Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Роль деепричастий в речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Цель урока "Роль деепричастий в речи"- выявление выразительных возможностей деепричастий. Данный урок является связующим между  уроками о правильном употреблении деепричастий и уроками развития связной речи. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ «РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ»

Слайд 2

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА У Спаса на Сенной, в Гороховой улице, недошед Аринкиного мосту, в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы .

Слайд 3

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА У Спаса на Сенной, в Гороховой улице, недошед Аринкиного мосту, в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы .

Слайд 4

ТЕМА УРОКА Роль деепричастий в речи

Слайд 5

Запишите современный вариант этого объявления У Спаса на Сенной, в Гороховой улице, недошед Аринкиного мосту, в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы .

Слайд 6

У Спаса на Сенной, на Гороховой улице, не доходя до Аринкиного мост а , в доме вдовы Анны Никифоровой вы можете купить птиц .

Слайд 7

МУДРОСТЬ НАРОДА Самостоятельно закончите пословицы, запишите. Устно объясните их смысл 1 вариант Помогая другим, … 2 вариант Дружба как стекло, … 3 вариант (Не)начавши, думай, а …

Слайд 8

МУДРОСТЬ НАРОДА Помогая другим, помогаешь себе. Дружба как стекло: разбивши, не склеишь. Не начавши, думай, а начавши, делай.

Слайд 9

В МАСТЕРСКОЙ ПОЭТА

Слайд 10

РАЗМЫШЛЯЕМ ВМЕСТЕ, ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ «Деепричастие устраняет (…) в перечне отдельных действий одного и того же лица» А. Н. Гвоздев Восстановите пропущенное слово Однообразность, однообразие, монотонность, серость, единство

Слайд 11

«Деепричастие устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица» А. Н. Гвоздев

Слайд 12

СОЗДАЁМ ТЕКСТ Согласны ли вы с высказыванием лингвиста Александра Николаевича Гвоздева? Аргументируйте свое мнение

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Напишите похвальное слово ДЕЕПРИЧАСТИЮ; 2. Упр. 5 на стр. 105

Слайд 14

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Конева И. В. , Соколикова С. Ф.

ОУ: ГБОУ гимназия №271

Тема урока:  Роль деепричастий в речи

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: выявить выразительные возможности деепричастия

Результаты:

предметные

  • понимать роль деепричастий в речи и уметь ее объяснять;
  • правильно употреблять деепричастия в устной и письменной речи 
  • составлять связное высказывание в соответствии с лингвистической задачей

метпредметные

регулятивные

  • осуществлять прогнозирование, планирование и контроль учебной деятельности;
  • осуществлять взаимопроверку;

познавательные

графически обозначать деепричастия и деепричастные обороты в предложении;

  • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

коммуникативные

  • продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

личностные

  • осуществлять целеполагание;
  • стремиться к личностному самоопределению;
  • стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.

Учебные задачи:

  • находить деепричастия в тексте по их отличительным признакам;
  • выявлять выразительные возможности деепричастия путем наблюдения и анализа языкового материала;
  • формировать умение определять роль деепричастия в текстах разных стилей;
  • развивать навык употребления деепричастия в тексте с соблюдением грамматической нормы;

развивать умение создавать текст типа рассуждения

Технология(-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества

Формы организации деятельности: фронтальная, в парах постоянного  и  сменного состава, индивидуальная

Опорные понятия: стили речи, лексическое значение слова, синтаксическая синонимия, деепричастный оборот, фразеологический оборот

Новые понятия: 

Межпредметные связи: литература  (варианты поэтического текста М. Ю. Лермонтова)

Образовательные ресурсы: учебник « Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.  Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын»

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

 

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

2.Актуализация знаний

*≈Обнаружила вырезку из газеты – не знаю, к какому времени относится.

Я прочитаю, может, вы мне поможете определить. 

Ситуация-тренинг

(текст объявления 1763 г.

«У Спаса на Сенной, в Гороховой улице …, недошед Аринкиного мосту, …в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы».

Перед вами объявление,*размещенное в газете в (Читает)

Как вы думаете, к какому времени относится это объявление? Почему вы так решили?

Скажите, а как вы определили, что это деепричастие?

≈ Я вас проверяла.

Объявление это было размещено в петербургской газете в 1763 году. Прошло уже 2 с половиной века, а деепричастие

остаётся в языке.

Как вы думаете, почему?

по-прежнему верно служит нам, а значит, языку необходима эта часть речи. →

предлагает вместе понаблюдать, обобщить … и сказать, зачем нужны Д 

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, предлагают варианты решений

(В нем есть устаревшая форма слова (слово) деепричастие, часть речи, которую мы сейчас изучаем.

НЕДОШЕД)

-Вопрос ЧТО СДЕЛАВ?

- Связь с причастием НЕ ДОШЕДШИЙ до …

- пунктуация предложения: обособление

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3. Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Формулируем тему урока.

Предлагает ученикам сформулировать цели урока

А что может нам помочь достичь поставленных целей?

(Элементы прогнозирования, планирования работы)

Какова роль деепричастия в речи?

доброе слово о Д.

  1. Понимать роль деепричастий в речи/тексте и уметь ее объяснять
  2. Правильно использовать  деепричастия в речи

Работа с текстами, обращение к различным примерам

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Проверка знаний и умений по  пройденному материалу

Самост. работа ? в тетрадях и на доске:

Давайте оформим в тетрадях современный вариант этого объявления.

Проверка:

Почему ваши объявления написаны иначе?

(Какие правила употребления и написания деепричастий мы использовали?)

У Спаса на Сенной, в Гороховой улице, не доходя до Аринкиного моста, в доме вдовы Анны Никифоровой продаются птицы

 (вы можете купить птиц)

(повторить суффиксы деепричастий)

(В тетради и на доске)

Объясняют ошибки

- основное и добавочное действие совершает одно лицо

- раздельное написание НЕ с деепричастиями

- обособление деепричастных оборотов

логические: анализ объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Познавательные: умение структурировать знания

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5. Открытие новых знаний

Это ученики могут сказать.

Беседа:

-Почему в объявл.были допущены ошибки?

(Работа с этим примером доказала, что деепричастия и их употребление отражают изменения в языке)

-А где еще мы с вами встречаем устаревшие формы деепричастий?

Этот фрагмент я бы перенесла в предыд.этап, а здесь начала системный разговор с

Посмотрим, что же значило Д в речи наших предков.

Сейчас я предлагаю вам прикоснуться к мудрости наших предков.

Работа в ППС: Конструирование/составление пословиц по началу. Задание:

Перед вами начало пословиц. Запишите их, самостоятельно завершив. Подготовьтесь в паре к устному  объяснению пословиц. Устно объясните значение пословицы

Подведение итогов:

-Какие качества ценили наши предки в людях?

-Д. помогли выразить эти убеждения? Ученые утверждают, что деепричастие – часть речи, которая характерна для книжных стилей. Объясните, почему народ использует в пословицах, разговорном стиле, именно эту часть речи.

Писал неграмотный человек; изменились нормы/язык

ПОСЛОВИЦЫ

Устно приводят примеры известных им пословиц

Работа в ППС

  1. Помогая другим, помогаешь себе 
  2. (Не) начавши, думай, а начавши, делай
  3.  Дружба как стекло: разбивши, не склеишь

Комментируем написание деепричастий и пунктуацию предложений

Отзывчивость, самостоятельность, умение ценить дружбу (дорожить ею)

КРАТКОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, ЛАКОНИЧНОСТЬ

(на доске)

Познавательные: умение структурировать знания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

6. Первичное закрепление изученного

Вспомним, какие лексические единицы языка  активно используют эти достоинства деепричастий? (Краткость, точность)

1.Организует работу класса в ППС

Задание: Записать фразеологические обороты соответственно их значению. С одним запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания

(не ставятся - ?)

Обратить внимание на фразеологизм СКРЕПЯ СЕРДЦЕ (значение, орфография) 

Организует работу в ПСС (2 пары) по индивидуальным заданиям на карточках (см. приложение).

Решение ситуативных задач и оценивание выполнения заданий всеми учащимися

Фразеологические обороты

  1. Слушать восхищенно – затаив дыхание
  2. Действовать вопреки желанию, убеждению – скрепя сердце
  3. Крайне удивиться – разинув рот

На доске записывают предложение с исправленной ошибкой

Бабушка возмущенно сказала: «Не сиди сложа руки, иди и помоги маме!»  (Отсутствие запятой при фразеологическом обороте – близость к наречию)

Класс оценивает выполнение задания: грамотное объяснение ошибки и графическое объяснение пунктуации в предложении с  фразеологическим оборотом

Личностные: самоопределение

 Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7. Восприятие и осознание учащимися нового материала

Мы познакомились с ролью деепричастий в примерах разговорного стиля. Убедились, как важно тщательно проверять написанное. А кто так же внимателен к слову, его роли?

Докажем это.

Обратимся к раздаточному материалу

Мы в мастерской поэта М. Ю. Лермонтова.

Перед вами редакция одного из самых известных стихотворений «Выхожу один я на дорогу …», написанного в 1841 г.

Попробуем понять замысел поэта: почему поэт выбрал такой финал стихотворения?

Какую роль сыграли деепричастия?

Художники слова

Рассказывал и пел – лелея,  пел

Отрадный – сладкий

Зеленый – вечно зеленея

ДИНАМИЧНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Сами обознач. действие (добавочное) и характеризуют основное действия, дорисовывают его, сообщают подробности: как? когда? они совершалось:

(на доске)

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

8. Осмысление, обобщение и систематизация знаний

Мы получили  ответ на вопрос нашего урока, какова роль деепричастия в языке?

Настало время сделать вывод.

Лингвистическая задача:

Известный ученый-лингвист Александр Николаевич Гвоздев так высказался о значении деепричастия.

1. Восстановите пропущенное слово, объясните свой выбор – это уже аргументация

2.Проверка по эталону и самоанализ.

3. Подготовка к письм.работе: 

Согласны ли вы с высказыванием А. Н. Гвоздева? Аргументируйте свое мнение (1 доказательство)

К какому стилю будет относиться ваш письменный ответ?

Какой тип речи требует задание?

Какие примеры вы можете использовать в ответе в качестве аргумента?

4. Письменная работа

«Деепричастие устраняет (однообразие) в перечне отдельных действий одного и того же лица»

ПОМОЩНИК: однообразность, однообразие, монотонность, серость, одноцветность, единство

Научному

Рассуждение

Те, которые прозвучали на уроке

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности, обобщение и систематизация

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные: умение осознанно   строить речевое высказывание  в письменной форме

9. Рефлексия?

Какая оценка? Как? Взаимо? Заслушивание ответов уч-ся? Оцениваем работы с точки зрения структуры рассуждения:

  1. Тезис
  2. Аргумент
  3. Вывод (необязателен)

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10. Постановка домашнего задания

Комментарий

  1. Похвальное слово деепричастию
  2. Придумайте и нарисуйте герб деепричастия

Объясните символику герба

  1. Упр.№

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные: умение осознанно   строить речевое высказывание  в письменной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?"

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Что такое деепричастие?" по программе М.М. Разумовской представляет собой исследование. Это урок открытия новых знаний  К разработке ...

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...