Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 7 классе по программе Т.А. Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_rus_yaz_fgos_17-181.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
(140 часов в год, 4 часа в неделю).
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Личностные | Метапредметные | Предметные |
I четверть (32 часа – 8 недель) | |||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | История развития русского языка. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. | Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | Составлять план текста. Отвечать на вопросы. Анализировать и комментировать материал учебника по теме. Составлять тезисный план учебной статьи Давать развернутый монологический ответ на вопрос Производить разные виды разбора |
Повторение изученного в 5-6 классах | |||||
1 2 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Повторение разделов русского языка. Основные синтаксические понятия. Порядок синтаксического разбора предложения. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе с помощью технических средств и информационных технологий. | Расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную интонацию в речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила. |
3 | Повторение и систематизация знаний по теме: «Лексика и фразеология». | 1 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. | Основные единицы лексики и фразеологии. | Разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении Выполнять тестовые задания в формате ГИА |
4 | Повторение и систематизация знаний по теме: «Фонетика и орфография». Фонетический разбор слова. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Фонетический разбор слов. Орфограммы-буквы: гласные, согласные, ъ и ь. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | Производить фонетический разбор слов Определять и анализировать фонетические процессы в слове. Выполнять практические упражнения, работая в микрогруппах. соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи Составлять опорные схемы и таблицы по орфографии |
5 | Повторение и систематизация знаний по теме: «Словообразование и орфография». Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Морфемный и словообразовательный разбор. Значимые части слова. Способ образования слова. Орфограммы: о-ё после шипящих; н и нн в суффиксах прилагательных. | Производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова Выполнять индивидуальные задания с последующей само- и взаимопроверкой Писать объяснительный диктант, производить орфографический анализ текста,комментировать выбор орфограммы (комментированное письмо) |
6 7 | Повторение и систематизация знаний по теме: «Морфология и орфография». Морфологический разбор слова. | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Морфологические признаки частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. | Работать с деформированным текстом Выполнять морфологический разбор частей речи создавать мультимедийную презентацию, выполняя групповую работу Работать по карточкам, писать предупредительный диктант |
8 | Резервный урок (для АКД) | 1 | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения | Писать текст под диктовку | |
9 | Диалог. Диалоги разного характера. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Владение различными видами монолога и диалога. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | Владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. , |
10 | Рр. Текст. Стили литературного языка. | 1 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. | Понятие текста. Признаки текста. Средства связи предложений в тексте. Стили речи.Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой | Делить текст на абзацы, определять микро и макро-тему текста Определять стилевую принадлежность текста. Работать с текстами разных стилей Находить различия в разностилевых текстах Создавать памятки, таблицы, подсказки по стилям речи Анализировать и создавать, работая в микрогруппах, тексты публицистического стиля Публицистический стиль речи. |
11 | Рр. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Жанры публицистического стиля речи. Языковые особенности публицистического стиля речи. | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. | |||||
1 | Причастие как часть речи. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Грамматические признаки причастия. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастия. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы..) | Повторять пройденное о глаголе в ходе выполнения практических заданий, работая в парах, микро-группах и индивидуально Находить причастия в предложении Различать причастия и имена прилагательные, работая с тренажером Самостоятельно работать с текстом. Выполнять практические задания различного х-ра( выборочный диктант, комментированное письмо, объяснительный диктант) Составлять кластеры, схемы, презентации по теме Разрабатывать карточки для проведения проверочных работ в микро-группах и индивидуально Правильно склонять причастия, писать гласные в окончаниях причастий и прилагательных. Устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота. Выразительно читать предложения с причастными оборотами, строить предложения синонимических конструкций, выделять причастные обороты запятыми. |
2 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | Склонение причастий. Условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | ||
3-4 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | Одиночное причастие и причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Выделение запятыми причастного оборота. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | ||
5 | Рр. Описание внешности человека. | 1 | Композиция описания внешности человека. Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения. | Описывать внешность знакомого, по личным впечатлениям, по фотографии. | |
6 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Действительные и страдательные причастия. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. | Самостоятельно работать с учебником, составляя таблицы, схемы, кластеры, выполнять задания опережающего характера, подбирать дидактический материал из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы Различать действительные и страдательные причастия по смыслу, правильно употреблять причастия, выполняя практические упражнения занимательного характера (игра «Найди ошибку» и «Перевёртыши»), работая с деформированными текстами Различать полные и краткие страдательные причастия и прилагательные, проводя сравнительный анализ текстов |
7-8 | Полные и краткие страдательные причастия. | 2 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Краткие страдательные причастия, синтаксическая роль в предложении. | |
9 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени. | Образовывать действительные причастия настоящего времени, находить орфограмму «гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» и правильно писать её. Образовывать и писать действительные причастия прошедшего времени. Конструировать самостоятельно и по опорным схемам предложения с причастными оборотами. |
10 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Образование действительных причастий прошедшего времени. Написание гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы..) | ||
11 | Рр. Изложение c использованием причастий. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Описание внешности человека, портрет, автопортрет. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Самостоятельно работать с учебником по составлению изложения исходного текста с описанием внешности человека. Работать в группах по составлению памятки-инструкции для описания внешности человека Составлять связный текст с элементами описания внешности Подбирать литературный материал по теме |
12 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Образование и написание страдательных причастий настоящего времени. | Образовывать страдательные причастия настоящего времени, находить орфограмму «гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» и правильно писать её. Образовывать и писать страдательные причастия прошедшего времени. Конструировать самостоятельно и по опорным схемам предложения с причастными оборотами. |
13 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Правописание гласной в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку по теме. Писать объяснительный диктант, производить орфографический анализ текста,комментировать выбор орфограммы (комментированное письмо), производить комплексный анализ текста. Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, аукцион знаний, «Карточка для соседа» и др.) Создавать м/м презентации и работать с ними Сравнивать и различать причастия и отглагольные прилагательные для выбора орфограммы в них |
14 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | Условия выбора гласной перед Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | ||
15-16 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 2 | Условия выбора Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | ||
17-18 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных. | 2 | Различие в написании кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | ||
19 | Рр. Подготовка к выборочному изложению. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Слушать текст, составлять план, определять микро-темы текста; писать выборочное изложение, пользуясь памяткой и без неё. |
20 | Рр. Выборочное изложение по теме «Художественное описание портрета литературного героя». | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Слушать текст, составлять план, определять микро-темы текста; писать выборочное изложение, пользуясь памяткой и без неё. |
II четверть (28 часов) | |||||
21 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Морфологические признаки причастия. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | Выполнять комплексный анализ текста, находить в тексте причастия и производить их морфологический разбор | |
22-23 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 2 | Правила написания не с причастиями. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | Производить синтаксический разбор предложения; составлять в проблемном диалоге обобщающую таблицу; выполнять комментируемое письмо, диктант «Проверь себя». | |
24 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. | ||
25-26 | Рр. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы». | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Самостоятельно работать с учебником по составлению памятки и подбору материала для написания сочинения по личным наблюдениям |
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие». | 1 | Контрольные вопросы и задания. | ||
28 | Контрольный диктант по теме: «Причастие». | 1 | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | ||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ | |||||
1 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Правило написания не с деепричастием. Деепричастный оборот. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающее задание Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку по теме Разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот и выделять его запятыми. Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера Производить синтаксический и орфографический анализ текста Различать деепричастие и личные формы глагола и причастий, производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями, выделять знаками препинания деепричастный оборот. | |
2 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | Деепричастие. Знаки препинания при деепричастном обороте. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы.) | ||
3 | Выделение деепричастных оборотов на письме. | ||||
4 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | |||
5 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласная перед –в, -вши. | |
6 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | |||
7 | Морфологический разбор деепричастий. | 1 | Морфологический разбор деепричастий. | Производить морфологический разбор деепричастия, выполняя комплексный анализ текста, работая в группах | |
8-9 | Рр. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц. | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | формировать лексический словарь по теме «Сюжетное полотно»» Собирать материал по теме урока, составлять план работы, формировать «Мудрый словарик» по теме; знакомиться с жанровым своеобразием сочинений; Писать сочинение по картине, пользуясь собранным материалом |
10 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Деепричастие». | 1 | Деепричастие, деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. | Выполнять творческие работы индивидуального и группового характера (мини-проекты с использованием ИКТ) Производить комплексный анализ текста. Сдать зачет по теме (защита мини-проекта) | |
11 | Контрольный диктант по теме: «Деепричастие». | 1 | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Слушать и писать текст под диктовку (аудио-запись) | |
НАРЕЧИЕ | |||||
1 | Наречие как часть речи. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | Общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки и синтаксическая роль наречий. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания. Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, кластер по теме. Находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. Определять смысловую группу наречий. Самостоятельно, в парах или группах подбирать дидактический материал по теме из художественной литературы. Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их. Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо-диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста, «Космическое путешествие»)Производить синтаксический и орфографический анализ текста.Производить морфологический разбор наречия, выполняя комплексный анализ текста, работая в группах. |
2 | Разряды наречий. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | Значения, выраженные наречиями. Употребление наречий для более точного выражения мыслей как одно из средств связи предложений в тексте. | |
3-4 | Рр. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Писать сочинение в форме дневниковых записей. |
5 | Степени сравнения наречий. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Способы образования сравнительной и превосходной степени наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени в предложении. | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, кластер по теме Самостоятельно, в парах или группах подбирать дидактический материал по теме из художественной литературы Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо-диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста, «Космическое путешествие») Образовывать степени сравнения наречий и правильно использовать их в речи. Производить синтаксический и орфографический анализ текста. |
6 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Грамматические признаки наречия. | ||
7-8 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е. | |
9 | Резервный урок | ||||
III четверть (44 часа) | |||||
10-11 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни-. | |
12-13 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Условия выбора одной и двух букв н в наречиях на –о и –е. | |
14 | Рр. Описание действий. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Знакомиться с памяткой для работы с текстами, включающими описание трудового процесса Формулировать тему сочинения, собирать материал из разных источников, систематизировать его, составлять тезисы, план. Составлять устное сочинение с описанием трудового процесса. |
15 | Рр. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | 1 | |||
16 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | Условия выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий. | Определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе. Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо-диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста, «Космическое путешествие») | |
17-18 | Буквы О и А на конце наречий. | 2 | |||
19-20 | Рр. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья». | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины или от своего имени |
21-22 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. | ||
23-24 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | Основные случаи слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | Составлять схемы, таблицы, кластеры, опоры на основе теоретического материала учебника и дополнительного, собранного обучающимися или предложенного учителем Решать орфографические и пунктуационные задачи, находя в текстах наречия, ПО и ДПО Выполнять индивидуальные задания с опорой и без опоры на таблицу. Редактировать тексты. Конструировать предложения и тексты с использованием наречий, определять их синтаксическую роль и комментировать написание Работать с деформированными текстами, аргументировать свой выбор, сделанный в ходе проблемной дискуссии в группе | |
25 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Условие выбора мягкого знака после шипящих на конце наречий. | ||
26-27 | Обобщение и систематизация по теме «Наречие». | 2 | Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы..) | Выполнить промежуточный тест в формате ГИА | |
28 | Контрольный диктант по теме: «Наречие». | 1 | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Слушать и писать текст под диктовку | |
УЧЕБНО-НАУЧНАЯ РЕЧЬ | |||||
1-2 | Отзыв. | 2 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой . | |
3-4 | Учебный доклад. | 2 | |||
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ | |||||
1 | Категория состояния как часть речи. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | Категория состояния как часть речи. Группы по значению. Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении. | Находить слова категории состояния в тексте, определять, к каким группам по значению они относятся, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении |
2 | Рр. Подготовка к написанию сжатого изложения. | 1 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Слушать текст, составлять план, определять микро-темы текста; писать сжатое изложение, пользуясь памяткой и без неё |
3 | Рр. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля»). | 1 | |||
4 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Сравнение наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния. | Различать наречия, краткие прилагательные, слова состояния, проводить морфологический разбор слов категории состояния. Анализировать тексты, подобранные обучающимися | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | |||||
1 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | Самостоятельные и служебные части речи. Общие признаки служебных частей речи. Отличительные признаки предлогов, союзов и частиц. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы..) | Составлять схемы, таблицы, кластеры, опоры на основе теоретического материала учебника и дополнительного, собранного обучающимися или предложенного учителем, а также с опорой на личный опыт обучающихся Отвечать на вопросы и формулировать их самостоятельно |
ПРЕДЛОГ | |||||
1 | Предлог как часть речи. | 1 | Предлог как служебная часть речи. Роль предлога в словосочетаниях и предложениях. Предлог как способ выражения различных смысловых отношений. | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания Составлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, кластер по теме, работа в группе, в паре или индивидуально Отличать предлог от омонимичных приставок, определять роль предлогов в выражении различных смысловых отношений. Правильно употреблять предлоги в письменной и устной речи в разных речевых ситуациях Отличать производные предлоги от омонимичных частей речи Производить морфологический разбор предлогов. Подбирать дидактический материал по изучаемой теме из художественной литературы Создавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста) | |
2 | Употребление предлогов в речи. | 1 | Многозначность предлогов. | ||
3 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Непроизводные и производные предлоги. | ||
4 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Простые и составные предлоги. Порядок морфологического разбора предлога. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы..) | ||
5-6 | Рр. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу. | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Писать репортаж на основе увиденного на картине. |
7-8 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | Условия слитного и раздельного написания производных предлогов. | Выполнять творческое списывание. Производить редактирование текстов с грамматическими ошибками, полный синтаксический разбор предложений. Давать аргументированный ответ на вопрос при работе в группах сменного состава Разграничивать и правильно писать производные предлоги и омонимичные части речи. | |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Предлог». | 1 | Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы..) | ||
СОЮЗ | |||||
1 | Союз как часть речи. | 1 | Союз как часть речи. Роль союза в предложении и тексте. | Осмысленно читать материал учебника, самостоятельно находить дополнительную информацию по теме; выразительно читать тексты разных стилей и типов речи, формулировать вопросы по ним; отвечать на вопросы. Определять роль союзов, ставить знаки препинания при них. Сочинительные и подчинительные союзы. | |
2 | Союзы простые и составные. | 1 | Союзы простые и составные. | ||
3 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Союзы сочинительные и подчинительные. Назначение сочинительных и подчинительных союзов. | ||
4 | Запятая перед союзами в сложном предложении. | 1 | |||
5 | Сочинительные союзы. | 1 | Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. | ||
6 | Подчинительные союзы. | 1 | Группы подчинительных союзов. Назначение подчинительных союзов. Морфологический разбор союзов. | Отличать подчинительные союзы, делать морфологический разбор союзов, ставить запятые в сложном предложении с подчинительными союзами. Выполнять творческое списывание. Работать с перфокартами Производить редактирование текстов с грамматическими ошибками, полный синтаксический разбор предложений. Выполнять графический, выборочный, распределительный диктанты с последующей само и взаимопроверкой Производить сопоставительный анализ текстов для определения отличия союзов тоже, также, чтобы, зато от наречий и местоимений с частицами то, же, бы. | |
7 | Резервный урок | ||||
IV четверть (32 часа) | |||||
8 | Морфологический разбор союзов. | 1 | Группы сочинительных союзов: соединительные, противительные, разделительные. Назначение сочинительных союзов | ||
9-10 | Рр. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик». | 1 | Условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато, наречий и местоимений с частицами то, же, бы. | ||
11-12 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | |
13 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Предлог», «Союз». | 1 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. | Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы.) | |
14 | Контрольный диктант по теме: «Служебные части речи». | 1 | Слушать и писать текст под диктовку | ||
ЧАСТИЦА | |||||
1 | Частица как служебная часть речи | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию | Отличие частиц от знаменательных частей речи и других служебных частей речи. Роль частиц в предложении и образовании форм глагольных наклонений. Роль формообразующих частиц. | ||
2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | Отличать частицы от других неизменяемых частей речи, распознавать формообразующие частицы. | |
3-4 | Смыслоразличительные частицы. | 2 | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; Понятие о смысловых частицах. Различные значения частиц. | ||
5 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Дефисное написание частиц –то, -ка. | Определять грамматические признаки частиц Распознавать смысловые значения модальных частиц Выполнять различные виды диктантов (зрительный, слуховой, «Проверь себя», мимический, графический), тренировочные и проверочные тесты | |
6 | Морфологический разбор частицы. | 1 | |||
7-8 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 2 | Понятие об отрицательных частицах не и ни. | ||
9-10 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ. | 2 | Употребление и правописание не и ни. | Определять смысловое значение частиц не и ни, писать не с разными частями речи, опираясь на личный опыт и материал учебника Сопоставлять, сравнивать тексты с частицами НЕ и НИ Составлять сравнительную таблицу написания частиц НЕ и НИ со словами Составлять кластеры, опоры, подсказки по изучаемой теме Различать и правильно писать ни – частицу, союз, приставку. | |
11-12 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ_НИ. | 2 | |||
13-14 | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Частица». | 1 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. | ||
15 | Контрольный диктант по теме: «Частица» | 1 | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения | ||
МЕЖДОМЕТИЕ | |||||
1 2 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях | 1 1 | Междометие как часть речи. Назначение в языке. Употребление междометий в роли других частей речи. | Осмысленно читать материал учебника, выделяя главное и второстепенное,самостоятельно находить дополнительную информацию по теме;выразительно читать тексты разных стилей и типов речи, формулировать вопросы по ним; отвечать на вопросы. Создавать мини-тексты с включением в них междометий,учиться отличать междометия от других частей речи, знакомится с правилами дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями. Выделять междометия знаками препинания, составлять диалог, включающий междометия. | |
3 | Междометие и звукоподражательные слова. Знаки препинания при них. | 1 | Выделение междометий знаками препинания. | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ | |||||
1 | Русский язык. Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | 1 | Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. | Разделы науки о языке. | |
2 | Рр. Контрольное сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень». | 2 | Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | |
3 | Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. | 1 | Фонетика. Единицы фонетики. Графика. Фонетический разбор. | Определять тему сочинения Собирать материал по теме, используя разные средства информации Написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | |
4 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Части слова. Способы образования слова. | Сопоставлять, анализировать тексты с точки зрения лексики Находить в текстах лексические средства выразительности Составлять словарные статьи Повторять изученное, выполняя задания творческого и занимательного характера в микрогруппах, в парах, индивидуально, на компьютерных тренажёрах Выполнять различные виды диктантов (зрительный, слуховой, «Проверь себя», мимический, графический), тренировочные и проверочные тесты | |
5 | Морфология. Орфография. | 1 | Части речи. | ||
6 | Синтаксис. Пунктуация. | Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения | |||
7 | Резервный урок (для АКД) | 1 | Синтаксические единицы. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/ М.: Мнемозина, 2008 г....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс
Планирование уроков русского языка в 9 классе...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...