Использование современных инновационных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Грезнева Ольга Васильевна

Основная задача современного школьного обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Для достижения этих задач педагогам необходимо использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, в основе которых должна лежать активность ученика, направляемая учителем. Потому что инновационные технологии   активизируют  мыслительную деятельность учащихся, повышают  качество и прочность  знаний, развивают речевые навыки и  творческие способности. А учитель должен быть больше «координатором», «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных инновационных технологий                                                      на уроках русского языка

      Основная задача современного школьного обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Для достижения этих задач педагогам необходимо использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, в основе которых должна лежать активность ученика, направляемая учителем. Потому что инновационные технологии   активизируют  мыслительную деятельность учащихся, повышают  качество и прочность  знаний, развивают речевые навыки и  творческие способности. А учитель должен быть больше «координатором», «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.

      Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого ученика, активизировать творческие  и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.     На своих уроках я использую следующие инновационные технологии: проблемное и проектное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо, технологию модульного обучения, дифференцированный подход к обучению, информационные и игровые технологии.

    Проблемное обучение – это форма организации учебного процесса с помощью учебных задач и  ситуаций, которые придают обучению исследовательский и поисковый характер. Такая технология позволяет включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, вывод правила. А может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний. Наконец, проблемное обучение - это творчество, оригинальный подход, это эксперимент, опыт, исследование.

Пример: фрагмент урока русского языка по технологии проблемного обучения (Тема урока «Формы слова»)

Этапы

Слова учителя

Возможные ответы учащихся

Постановка учебной проблемы

Запишите слова 1 и 2 столбиков:

вода

водный

воды

водяной

воде

подводный

водой

подводник

По какому принципу подобраны слова в столбиках?

Это всё однокоренные слова, но разные части речи

выдвижение гипотезы

Давайте проверим, определим части речи.

Но во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент). Подумаем ещё…

В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза) Разное строение слов (1 вывод)

Подводящий к теме диалог

Проверим, разберите слова по составу. Что получилось?

У них разное строение.В первом столбике меняется только окончание, во втором –изменяются суффиксы, приставки

Подводящий к теме диалог

Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось? А во втором?

Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему?

Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж. Меняется и строение, и значение слова. (2 вывод.)

Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.)

Формулировка темы

Итак, над какой темой мы будем работать сегодня?

Однокоренные слова и формы слов

При использовании технологии проблемного обучения учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует его поиск. А ученики приобретают новые знания и способы работы с материалом, формируют своё отношение к проблеме.    

      Метод проектов развивает самостоятельную исследовательскую деятельность детей, актуализируют их речевые умения, учащиеся включаются во все виды речевой деятельности, у них совершенствуются умения работать с текстами разных стилей и типов. Этапы работы над учебным проектом:

– выбор темы;

– составление плана;

– изучение литературы и сбор материала;

– создание собственного текста;

– защита;

– ответы на вопросы по теме проекта.

  Ценность метода проектов для меня  состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни. Учащиеся с большим интересом выполняют  такие учебные проекты: «История одного слова», «Учёные-лингвисты», «Виды лингвистических словарей» и другие.

   Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет  вырабатывать умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения. Методика развития критического мышления включает три этапа. Это вызов,                            осмысление, рефлексия. Стадия вызова имеет следующие цели:                                                                   - обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;                                          - вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;                                                                                                                                                                - сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы.                                               Вторая стадия – осмысление. Она позволяет ученику:                                                                      -получить новую информацию;                                                                                                                                                                                 -осмыслить ее;                                                                                                                                                                                                                                                                              -соотнести с уже имеющимися знаниями;                                                                                                       -искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.                                                              Третья стадия – рефлексия.  Её цели таковы:                                                                                                              - целостное осмысление, обобщение полученной информации;                                                                                     - присвоение нового знания, новой информации учеником;                                                                                              -  формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.  На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.                                                                                                                                                   Одним из эффективных приёмов работы с текстом  я считаю прием «чтение с остановками».  Для работы подбираю незнакомый учащимся текст, он должен иметь динамичный, событийный сюжет, неожиданную развязку и проблемный финал. Текст заранее делю на смысловые части. Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение, сделать остановку. Заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию изложения, сочинения-рассуждения, эта работа предполагает всесторонний анализ текста.

       Модульное обучение основывается на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава. В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации. Учебный материал делится на тематические блоки. Структура модульного занятия включает в себя следующее:                                                                                                                                                                                                                   1) восприятие нового, 2) осмысление, 3) закрепление изученного,                                                                                                  4) контроль.                                                                                                                
Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается контролем, позволяющим установить успешность обучения.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле.
                                        Пример урока по модульной технологии на уроке русского языка в 8 классе. Модульная программа по теме «Односоставные предложения».

1.Односоставные предложения

Модуль 1

2.Определенно-личные предложения

Модуль 2

3.Неопределенно-личные предложения

Модуль 3

4.Обобщенно-личные предложения

Модуль 4

5.Безличные предложения

Модуль 5

6.Назывные предложения

Модуль 6

7.Обобщающий урок

Модуль 7

8.Контрольная работа

Модуль 8

Тема урока-модуля №3: Неопределенно-личные предложения.
Тип урока: Урок систематизации
Методы и приемы: Словесные (беседа), практические (упражнения), метод работы под руководством учителя, метод работы с учебником
Задачи:

-сформировать знания об односоставном неопределенно-личном  предложении;

-содействовать развитию самостоятельности,  вниманию.

этапа

Учебный материал с указанием заданий.

Управление обучением

1

Общая цель: изучить определение неопределенно-личного предложения; научиться находить эти предложения в тексте

Прочитайте цель.

2

Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний о неопределенно-личном предложении.

Задание: упр.134. Списать, подчеркивая грамматическую основу и указывая форму глагола.

Взаимоконтроль

3

Цель: Изучить неопределенно-личные  предложения.

Задание:упр.136.Перестройте двусоставные предложения в неопределенно-личные.

Сравните свои ответы с ответами товарища. В случае затруднения обратитесь к учителю.

4

Промежуточный контроль: проверить умение применять теоретические знания на практике. Задание по карточке

Взаимоконтроль

5

Выполните разноуровневые задания.  Задание: выписать сначала двусоставные предложения, потом неопределенно-личные

В случае 1-2 ошибок переходите к следующему заданию, более 2 ошибок — вернитесь к № 3

6

2 уровень: работа по карточке. Задание: в данном тексте найти неопределенно-личные предложения.

7

3 уровень: работа по карточке. Задание: найти в тексте все известные виды односоставных предложений.

Самопроверка по карточке-образцу

8

Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?

9

Выходной контроль:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Проверьте свои знания, сформулировав по теме 3.

Обменяйтесь мнениями

 Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которые соответствует его индивидуальным возможностям.

Информационные технологии  не только облегчают доступ к информации, открывают возможности  вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.     Внедрение ИКТ на уроках русского языка позволили мне реализовать идею развивающего  обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся. Варианты использования Microsoft PowerPoint:                                                                                                                               1.Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала.     2.Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.                                                                                                                              3.Совместное изучение информационных источников и материалов урока. 4.Корректировка и тестирование знаний.                                                                                                                 5.Работа с тестирующими системами и тренажерами.                                                        6.Создание контрольно-измерительных материалов средствами PowerPoint. Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, обеспечивают качественно новый  уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации  с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно быстро проводить разнообразные виды работ: фронтальную, групповую, индивидуальную.                                                                                                                

Используемые мной на уроках инновационные технологии позволяют ученикам  действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, то есть они на уроке занимают активную коммуникативную позицию. Моя задача – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую. Применение новых технологий помогает мне сделать урок эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...

Сообщение "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....

Использование современных технологий на уроках русского языка

Эти современные технологии я использую на своих уроках русского языка ...

Презентация "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Презентация об использовании современных технологий на уроках русского языка и литературы....

Использование современных технологий на уроках русского языка в период адаптации учащихся 5-х классов

Аннатация + разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сколько лексических значений имеет слово"...

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....