Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Данный материал предназначен для педагогов русского языка, работающих в 10 классе по учебнику Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rus._10_kl.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Каменское
Елецкого муниципального района Липецкой области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
для 10 класса
на 2017-2018 учебный год
Учитель русского языка и литературы
Драчева Вера Викторовна
2017
Пояснительная записка
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования научно-лингвистического мировоззрения, вооружения учащихся основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Определение места и роли русского языка в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» как предмет школьного преподавания выполняет и общепредметные задачи на каждой из ступеней обучения.
Информация о количестве учебных часов
В инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ с.Каменское на изучение курса «Русский язык» в 10 классе предусмотрено 3 часа в неделю, 105 часов в год.
Формы организации образовательной деятельности
Основной формой организации образовательного процесса при обучении литературы в 10 классе является урок (классно-урочная система).
Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-семинар, урок-практикум.
Виды и формы контроля
Виды контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются: тестирование, контрольные работы, диктант.
Технологии и механизмы обучения
Для реализации рабочей программы по русскому языку в 10 классе используются следующие технологии: традиционная классно-урочная технология; технология классического и современного урока; технологии на основе активации и интенсификации деятельности учащихся, в том числе технологии проблемного обучения, технология современного проектного обучения, технологии различных видов самостоятельной работы учащихся, элементы здоровьесберегающих технологий, ИКТ и механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Содержание рабочей программы
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Культура разговорной речи.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Слово и его значение.
Однозначные и многозначные слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы.
Омонимы и их употребление.
Паронимы и их употребление
Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного русского языка.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление
Контрольная работа №1по теме: «Лексика. Фразеология»
Звуки и буквы. Обобщающее повторение фонетики.
Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Орфоэпические нормы современного русского языка
Контрольная работа №2 по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия»
Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова.
Исторические изменения в структуре слов. Морфемный анализ слова.
Контрольная работа №3 по теме: «Морфемика»
Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор.
Способы словообразования отдельных частей речи. Формообразование.
Принципы русской орфографии.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные корня
Правописание слов с чередующимися гласными в корне
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Гласные Ы, И после приставок.
Употребление Ь и Ъ.
Употребление прописных букв
Правила переноса слов
Контрольная работа №4 по теме: «Морфология и орфография»
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.
Правописание падежных окончаний существительных
Гласные в суффиксах имен существительных
Правописание сложных имен существительных
Имя прилагательное как часть речи. Разряды и степени сравнения прилагательных.
Правописание падежных окончаний прилагательных
Правописание суффиксов имён прилагательных
Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных
Правописание сложных прилагательных
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.
Склонение и правописание числительных. Грамматические нормы.
Правописание имен числительных. Употребление в речи.
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор
Правописание местоимений.
Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.
Правописание личных окончаний глаголов
Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы.
Причастие. Морфологический разбор причастий.
Образование причастий. Синтаксические нормы.
Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных
Контрольная работа №5 по теме:«Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»
Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия
Правописание деепричастий. Синтаксические нормы
Контрольная работа №6 по теме: «Причастие и деепричастие»
Наречие. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий
Слова категории состояния
Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога.
Правописание производных предлогов Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза.
Правописание союзов
Контрольная работа №7 по теме: «Правописание предлогов и союзов»
Частицы как часть речи. Их значение и употребление.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи
Контрольная работа№8 по теме: «Правописание НЕ с разными частями речи».
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометия. Правописание междометий.
Контрольный работа№9 по теме: «Служебные части речи».
Омонимия частей речи.
Морфологические нормы современного русского языка
Грамматические нормы русского языка
Контрольная работа №10 по теме: «Морфология и орфография».
Контрольная работа №11 в формате ЕГЭ.
Анализ контрольных работ
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контроль-ных работ |
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. | 1 | |
Лексика. Фразеология. Лексикография. | 12 | 1 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 3 | 2 |
Морфемика и словообразование. | 4 | 1 |
Морфология и орфография. | 13 | 2 |
Самостоятельные части речи. Служебные части речи. | 38 | 8 |
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка | 16 | |
ИТОГО | 87 | 14 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643).
Литература и средства обучения
Технические средства:
№ | Основное средство | Количество |
1 | Стационарный компьютер с программным обеспечением | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
4 | Колонки | 2 |
Компоненты на бумажных носителях:
- Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов образовательных учреждений. Базовый уровень: в 2-х частях/Н.Г.Гольцова, В.И.Шамшин,М.А.Мещерина.– М.: «Русское слово - учебник», 2014.
- Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10–11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2012.
- ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016
- Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ 2017. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный институт педагогических измерений»: http://www.fipi.ru/
- Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: http://school-collection.edu.ru/
- http://ege.edu.ru Официальный информационный портал единого государственного экзамена
- http://rus.reshuege.ru/ (материалы сайта «Решу ЕГЭ»)
- http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2240954 ("ФРАЗА" Обучающая программа-тренажер по русскому языку)
- http://www.v-vuz.ru Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ
- http://www.rus-ege.com Русский язык для школьников и абитуриентов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...