Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку по разделу "Лексика" на тему "Однозначные и многозначные слова" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_domracheva_g.l.docx | 40.46 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 93»
603148 г. Нижний Новгород, ул. Мечникова, д. 74
тел/факс 225-19-89
e-mail: school93-2009@yandex.ru
Конспект
Урока по русскому языку в 5 «А» классе
Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Учитель рус. языка и литературы
Домрачева Галина Леонидовна
Нижний Новгород
2018 год
Конспект урока по русскому языку
Учитель: Домрачева Галина Леонидовна
Предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е. С. Антонова; под ред. Е. А. Быстровой. - 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник» , 2015. - 280 с. : ил.
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный.
Основные методы и приёмы: проблемная ситуация, работа в группах, работа в паре, работа со стихотворением, работа со словарём, беседа, тест, загадки, демонстрация отрывка из художественного фильма.
Цель: составить представления у учеников об однозначных и многозначных словах.
Задачи: образовательные: формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
Развивающие: пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;
Воспитательные: прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.
Формируемые УУД:
Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся (через разгадывание загадок, проблемную ситуацию) развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях ( в ходе беседы, работы в парах и группах), развитие логического мышления (через решение проблемной ситуации), умение воспринимать информацию на слух, делать выводы (работа со стихотворением), овладение навыком поиска информации (поисковая работа со словарём).
Регулятивные: фиксировать результаты наблюдения и делать выводы (проблемная ситуация, работа со стихотворением); умение планировать и регулировать свою деятельность (проблемная ситуация, работа в группах); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли (в ходе беседы с учителем); отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в команде (работа в парах и группах).
Познавательные: усвоение обучающимися понятий однозначное и многозначное слово, умение определять контекстуальное значение многозначного слова, умение составлять предложения с разными значениями многозначного слова, умение работать с толковым словарём.
Принципы обучения: объективность, научность, последовательность, систематичность, разнообразие методов обучения.
Технология: развивающего обучения и проблемного обучения.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, "Толковые словари русского языка" С. И. Ожегова, отрывок из кинофильма "Служебный роман" (СССР, 1977 год, режиссёр Эльдар Рязанов).
Ход урока:
Этап урока | Работа на уроке |
Мотивационно-ориентировочный этап. 1. Организационный момент (2 минуты). 2. Актуализация опорных знаний (3 минуты). 3. Этап мотивации. Загадки (3 минуты). | Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Присаживайтесь. Давайте вспомним, какой раздел языка мы с вами начали изучать (лексикология). Какая основная единица лексикологии? (слово). Чем обладает слово? (лексическим значением). Что такое лексическое значение слова? Давайте теперь по толкованию лексического значения слова определим его и запишем в тетрадях: 1) водитель машины (шофёр); 2) плод дуба (жёлудь); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон); 4) дорога с твёрдым покрытием (шоссе); 5) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей). Молодцы, ребята! С нашими отгадками мы ещё поработаем. |
Операционно- исполнительный этап. 1. Проблемная ситуация (7 минут). 2. Постановка учебной задача (2 минуты). 3. Работа в парах (7 минут). 4. Работа со стихотворением (5 минут). 5. Тест (3 минуты). 6. Работа со словарём в группах (10 минут). | Давайте посмотрим отрывок из кинофильма "Служебный роман" 0:49:30- 0:51:40 (СССР, 1977 год, режиссёр Эльдар Рязанов). (Эпизод с диалогом главных героев: - Вы утверждали, что я чёрствая. -Почему? Вы мягкая. -Бесчеловечная! -Человечная. -Бессердечная! -Сердечная. -Сухая! -Мокрая. Простите...) Проблемные вопросы: как создаётся комический эффект? (Герой А. Мягкова подобрал неверный антоним к слову "сухая"). Почему антоним "мокрая" в данном случае не подходит? (Слово "сухая" употреблено не в первом значении). Какие значения прилагательного "сухой" вы знаете? Слово "сухой" многозначное. Сформулируйте определение многозначного слова. Теперь вернёмся к нашим отгадкам (шофёр, жёлудь, капюшон, шоссе, жокей). Как вы думаете, у этих слов много значений? (нет, одно). Предположите, как называются такие слова (однозначные). Дайте определение однозначного слова. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (однозначные и многозначные слова). Ребята, где можно посмотреть точное количество значений слова? (в толковом словаре). Верно! Теперь в парах найдите три примера однозначных слов и три примера многозначных слов из толкового словаря, который есть в конце вашего учебника. Выпишите их вместе с значениями. Давайте послушаем примеры ваших слов от нескольких пар. Молодцы! Двигаемся далее. Сейчас я вам вслух прочитаю стихотворение. Ваша задача: определить, какое многозначное слово в нём используется. Затем я прочитаю вам его второй раз. Вы должны будете выписать словосочетания с каждым значением. А затем подумайте и сформулируйте толкование каждого из значений многозначного слова. Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт агроном. Он растит такую рожь- С головой в нее уйдешь. Ставит фильмы режиссер. Снял он сказку «Колобок», Чтобы ты увидеть мог. Мама ставит пироги. Подойди и помоги. А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи, не плачь!» Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз. Эвристическая беседа: какое слово является многозначным? (ставить). Какие словосочетания вы выписали? Как сформулировали шесть разных значение слова "ставить"? Давайте для закрепления решим небольшой тест. Ответы записывайте в тетрадях. 1. Выберите многозначное слово: А. Поземка Б. Маяк В. Иголка. 2. Выберите однозначное слово: А. Змей Б. Земля В. Айсберг 3. Укажите верное утверждение. А. Есть однозначные и многозначные слова Б. Все слова только многозначные В. Все слова только однозначные. 4. Выпишите из предложения многозначное слово. Лучами красит солнышко стальное полотно. Ключ: 1-В, 2-В, 3-А, 4 - полотно. Давайте устно проверим правильные ответы. Одним из самых известных толковых словарей является "Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова. Предлагаю в группах вам с ним поработать (образовать 5-6 групп). У каждой группы есть свой экземпляр словаря. Задания для групп: 1) Используя словарь, докажите, что слово иголка- многозначное, а айсберг- однозначное. 2) Выпишите словарную статью к слову "полотно". Придумайте предложения с каждым из значений слова. 3) Сделайте вывод о различии в оформлении словарных статей однозначного и многозначного слов (у многозначного есть деления на пункты). Работы от группы сдаём учителю на проверку. |
Рефлексивно-оценочный этап. (3 минуты) | Беседа с классом: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие две группы слов мы изучили? (однозначные и многозначные). В чём разница между ними? Понравился ли вам урок? Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание: 1. Составьте толковый словарь-миниатюру (из 5-7 слов) на тему «Школа»: 1 вариант – из однозначных слов, 2 вариант – из многозначных слов; 2. Определите по толковому словарю, является ли слово язык однозначным или многозначным, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке. Всем спасибо за работу на уроке! До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"
Материал занятия можно использовать на уроках русского языка....
Однозначные и многозначные слова
Урок русского языка в 5 классе...
Однозначные и многозначные слова.
Презентация....
Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс
Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....
Русский язык. 5 класс. "Однозначные и многозначные слова".
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....