Урок «Обучение подбору аргументов, доказывающих справедливость собственного взгляда на проблему, содержащуюся в предложенном тексте».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Семёнова Елена Александровна

: написание сочинения, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Обучение подбору аргументов, доказывающих справедливость собственного взгляда на проблему, содержащуюся в предложенном тексте».

(Слайд №1)

Цель: написание сочинения, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена. (Слайд №2)

Задачи: 

- проанализировать текст, предложенный  в книге Г.Т.Егораевой (ЕГЭ 2011г практикум. Реальные тексты. Рекомендовано ФИПИ);

-познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную проблему;

-сформировать авторскую позицию;

-сформировать собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их. (Слайд №3)

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Слово учителя: Вспомним о том, что на прошлом уроке, мы с вами познакомились с текстом С. Виноградова. проанализировав языковую сторону текста, мы должны обратить внимание на содержательную.

Работа с текстом.

Мне бы хотелось начать вот с каких вопросов:

-Какой теме посвящен текст?

-Какую роль, по мнению Виноградова, в общественной жизни играет мат? (чтение предложений №5-15)

-В чем автор видит причины кризиса? (предложение № 12)

-Есть ли выход из создавшейся ситуации? Что думает автор? (предложение № 29)

Вывод: Значит,  С. Виноградов выделяет ряд проблем в своем тексте. Озвучьте их.

Ученик 1: Сквернословие гнездиться не только в группах тусующихся тинэйджеров и давно уже стало быть «лингвистической прерогативой «пьяного грузчика в овощном магазине.

Ученик 2: Мат нынче не избирателен по тому, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

Ученик 3: Мат-это абсолютное и законченное проявление бескультурья.

Ученик 4:Мат-это намеренный эпатаж,вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия.

Ученик 5: Нужно быть нетерпимым к сквернословию -наложить на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

Учитель: Сформулируйте и запишите, какова позиция автора, отраженная в тексте?  ( Автор категорически отрицательно относится к сквернословию в любых его проявлениях. Нас, молодое поколение,  призывает бороться против мата.)

3.Слово учителя:

- Мы определили, какова позиция автора текста. При выполнении задания. С вам предстоит написать согласны ли вы с точкой зрения автор, почему; свой ответ нужно аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

- Давайте обсудим вывод, к которому пришел С.Виноградов. Но прежде его нужно озвучить.

Ученик: «Давайте будем нетерпимы к сквернословию - наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет»

С точкой зрения С.Виноградова мы познакомились. А отвтьте мне на вопрос: «актуальна ли данная проблема в современном мире?»

Ответы учеников

Просмотр отрывка передачи НТВ (Слайд №4)

Проведение дебатов (Слайд №5)

*В дебатах участвуют 2 команды (координаторы представят свои  команды). Они заранее получили задание собрать информацию, используя все доступные им источники,  в пользу или в опровержение тезиса «Давайте будем нетерпимы…» У каждой команды свои информационные кейсы.)

*Состязания пройдут в 3 раунда. (после выступления оппонентам каждой команды разрешено задавать вопросы.)

*все присутствующие- это судейская коллегия.(которая оценивает результаы выступлений участников дебатов)

*председатель (один из учеников, следит за порядком выступлений)

*За регламентом выступлений следит хранитель времени (регламент выступлений 3-4 мин.)

*Гости , приглашенные- верховные судья. (за ними последнее слово)

Выступление сторон

1РАУНД «Влияние сквернословия на душу человека»

2РАУНД «Неблагозвучие сквернословия слов»

3 РАУНТ «Значение сквернословий в СМИ, литературе»

Завершающий этап дебатов

-Выступление председателя верховного судьи..

Домашнее задание: написать сочинение

Вывод:

Учитель: -Мне бы хотелось закончить наш урок следующими словами:

Я - исключение,

Моя речь-это мое зеркало,

мое достоинство.

С меня начинается честь и культура России. (Слайд №6)

Если вы будите помнить это своеобразное кредо, то вы,  наверняка, будите достойными гражданами нашей страны. И тогда цель моих уроков будет достигнута.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа им. М.К.Овсянникова с. Исаклы, муниципального района Исаклинский, Самарской области.

 

 

КОНСПЕКТ

урока  русского языка в 11 классе 

 «Обучение подбору аргументов, доказывающих справедливость собственного взгляда на проблему, содержащуюся в предложенном тексте».

        (с использование образовательной технологии «Дебаты»)

Составил: учитель русского языка

 и литературы

 Семенова Е.А.

с.Исаклы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Исаклы, муниципального района Исаклинский, Самарской области.

 

 

КОНСПЕКТ

урока литературы в 7 классе 

Обобщающий урок по произведению

М.Ю. Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

Составил: учитель русского языка

 и литературы

 Семенова Е.А.

с.Исаклы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легализация наркотиков: два взгляда на проблему.

Наркомания стала одной из главных угроз для развития России, для борьбы с которой государство разработало специальную стратегию....

"Взгляд на проблему рождения искусства»

Урок по первобытной культуре. Разработан в рамках программы Ю.А. Солодовникова.8 класс....

Другой взгляд на проблему

Один из многих способов способов реагирования на проблему: нужно посмотреть на нее с другого ракурса.Нравится высказывание одного из философов: "Хочешь решить проблему - посмейся над ней!".Если Вы вст...

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Логопедический взгляд на проблему билингвизма

выступление на ГМО для психологов на тему: «Логопедический взгляд на проблему билингвизма в дошкольном возрасте»...

Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)

Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...

Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе

В презентации рассматриваются формы, методы и приёмы обучения учащихся подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе, особенности аргументативных текстов....