостатков.
Литературный прием, используемый автором открытого письма, позволит ему вести рассказ в эмоциональной форме, своеобразно показать свое отношение к поднятому вопросу.
Открытому письму, особенно свойственна непосредственность в выражении чувств. Язык письма образен, страстен. В открытом письме критического характера личное обращение к адресату иногда способствует ускорению решения поднятого вопроса.
Следует знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи.
7. Личные письма. Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдением о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох.
Кроме личных писем существует и служебные письма, которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом. Оно должно состоять из введения, доказательств, заключения.
- Во введении излагаются причины и повод для составления письма.
- В доказательстве – история вопроса, факты, ссылки, цифровые данные.
- В заключении – главный логический элемент письма, основная мысль документа: просьба, предложение, согласие, отказ.
- Текст письма следует разделять на абзацы, каждый из которых должен содержать законченную мысль.
Бумага для письма. На первый взгляд, это мелочь, на какую не стоит обращать внимание. Однако, эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату.
Согласно правилам хорошего тона, этикета, письма пишут только на хорошей бумаге. Письма пишут от руки, но возможно и печатное письмо.
Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.
Содержание письма должно быть подчинено логике, а не о том, что придет в голову.
В письме важно не только содержание, но и оформление. Письма с многочисленными ошибками не допускаются. Писать нужно разборчиво, при затруднении обратитесь к справочной литературе.
Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.
Если возникла необходимость что-то дописать и информация важна, следует написать: post scriptum, а затем необходимое. Подпись в конце обязательна.
Анонимные письма пишут только люди, не отличающиеся порядочностью. В конце письма ставят дату написания письма.
Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью.
В начале XVIII века вместо конверта использовали чистый лист бумаги.
8.Служебные письма. Они имеют следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации или республики, эмблему организации или предприятия, наименование министерства или ведомства, учреждения, индекс связи, почтовый и телеграфный адрес, номер телефона, счета в отделении госбанка.
3. SMS - сообщения - новое средство коммуникации
Впервые смс тема рассылки коротких сообщений была опробована в декабре 1992 года в Великобритании. СМС сообщения – это современная разновидность эпистолярного жанра.
В толковых словарях понятие «СМС - сообщение» не встречается. В Интернете в Википедии даны следующие данные:
СМС- сообщение (от англ.ShortMessagingService—«служба коротких сообщений»)— технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона.
Ученые считают, что СМС- язык - это средство неформального общения, который не способствует успешному установлению деловых контактов. СМС, как правило, доставляются в течение нескольких секунд.
Общение с помощью мобильного телефона - сегодня наиболее распространённый и доступный для школьников способ электронной связи. Слово «СMС» уже вошло в литературный язык и стало общеупотребительным.
Чем же привлекает молодежь данный вид общения?
1.По мнению психологов, СMС - общение раскрепощает человека: в коротком сообщении можно написать то, что бывает трудно произнести вслух в живой беседе;
2.этот способ общения экономит время и деньги;
3.СMС - сообщение может быть доставлено в подходящее для твоего адресата время;
4.использовать СMС - сообщения удобно, если необходимо соблюдать тишину. Подростки пользуются услугами мобильного телефона не только в школе на переменах, но и во время уроков (они отправляют короткие текстовые сообщения, чтобы получить подсказку или сверить ответы и решения).
Особый способ общения подростков - язык СMС - сообщений, который строится на использовании определённого сленга и изобретённых самими школьниками слов и отличается преобладанием неологизмов и необычных сокращений. Кроме того, постоянно происходит пополнение его лексики из писем электронной почты, из видоизменённой разговорной речи, живущей в чатах и на форумах Интернета. Наконец, короткие текстовые сообщения, представляя собой письменную форму разговорной речи учащихся, отражают естественные процессы, возникающие в СMС - языке.
Как и любое другое изобретение, СМС - переписка внесла в нашу жизнь свои изменения.
1. Пользователи коротких текстовых сообщений часто намеренно не обращают внимания на правописание, и эта привычка переходит в обычную письменную речь.
2. Знаки препинания и вовсе используются в крайних случаях и часто с нарушением правил.
3. Все чаще используются слова-обрубки типа «я тя лю», «ща», «споки» и т.д.
4. Еще один упрек в сторону кратких сообщений – использование смайликов. Многие противники считают, что это ведет к неумению выражать чувства и настроения словами и это также обедняет мышление.
5. Системы набора текстовых сообщений, такие как T9, используемая в большинстве сотовых телефонов, отрицательно влияют на грамотность подростков. Чем чаще школьники используют сокращения и аббревиатуры, тем ниже их грамотность.
4. Влияние СМС сообщений на психику подростков.
Подростки всюду отправляют СМС - сообщения — поздно ночью, когда их родители спят, в классах и на улицах. Психологи отмечают, что это может вести к тревожности, проблемам в школе, снижению успеваемости, повторяющемуся стрессу и нарушениям сна.
Как уверяют ученые, подростки, которые отправляют огромное количество СМСок, могут оказаться в больнице. Новые болезни носят довольно редкие названия. Например, “текстофрения”. При этом расстройстве кажется, что пришло сообщение и пациент чувствует вибрацию или слышит сигнал, хотя на самом деле ничего не происходит. Еще одна болезнь названа “текстотревожностью” – это навязчивое беспокойство, когда нет возможности отправить или получить СМС. Подростки, заболевшие “посттравматическим текстовым расстройством”, набирают сообщения на ходу и в это время полностью отключаются от реальности, натыкаясь на прохожих. Те, кто страдает “СМС - перебором”, рассылают множество СМСок в короткие сроки, для того, чтобы самоутвердиться среди сверстников. Согласно последним исследованиям, количество текстовых сообщений, отправляемых подростками, за последние два года возросло на 89%.
Майкл Хозер, психотерапевт из Окленда, штат Калифорния, отмечает, что у подростков наблюдается сильный интерес к тому, что происходит в жизни сверстников, и они не хотят оставаться в стороне от происходящего, выпадать из контекста. Поэтому, увлечение СМС может иметь и пользу, и вред. Например, Мари Клиланд, которая является автором статьи на тему: «10 вредных привычек, которые могут оказаться полезными» публикуясь в известном журнале «Ридерз Дайджест», считает, что СМС - сообщения для молодых людей очень важны. Потому что сообщения такого плана играют, по сути, определяющую роль, например в общении подростка со своими родителями, а также с друзьями и знакомыми. Но все же быстрый набор подобных писем может привести к проблемам с психикой, а может быть и к настоящим физическим травмам, потому что в процессе набора происходит защемление нерва на большом пальце.
Исследования группы социологов, проводимые в 2002 году в Соединенных Штатах Америки, показали, что виртуальное общение людей посредством СМС сообщений хорошо располагает ко лжи.
Американские исследователи провели эксперимент, показавший, что каждый, кто получает сообщение от члена семьи или друга, искренне радуется, его настроение поднимается. Именно поэтому СМС оказывают положительное влияние на состояние психики. Особенно это важно для людей, находящихся в депрессии. Благодаря получению сообщений, они ощущают свою «нужность» в этой жизни
Итак, главная задача переписки с помощью СМС - сообщений – донести новую информацию до адресата или просто установить контакт без непосредственной передачи информации. Общение через СМС - сообщения, в отличие от телеграмм и писем, может представлять собой диалог. Но, как и телеграммы, письма и записки, они могут быть монологичными по своей форме.
5. Результаты анкетирования школьников МКОУ «Третьяковская СОШ»
В анкетировании принимали участие учащиеся 7-11 классов. Им было предложено несколько вопросов на тему: «Нужны ли письма в наше время?». Ответы учащихся я проанализировала и получила следующие результаты:
Всего учащихся 7-11 классов, принявших участие в анкетировании - 39 чел.
Из них девочек - 18 чел.
Мальчиков - 21 чел.
« Нужны ли письма в наше время?»
1.Как вы думаете, для чего нужны письма?
Чтобы общаться – 48,71%
Просто так – 5,12 %
Узнавать новости о родственниках – 25,64%
Письма — романтика — 12,8%
Поделиться информацией — 7,69%
2.Получали ли вы письма?
Получал — 58,97%
Не получал – 41,02%
3. Радостно ли вам было?
Да – 86,95%
Нет – 13,04%
4.Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам?
Да — 64,10%
Нет – 35,89%
5.Легко ли вам было написать письмо?
Да – 41,02%
Нет – 51,28%
Не всегда – 7,69%
6.Какие способы общения наиболее часто используются вами?
Письма/почта – 7,69%
Телефон-смс – 79,48%
Скайп – 12,82%
Другое - 0
7.Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?
Да – 100%
Нет — 0%
8. Будете ли вы писать письма?
Да — 74,35%
Нет – 25,64%
Итак, глядя на результаты, я могу сделать вывод о том, что письма пишут учащиеся старших классов (10-11 классов), хотя смс - сообщения вытесняют этот жанр (79,48%). Но наряду с этим письма будут продолжать свое существование у 75,35% учащихся. Значит, эпистолярный жанр не может исчезнуть.
Заключение
В современном мире способы передачи письма очень быстро развиваются. Если несколько лет назад мы могли передать письмо, используя только почту и телеграмму, то на сегодняшний день это можно осуществить десятками способов. Этим мы обязаны развитию интернета и технике. Считаю, что это нехорошо и неплохо:
-сегодняшний мир требует мобильности и скорости в решении задач;
- при необходимости можно передавать звуковые сообщения и вести онлайн видеоконференции в режиме реального времени, чем бумажные письма похвастаться не могут.
-мы стали оперативно обмениваться информацией, но это не значит, что наши отношения с близкими стали душевнее.
В нашей стране смс - зависимость особенно распространена среди школьников, где она иногда принимает масштабы эпидемии.
Основываясь на своем исследовании, я считаю, что письма не могут исчезнуть как жанр. Письма передают настроение. Они несут особый шарм. Человеку необходимо испытывать приятные эмоции. А значит, Почте России будет работа.
Список литературы
1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1994. -143с.
2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. Факультативный курс. Пособие для учащихся /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1999. -127с.
3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (7-10 класс) /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.
4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В четырёх томах./В.И. Даль. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2009. – 834с.
5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах /В.В. Колесов//- М.:«Просвещение»,1996-175с.
6. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове /З.Н.
7. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин//- М.:«Знание», 1976-144с.
9.http://www.topauthor.ru/kogda_poyavilas_golubinnaya_pochta_1a2b.htmlм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.
«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну....
"Авторская песня - прошлое и настоящее"
здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...
Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский.
Конспект урока....
Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский. - презентация
Презентация интегрированного урока музыки и изо в 5 классе....
Образовательная программа "Прошлое и настоящее г. Омска".
Образовательная программа «Прошлое и настоящее города Омска» относится к краеведческой, патриотической, литературной, развивающей направленности. Историческое краеведение является важным звеном ...
- Мне нравится (1)