Правописание НЕ с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тема: «Правописание НЕ с причастиями»
Тип занятия: усвоение новых знаний
Цель: сформировать навык правописания НЕ с причастиями, опираясь на выработанный обучаемыми алгоритм действий.
УУД:
- познавательные: построение устного высказывания; структурирование знаний; создание алгоритма деятельности; выбор эффективного способа решения; развитие логического мышления; анализ; формулирование проблемы, создание способов её решения;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- регулятивные: целеполагание; планирование; самооценка и волевая саморегуляция;
- личностные: самоопределение (позитивная моральная самооценка); смыслообразование (адекватное реагирование на трудности); уважение к языковому наследию русского народа.
Задачи для учащихся: самостоятельно определить тему урока, сформулировать тему мини-проекта, его цель, высказать гипотезу, сформулировать проблему, предложить пути её решения, проанализировать языковой материал, сделать вывод; продумать последовательность своих действий с целью достижения необходимого результата; учиться приёмам самоконтроля; точно и безошибочно выражать свои мысли.
Дидактическое и техническое обеспечение: карточки со словами, толковый словарь, задания для групп (3 уровня сложности), листы для оформления выводов, учебники, рабочие тетради, справочники, тестовые задания, листы для проведения рефлексии, проектор, экран, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание НЕ с причастиями»
Тип занятия: усвоение новых знаний
Цель: сформировать навык правописания НЕ с причастиями, опираясь на выработанный обучаемыми алгоритм действий.
УУД:
- познавательные: построение устного высказывания; структурирование знаний; создание алгоритма деятельности; выбор эффективного способа решения; развитие логического мышления; анализ; формулирование проблемы, создание способов её решения;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- регулятивные: целеполагание; планирование; самооценка и волевая саморегуляция;
- личностные: самоопределение (позитивная моральная самооценка); смыслообразование (адекватное реагирование на трудности); уважение к языковому наследию русского народа.
Задачи для учащихся: самостоятельно определить тему урока, сформулировать тему мини-проекта, его цель, высказать гипотезу, сформулировать проблему, предложить пути её решения, проанализировать языковой материал, сделать вывод; продумать последовательность своих действий с целью достижения необходимого результата; учиться приёмам самоконтроля; точно и безошибочно выражать свои мысли.
Дидактическое и техническое обеспечение: карточки со словами, толковый словарь, задания для групп (3 уровня сложности), листы для оформления выводов, учебники, рабочие тетради, справочники, тестовые задания, листы для проведения рефлексии, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
1) Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня мы вместе раскрываем тайны родного языка. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным!
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Перед вами слова. Как вы думаете, что нужно сделать?
ап_етит тер_аса г_лерея а_тор б_гатырь фотоап_арат аквар_ум пас_ажир к_рикатура медлен_ый с_луэт ч_мпион |
- Вставьте пропущенные буквы.
- Самопроверка.
- Какое слово получилось?
- Каково его лексическое значение? (проверяем по толковому словарю + скриншот с «Грамота.ру») Слово «правописание» пишу на доске.
- Почему это слово важно для нас? (надо, хочу, могу)
3) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Прочитайте слова (на слайде). Подумайте, как можно разделить их на 3 группы.
Негодую; невнимательность; недоумевающий; не слышать; не друг, а враг; непродуманный; не видел; невзгоды; не радующий родителей.
- Запишите слова в 3 столбика.
глаголы | имена существительные | причастия |
негодую не слышать не видел | невнимательность не друг, а враг невзгоды | недоумевающий непродуманный вовсе не радующий |
- Правописание слов каких столбиков мы можем объяснить?
- Как пишется НЕ с глаголом?(подсказка на доске или пазл - синие карточки)
- Как пишется НЕ с существительными, прилагательными, образованными от существительных? (подсказка на доске или пазл – зелёные карточки)
4) Выявление места и причины затруднения.
- А можем ли мы объяснить правописание НЕ с причастиями? Почему?
- Сформулируйте тему урока.
- Запишите тему на рабочий лист.
5) Построение проекта выхода из затруднения.
- Каким образом мы можем получить новые знания? (прочитать в учебнике или самостоятельно вывести правило)
- Предлагаю вам почувствовать себя первооткрывателями – самостоятельно разработать алгоритм правописания НЕ с причастиями.
- Что такое алгоритм? (л/зн по словарю + скриншот с «Грамота.ру»)
- Определяем тему нашего мини-проекта.
Правописание НЕ с причастиями.
- Какую гипотезу (предположение) можем выдвинуть? Как может писаться НЕ с причастиями?
НЕ с причастиями может писаться слитно и раздельно.
- Какую проблему надо решить? На какой вопрос ответить?
Как различать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
- Цель исследования.
Разработать алгоритм «Правописание НЕ с причастиями».
6) Реализация построенного проекта.
- Итак, для достижения поставленной цели поработаем в группах (4 группы, в каждой – руководитель). Задания перед вами. Помните, что карточки, лежащие на столе, помогут вам вовремя обратиться ко мне за помощью, если она необходима.
Зелёный – помощь не нужна.
Жёлтый – необходима небольшая подсказка.
Красный – есть серьёзные трудности.
Задание для 1 группы - Прочтите слова. Как пишутся с НЕ эти причастия? Почему? Негодующий, ненавидевший, непобедимый. Вывод: НЕ с причастиями пишется слитно, если____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Подсказки для 1 группы
Жёлтая карточка:
- Прочтите слова.
- Попробуйте прочитать эти слова без НЕ.
- Употребляются ли эти причастия без НЕ?
- Какой вывод о правописании НЕ с такими причастиями можно сделать?
Красная карточка:
- Откройте учебник на странице 68.
- Прочитайте правило №54.
- Как пишутся с НЕ причастия, которые без НЕ не употребляются?
Задание для 2 группы - Прочтите слова. Как пишутся с НЕ эти причастия? Почему? Обратите внимание не то, в какой форме стоят причастия. Не проверен, не услышана, не заняты. Вывод: НЕ с причастиями пишется раздельно, если______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Подсказки для 2 группы
Жёлтая карточка:
- Прочтите слова.
- Причастия употреблены в краткой форме.
- Какой вывод о правописании НЕ с краткими причастиями можно сделать?
Красная карточка:
- Откройте учебник на странице 68.
- Прочитайте правило №54.
- Как пишутся с НЕ краткие причастия?
Задание для 3 группы - Прочтите словосочетания. Найдите причастия с НЕ. Как пишутся с НЕ эти причастия? Почему? Не выполненные самостоятельно, а списанные упражнения; Не законченное, а начатое дело; Не нарисованные, а приклеенные цветы. Вывод: НЕ с причастиями пишется раздельно, если__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Подсказки для 3 группы
Жёлтая карточка:
- Прочтите словосочетания.
- Обратите внимание на то, что каждое построено на противопоставлении.
- Какой вывод о правописании НЕ с причастиями можно сделать, если при них есть противопоставления с союзом а?
Красная карточка:
- Откройте учебник на странице 68.
- Прочитайте правило №54.
- Как пишутся с НЕ причастия, при которых есть противопоставление с союзом а?
Задание для 4 группы - Прочтите словосочетания. Найдите причастия с НЕ. Как пишутся с НЕ эти причастия? Почему? Не выполненные самостоятельно упражнения; Не законченное вовремя дело; Не нарисованные в альбоме цветы. Вывод: НЕ с причастиями, у которых есть зависимое слово, пишется раздельно, если _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Представители групп читают выводы и вешают листы на доску.
- Перечитайте задачи. Все ли мы выполнили?
ФИЗМИНУТКА
- Если вы услышите полное причастие, разведите руки в стороны.
- Если краткое, поднимите над головой.
Решённый, решён, расколотый, расколот, вооружённый, вооружён, растерянный, услышанный, услышан, растерян, решена.
- Итак, строим алгоритм. С чего нужно начать, чтобы не ошибаться при написании НЕ с причастиями?
Лист 1 группы передвигается вперёд.
- Что будем определять дальше?
Лист 2 группы передвигается вперёд.
- Что будем искать потом?
Лист 3 группы передвигается вперёд.
- И, наконец, проверим…
Лист 4 группы передвигается вперёд.
- Итак, что же у нас получилось?
Правописание НЕ с причастиями
- Проверь, употребляется ли слово без НЕ?
НЕТ ДА
слитно 2. В какой форме употреблено слово?
в краткой в полной
(в окончании 1 буква/ нулевое окончание)
раздельно 3. Есть ли противопоставление с союзом а?
есть нет
раздельно 4. Есть ли у причастия зависимые слова?
есть нет
раздельно слитно
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) - Кто готов представить нам полностью весь алгоритм?
- Поднимите руки, кто доволен ответом товарища. Чего не хватает в ответе? Примеров.
2) – Посмотрите на задание 3 на ваших рабочих листа. Давайте распределим эти словосочетания, запишем их к соответствующему утвержденпию.
(не)доумевающий ученик
работа (не)проверена
(не)прочитанная, а услышанная история
(не)выполненное вовремя упражнение
(не)законченное письмо
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Выучить алгоритм.
2. Упражнение 154 / упражнение 155.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Выходя из кабинета, прикрепите смайлик на тот лист, над которым написано утверждение, с которым вы согласны.
Зелёный. Я принимал активное участие в составлении алгоритма. У меня всё получалось. Я теперь знаю, как пишется НЕ с причастиями.
Жёлтый. Я принимал участие в составлении алгоритма. У меня не всё получалось. Надо ещё поработать с алгоритмом.
Красный. Я был не очень активен на уроке. Мне было трудно. Нужна помощь учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание "НЕ" с причастиями.
Конспект урока русского языка в 7 классе. Индивидуальная и групповая формы работы....
Урок с применением технологии дифференцированного обучения по теме "Правописание НЕ с причастиями"
План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями". Урок с применением технологии дифференцированного обучения....
Правописание Не с причастиями
Урок русского языка в 7 классе с использованием интерактивной доскидоска SMART Board по теме "Правописание НЕ с причастиями"...
Урок русского языка в 7 классе по теме: "Правописание НЕ с причастием"
Урок русского языка в 7 классе Тема урока: Правописание НЕ с причастием Тип урока: Изучение нового материала Цель урока: повторить написание НЕ с прилагательными,существительным...
Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»
Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи...
Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»
Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи...
Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...