Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Роль деепричастий в речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Цель урока "Роль деепричастий в речи"- выявление выразительных возможностей деепричастий. Данный урок является связующим между уроками о правильном употреблении деепричастий и уроками развития связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_deeprichastiy_v_rechi.pptx | 495.24 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_rol_deeprichastiy_v_rechi.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА У Спаса на Сенной, в Гороховой улице, недошед Аринкиного мосту, в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы .
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА У Спаса на Сенной, в Гороховой улице, недошед Аринкиного мосту, в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы .
ТЕМА УРОКА Роль деепричастий в речи
Запишите современный вариант этого объявления У Спаса на Сенной, в Гороховой улице, недошед Аринкиного мосту, в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы .
У Спаса на Сенной, на Гороховой улице, не доходя до Аринкиного мост а , в доме вдовы Анны Никифоровой вы можете купить птиц .
МУДРОСТЬ НАРОДА Самостоятельно закончите пословицы, запишите. Устно объясните их смысл 1 вариант Помогая другим, … 2 вариант Дружба как стекло, … 3 вариант (Не)начавши, думай, а …
МУДРОСТЬ НАРОДА Помогая другим, помогаешь себе. Дружба как стекло: разбивши, не склеишь. Не начавши, думай, а начавши, делай.
В МАСТЕРСКОЙ ПОЭТА
РАЗМЫШЛЯЕМ ВМЕСТЕ, ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ «Деепричастие устраняет (…) в перечне отдельных действий одного и того же лица» А. Н. Гвоздев Восстановите пропущенное слово Однообразность, однообразие, монотонность, серость, единство
«Деепричастие устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица» А. Н. Гвоздев
СОЗДАЁМ ТЕКСТ Согласны ли вы с высказыванием лингвиста Александра Николаевича Гвоздева? Аргументируйте свое мнение
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Напишите похвальное слово ДЕЕПРИЧАСТИЮ; 2. Упр. 5 на стр. 105
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель: Конева И. В. , Соколикова С. Ф.
ОУ: ГБОУ гимназия №271
Тема урока: Роль деепричастий в речи
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: выявить выразительные возможности деепричастия
Результаты:
предметные
- понимать роль деепричастий в речи и уметь ее объяснять;
- правильно употреблять деепричастия в устной и письменной речи
- составлять связное высказывание в соответствии с лингвистической задачей
метпредметные
регулятивные
- осуществлять прогнозирование, планирование и контроль учебной деятельности;
- осуществлять взаимопроверку;
познавательные
графически обозначать деепричастия и деепричастные обороты в предложении;
- анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;
коммуникативные
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;
личностные
- осуществлять целеполагание;
- стремиться к личностному самоопределению;
- стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.
Учебные задачи:
- находить деепричастия в тексте по их отличительным признакам;
- выявлять выразительные возможности деепричастия путем наблюдения и анализа языкового материала;
- формировать умение определять роль деепричастия в текстах разных стилей;
- развивать навык употребления деепричастия в тексте с соблюдением грамматической нормы;
развивать умение создавать текст типа рассуждения
Технология(-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества
Формы организации деятельности: фронтальная, в парах постоянного и сменного состава, индивидуальная
Опорные понятия: стили речи, лексическое значение слова, синтаксическая синонимия, деепричастный оборот, фразеологический оборот
Новые понятия:
Межпредметные связи: литература (варианты поэтического текста М. Ю. Лермонтова)
Образовательные ресурсы: учебник « Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын»
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
| Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности | Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
2.Актуализация знаний *≈Обнаружила вырезку из газеты – не знаю, к какому времени относится. Я прочитаю, может, вы мне поможете определить. | Ситуация-тренинг (текст объявления 1763 г. «У Спаса на Сенной, в Гороховой улице …, недошед Аринкиного мосту, …в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы». Перед вами объявление,*размещенное в газете в (Читает) Как вы думаете, к какому времени относится это объявление? Почему вы так решили? Скажите, а как вы определили, что это деепричастие? ≈ Я вас проверяла. Объявление это было размещено в петербургской газете в 1763 году. Прошло уже 2 с половиной века, а деепричастие остаётся в языке. Как вы думаете, почему? по-прежнему верно служит нам, а значит, языку необходима эта часть речи. → предлагает вместе понаблюдать, обобщить … и сказать, зачем нужны Д | Пытаются разрешить проблемную ситуацию, предлагают варианты решений (В нем есть устаревшая форма слова (слово) деепричастие, часть речи, которую мы сейчас изучаем. НЕДОШЕД) -Вопрос ЧТО СДЕЛАВ? - Связь с причастием НЕ ДОШЕДШИЙ до … - пунктуация предложения: обособление | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы; логические: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
3. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Формулируем тему урока. Предлагает ученикам сформулировать цели урока А что может нам помочь достичь поставленных целей? (Элементы прогнозирования, планирования работы) | Какова роль деепричастия в речи? доброе слово о Д.
Работа с текстами, обращение к различным примерам | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Проверка знаний и умений по пройденному материалу | Самост. работа ? в тетрадях и на доске: Давайте оформим в тетрадях современный вариант этого объявления. Проверка: Почему ваши объявления написаны иначе? (Какие правила употребления и написания деепричастий мы использовали?) | У Спаса на Сенной, в Гороховой улице, не доходя до Аринкиного моста, в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы (вы можете купить птиц) (повторить суффиксы деепричастий) (В тетради и на доске) Объясняют ошибки - основное и добавочное действие совершает одно лицо - раздельное написание НЕ с деепричастиями - обособление деепричастных оборотов | логические: анализ объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5. Открытие новых знаний | Это ученики могут сказать. Беседа: -Почему в объявл.были допущены ошибки? (Работа с этим примером доказала, что деепричастия и их употребление отражают изменения в языке) -А где еще мы с вами встречаем устаревшие формы деепричастий? Этот фрагмент я бы перенесла в предыд.этап, а здесь начала системный разговор с ↓ Посмотрим, что же значило Д в речи наших предков. Сейчас я предлагаю вам прикоснуться к мудрости наших предков. Работа в ППС: Конструирование/составление пословиц по началу. Задание: Перед вами начало пословиц. Запишите их, самостоятельно завершив. Подготовьтесь в паре к устному объяснению пословиц. Устно объясните значение пословицы Подведение итогов: -Какие качества ценили наши предки в людях? -Д. помогли выразить эти убеждения? Ученые утверждают, что деепричастие – часть речи, которая характерна для книжных стилей. Объясните, почему народ использует в пословицах, разговорном стиле, именно эту часть речи. | Писал неграмотный человек; изменились нормы/язык ПОСЛОВИЦЫ Устно приводят примеры известных им пословиц Работа в ППС
Комментируем написание деепричастий и пунктуацию предложений Отзывчивость, самостоятельность, умение ценить дружбу (дорожить ею) КРАТКОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, ЛАКОНИЧНОСТЬ (на доске) | Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания |
6. Первичное закрепление изученного | Вспомним, какие лексические единицы языка активно используют эти достоинства деепричастий? (Краткость, точность) 1.Организует работу класса в ППС Задание: Записать фразеологические обороты соответственно их значению. С одним запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания (не ставятся - ?) Обратить внимание на фразеологизм СКРЕПЯ СЕРДЦЕ (значение, орфография) Организует работу в ПСС (2 пары) по индивидуальным заданиям на карточках (см. приложение). Решение ситуативных задач и оценивание выполнения заданий всеми учащимися | Фразеологические обороты
На доске записывают предложение с исправленной ошибкой Бабушка возмущенно сказала: «Не сиди сложа руки, иди и помоги маме!» (Отсутствие запятой при фразеологическом обороте – близость к наречию) Класс оценивает выполнение задания: грамотное объяснение ошибки и графическое объяснение пунктуации в предложении с фразеологическим оборотом | Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
7. Восприятие и осознание учащимися нового материала | Мы познакомились с ролью деепричастий в примерах разговорного стиля. Убедились, как важно тщательно проверять написанное. А кто так же внимателен к слову, его роли? Докажем это. Обратимся к раздаточному материалу Мы в мастерской поэта М. Ю. Лермонтова. Перед вами редакция одного из самых известных стихотворений «Выхожу один я на дорогу …», написанного в 1841 г. Попробуем понять замысел поэта: почему поэт выбрал такой финал стихотворения? Какую роль сыграли деепричастия? | Художники слова Рассказывал и пел – лелея, пел Отрадный – сладкий Зеленый – вечно зеленея ДИНАМИЧНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ Сами обознач. действие (добавочное) и характеризуют основное действия, дорисовывают его, сообщают подробности: как? когда? они совершалось: (на доске) | Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8. Осмысление, обобщение и систематизация знаний | Мы получили ответ на вопрос нашего урока, какова роль деепричастия в языке? Настало время сделать вывод. Лингвистическая задача: Известный ученый-лингвист Александр Николаевич Гвоздев так высказался о значении деепричастия. 1. Восстановите пропущенное слово, объясните свой выбор – это уже аргументация 2.Проверка по эталону и самоанализ. 3. Подготовка к письм.работе: Согласны ли вы с высказыванием А. Н. Гвоздева? Аргументируйте свое мнение (1 доказательство) К какому стилю будет относиться ваш письменный ответ? Какой тип речи требует задание? Какие примеры вы можете использовать в ответе в качестве аргумента? 4. Письменная работа | «Деепричастие устраняет (однообразие) в перечне отдельных действий одного и того же лица» ПОМОЩНИК: однообразность, однообразие, монотонность, серость, одноцветность, единство Научному Рассуждение Те, которые прозвучали на уроке | Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, обобщение и систематизация Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
9. Рефлексия? | Какая оценка? Как? Взаимо? Заслушивание ответов уч-ся? Оцениваем работы с точки зрения структуры рассуждения:
| Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
10. Постановка домашнего задания | Комментарий |
Объясните символику герба
| Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией
Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся при изучении...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?"
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?" по программе М.М. Разумовской представляет собой исследование. Это урок открытия новых знаний К разработке ...
Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"
Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...