Использование современных инновационных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Основная задача современного школьного обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Для достижения этих задач педагогам необходимо использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, в основе которых должна лежать активность ученика, направляемая учителем. Потому что инновационные технологии активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают качество и прочность знаний, развивают речевые навыки и творческие способности. А учитель должен быть больше «координатором», «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных инновационных технологий на уроках русского языка
Основная задача современного школьного обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Для достижения этих задач педагогам необходимо использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, в основе которых должна лежать активность ученика, направляемая учителем. Потому что инновационные технологии активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают качество и прочность знаний, развивают речевые навыки и творческие способности. А учитель должен быть больше «координатором», «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого ученика, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. На своих уроках я использую следующие инновационные технологии: проблемное и проектное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо, технологию модульного обучения, дифференцированный подход к обучению, информационные и игровые технологии.
Проблемное обучение – это форма организации учебного процесса с помощью учебных задач и ситуаций, которые придают обучению исследовательский и поисковый характер. Такая технология позволяет включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, вывод правила. А может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний. Наконец, проблемное обучение - это творчество, оригинальный подход, это эксперимент, опыт, исследование.
Пример: фрагмент урока русского языка по технологии проблемного обучения (Тема урока «Формы слова»)
При использовании технологии проблемного обучения учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует его поиск. А ученики приобретают новые знания и способы работы с материалом, формируют своё отношение к проблеме.
Метод проектов развивает самостоятельную исследовательскую деятельность детей, актуализируют их речевые умения, учащиеся включаются во все виды речевой деятельности, у них совершенствуются умения работать с текстами разных стилей и типов. Этапы работы над учебным проектом:
– выбор темы;
– составление плана;
– изучение литературы и сбор материала;
– создание собственного текста;
– защита;
– ответы на вопросы по теме проекта.
Ценность метода проектов для меня состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни. Учащиеся с большим интересом выполняют такие учебные проекты: «История одного слова», «Учёные-лингвисты», «Виды лингвистических словарей» и другие.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет вырабатывать умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения. Методика развития критического мышления включает три этапа. Это вызов, осмысление, рефлексия. Стадия вызова имеет следующие цели: - обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; - вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Вторая стадия – осмысление. Она позволяет ученику: -получить новую информацию; -осмыслить ее; -соотнести с уже имеющимися знаниями; -искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Третья стадия – рефлексия. Её цели таковы: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Одним из эффективных приёмов работы с текстом я считаю прием «чтение с остановками». Для работы подбираю незнакомый учащимся текст, он должен иметь динамичный, событийный сюжет, неожиданную развязку и проблемный финал. Текст заранее делю на смысловые части. Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение, сделать остановку. Заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию изложения, сочинения-рассуждения, эта работа предполагает всесторонний анализ текста.
Модульное обучение основывается на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава. В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации. Учебный материал делится на тематические блоки. Структура модульного занятия включает в себя следующее: 1) восприятие нового, 2) осмысление, 3) закрепление изученного, 4) контроль.
Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается контролем, позволяющим установить успешность обучения.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле. Пример урока по модульной технологии на уроке русского языка в 8 классе. Модульная программа по теме «Односоставные предложения».
1.Односоставные предложения | Модуль 1 | |
2.Определенно-личные предложения | Модуль 2 | |
3.Неопределенно-личные предложения | Модуль 3 | |
4.Обобщенно-личные предложения | Модуль 4 | |
5.Безличные предложения | Модуль 5 | |
6.Назывные предложения | Модуль 6 | |
7.Обобщающий урок | Модуль 7 | |
8.Контрольная работа | Модуль 8 |
Тема урока-модуля №3: Неопределенно-личные предложения.
Тип урока: Урок систематизации
Методы и приемы: Словесные (беседа), практические (упражнения), метод работы под руководством учителя, метод работы с учебником
Задачи:
-сформировать знания об односоставном неопределенно-личном предложении;
-содействовать развитию самостоятельности, вниманию.
№ этапа | Учебный материал с указанием заданий. | Управление обучением |
1 | Общая цель: изучить определение неопределенно-личного предложения; научиться находить эти предложения в тексте | Прочитайте цель. |
2 | Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний о неопределенно-личном предложении. Задание: упр.134. Списать, подчеркивая грамматическую основу и указывая форму глагола. | Взаимоконтроль |
3 | Цель: Изучить неопределенно-личные предложения. Задание:упр.136.Перестройте двусоставные предложения в неопределенно-личные. | Сравните свои ответы с ответами товарища. В случае затруднения обратитесь к учителю. |
4 | Промежуточный контроль: проверить умение применять теоретические знания на практике. Задание по карточке | Взаимоконтроль |
5 | Выполните разноуровневые задания. Задание: выписать сначала двусоставные предложения, потом неопределенно-личные | В случае 1-2 ошибок переходите к следующему заданию, более 2 ошибок — вернитесь к № 3 |
6 | 2 уровень: работа по карточке. Задание: в данном тексте найти неопределенно-личные предложения. | |
7 | 3 уровень: работа по карточке. Задание: найти в тексте все известные виды односоставных предложений. | Самопроверка по карточке-образцу |
8 | Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели? | |
9 | Выходной контроль:
| Обменяйтесь мнениями |
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которые соответствует его индивидуальным возможностям.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках русского языка позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся. Варианты использования Microsoft PowerPoint: 1.Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала. 2.Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. 3.Совместное изучение информационных источников и материалов урока. 4.Корректировка и тестирование знаний. 5.Работа с тестирующими системами и тренажерами. 6.Создание контрольно-измерительных материалов средствами PowerPoint. Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно быстро проводить разнообразные виды работ: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Используемые мной на уроках инновационные технологии позволяют ученикам действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, то есть они на уроке занимают активную коммуникативную позицию. Моя задача – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую. Применение новых технологий помогает мне сделать урок эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...
Сообщение "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....
Использование современных технологий на уроках русского языка
Эти современные технологии я использую на своих уроках русского языка ...
Презентация "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация об использовании современных технологий на уроках русского языка и литературы....
Использование современных технологий на уроках русского языка в период адаптации учащихся 5-х классов
Аннатация + разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сколько лексических значений имеет слово"...
Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".
Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....