Урок в 8 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений
Цель:
- отличать односоставные предложения от двусоставных;
- находить изученные предложения в тексте, обосновывая свой выбор;
- определять виды односоставных предложений;
- ставить знаки препинания в сложных предложения, в состав которых входят односоставные предложения;
- использовать односоставные предложения в разных стилях речи.
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей;
- составлять текст на основе данного;
- уметь отбирать и структурировать материал;
- анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- применять орфографические и пунктуационные навыки на письме.
Ход урока:
1. Здравствуйте.. Желаю вам хорошего настроения и успехов! Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
Мобилизующий этап
Урок начнём с языковой разминки. На рабочих листках, вставьте в предложение пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.
Мы не можем стать с..нт..ксически и пунктуацио(н,нн)о гра(м,мм,)отными если не умеем видеть гра(м,мм)аттическую основу. Рядом заданием поставьте себе оценку.
- О каком явлении грамматики идет речь в данном высказывании ( О грамматической основе предложения)
- А в каком разделе науки о языке мы изучаем грамматическую основу?-( В синтаксисе.)
2. Да, ребята, мы продолжим изучать «Синтаксис». Для того чтобы узнать тему нашего урока , вам придется провести исследовательскую работу. Проведите эту работу в паре.
- У вас на листках даны 5 предложений. Внимательно рассмотрите их. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы
Исследовательская работа в группах. Даны 5 предложений
1. Я умею читать книги.
2. Люблю классическую музыку.
3. По радио объявили о посадке самолета.
4. Мне не спится.
5. Я не могу уснуть
6.. Какая ночь!
Задание: найти главные члены и подчеркнуть
1. Я умею читать книги. 2. Я не могу уснуть | 2.Люблю классическую музыку. 3.По радио объявили о посадке самолета. 4. Мне не спится. |
- По какому принципу вы их разделили на 2 группы? (Принцип разделения – состав основы предложений. Предложение двусоставное и односоставные.)
Не забудьте себя оценить.
2. Определение темы урока учениками.
О каких предложениях мы уже говорили на уроках?
- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения)
- А каковы цели? Помогаю определять цели.
- (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
- Понаблюдаем за односоставными предложениями в текстах,.
- Попробуем сами составлять односоставные предложения.)
3.Мотивация.
- А зачем нам нужно знание односоставных предложений?
Вспомните, как часто мне приходилось подчёркивать неоправданный повтор местоимения «Я» в ваших сочинениях. Использование односоставных предложений поможет избежать неоправданных речевых повторов,
Нам нужны односоставные предложения для того что бы мы могли коротко выразить свои мысли.
«Краткость-сестра таланта», — утверждал А.П. Чехов. В наши дни этот афоризм актуален. Век усовершенствованных технологий, компьютеризации, дефицита времени, требует умения лаконично и точно выражать свои мысли, уметь пользоваться языковым материалом, оперативно отбирая те или иные синтаксические конструкции, обладающие максимальной информацией при минимуме текста.
4. Стадия «Вызов».
Задача: вспомнить основные сведения, полученные об односоставных предложениях ранее. В ваших рабочих листках есть таблица. Прошу вас вспомнить, что вы знаете об односоставных предложениях и записать это в 1 столбик «Знаю»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учитель. Прочитаем свои записи. Что же знаем?
Учитель. Соберём вместе мысли , которые возникают в данный момент на уроке в связи с изучаемой темой. Составим кластер. Простые предложения
двусоставные односоставные
И на данном этапе мы должны с вами уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Этим мы сейчас и займемся.
Выполним задание ____5. Чтобы при выполнении этого задания не допускать ошибок, по какому алгоритму будете работать.
( Прочитать, найти грамматическую основу и определить г/о состоит из 2 гл.членов или из одного)
Номера односоставных предложений напишите в 1 столбик, а номера двусоставных предложений во 2 столбик.
- Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков)
- Не плачь ты попусту.
- Часам к двум пополудни началась гроза.
- В окно повеяло весною... (А. Плещеев)
- И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)
- Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
- К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)
- Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья. (А. Фет) - Вот и наступила зима !
- Снегопад.
- Чудесный день.
1, 4, 5, 7, 8,10,11 2, 3 , 6, 9
Оцениваем себя
- Теперь обратите внимание на односоставные предложения. Они разные. Односоставные предложения тоже делятся на группы
-По какому принципу вы разделили предложения? Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)
Учитель. Верно ли утверждение, что в односоставном предложении - только подлежащее или только сказуемое?
Учащиеся дают ответ. (Скорее всего, они согласятся с этим неверным утверждением).
Учитель. Прочитайте теоретические сведения в п. 30. Сделайте пометки в таблице в графе Узнал
_____________
______________
Учитель. Что мы узнали на уроке? Прочитайте свои записи в таблице.
В односоставном пр. главный член нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член ОП.
Давайте вернемся к утверждению, что в односоставном предложении - только подлежащее или только сказуемое? Теперь вы согласитесь с этим утверждением или опровергните его.
Хотя н а современном этапе квалификация главного члена односоставных предложений
вызывает разногласие . Его называют то подлежащим, то сказуемым, то главным членом односоставного предложения без квалификации как подлежащего или как сказуемого.
Обратимся к кластеру
- Значит, односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы : КЛАСТЕР
Вывод: односоставные предложения бывают двух видов – именные и глагольные типа
А с каждым видом односоставных предложений мы будет знакомиться на следующих уроках
Учитель. Верно ли утверждение, что односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными? – ДА.
Найдите в учебнике теоретические сведения, подтверждающие ваш ответ.
Зафиксируйте это в таблице
- Как вы думаете, наличие в русском языке односоставных предложений говорит о его богатстве или же, наоборот, о его бедности?
Оля сейчас прочитает стихотворение известного русского поэта А.А. Фета, где автор использует односоставные предложения.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных точках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
А.Фет
(книжн., поэт. устар.)
Стихотворение А.А.Фета состоит из одних только назывных предложений, с помощью их автор рисует живописную картину летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.
Динара прочитает стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Леса убегают далёко-далёко.
Во всём утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, -
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Скажите, смысл стихотворений вам ясен? О чём эти стихотворения? Перед нами живой образ тихого летнего вечера. Значит, отсутствие одного из главных членов не мешает пониманию смысла предложения и текста в целом. И употребление односоставных предложений вполне оправданно.
- Сделайте вывод, какую роль односоставные предложения имеют в русском языке?
Бесспорно, ребята, односоставные предложения играют важную роль в русском языке. Они отличаются особой красотой, удивительной эмоциональностью, выразительностью, Мы убедились, что писатели и поэты активно используют такие предложения в своих произведениях.
Стихотворения мастеров художественного слова не могли не подействовать на вас, наверное, воодушивили вас на творчество.
В течение некоторого времени нужно вам создать текст на тему «Зима» как в стихотворной форме , так и можно в прозаической форме, используя предложения и односоставные, и двусоставные
Молодцы
Оцените себя
Игра «Верно-неверно»
1.Односоставные предложения бывают с главным членом подлежащим и сказуемым( неверно).
2. Что-то зашелестело. Это предложение двусоставное
3.Односоставные предложения могут быть распространёнными.
4. Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.
5 . В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.
6. Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.
Синквейн.
Предложение
Односоставное, распространённое
Сообщает, рассказывает, обобщает
Второй главный член не очень важен
Мысль.
Рефлексия
Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, что вы узнали на сегодняшнем занятии, что вас, может быть, удивило, что вызвало затруднения.
Сегодня на уроке я узнал ...
Я научился…
Больше всего мне удалось…..
Труднее всего было…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...
Презентация к уроку 5 класса по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных"
О,Е,Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных...5 класс...
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2
Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....
Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна
Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна...