Безударные гласные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МСОУ Усть-Абаканский РОО
Конкурс профессионального мастерства
«Учитель года - 2010»
Урок письма и развития речи 5 класс
Программа коррекционной школы VIII вида
Урок – игра «Звездный марафон»
ТЕМА
Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа.
Выполнила: Чернова О.В.
Учитель русского языка
п.г.т.Усть-Абакан,
2010 г.
Тип урока: комбинированный
Форма: урок – игра
Цель: формировать новые знания, совершенствовать навыки письма и речи.
Задачи:
- образовательные формировать представление детей о склонении имен существительных, усвоить особенности изменения имен существительных первого склонения единственного числа по падежам.
- развивающая расширять кругозор, развивать орфографическую зоркость.
- коррекционная корректировать нарушения психофизического развития.
- воспитательная воспитывать аккуратность, совершенствовать коммуникативные навыки, социализировать.
Оборудование: мультимедиа, звездная карта, стимулирующий материал, набор карточек по уровням, таблицы, мяч, рисунок солнца, набор магнитов, набор материалов для непредвиденной ситуации.
Урок разработан на основе модульной технологии. При этом используется адаптирующая технология компенсирующая технология, развивающая.
Методы и приемы.
Объяснительно – иллюстративная, репродуктивная, проблемная, компенсирующей, частично – поисковая.
Цветотерапия, релаксация, анализ, синтез, сравнение, выделение лишнего.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
План модульного урока
- Интрига – 3 мин. 15:00-15:03
- Воспоминание – 2 мин. 15:03-15:05
- Мотивация – 2 мин. 15:05-15:07
- Анализ
- Словарная работа – 1 мин. 15:07-15:08
- Игра с мячом – 1 мин. 15:08-15:09
- Разбор предложения – 5 мин. 15:09-15:14
V. Релаксация – 5 мин. 15:14-15:19
VI. Событийно-практический
1. Склонение слов – 5 мин. 15:19-15:24
2. Игра «Достань звезду» – 3 мин. 15:24-15:27
3. Работа в парах – 2 мин. 15:27-15:29
4. Составь предложение. Слайды. – 3 мин. 15:29-15:31
VII. Рефлексия. Итог. – 2 мин. 15:31-15:33
VIII. Проповедь – 3 мин. 15:33-15:36
1. Песня в кругу –2 мин. 15:36-15:38
2. «Солнце настроения» – 2 мин 15:38-15:40
I. Интрига.
У.: Ребята у нас сегодня необычный урок. Проведем мы его в форме игры. Наша игра называется звездный марафон. Прочитайте на доске что обозначает это слово. Произнесем слово по слогам, с ударением. А сейчас отгадайте загадку.
Светит сверкает
Всех согревает
(Солнце)
Человек - это частичка маленького солнышка, которое должно светится и согревать теплом всех вокруг.
Сегодня мы постараемся подарить частичку теплоты всем гостям. Встаньте, потрите ладони, до появления тепла, создайте в руках теплый шарик, сдуньте теплоту вашего сердца с ладоней к гостям, подарите тепло.
Мы отправляемся к загадочное путешествие к звездам, а дорогу вы проложите сами по звездной карте.
Тема нашего урока «Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа».
II. Воспоминание.
У.: внимание на экран. Слайд № 1. Как, одним словом можно назвать этих людей космонавты. Назовите космонавта, который совершил первый в мире полет в космос. К какому склонению относятся имена (Юрий, Валентина). Что нужно, чтобы стать космонавтом? (закалка, тренировка, учеба).
III. Мотивация. Сегодня на уроке мы узнаем кто же достоин стать космонавтом. Внимание на экран. 1. Восстановите цепочку слайд № 2, № 3. прочитайте существительное первого склонения. 2. Работа в тетради. Запишите слова первого склонения в тетради, выделите окончания.
- Анализ.
У.: Чтобы улететь нам необходимы ранее полученные знания.
1. Закалка. Словарная работа на индивидуальных карточках (учитель объясняет детям, что в течении урока проверит задания и объявит результаты)
У.: Выберите правильный ответ и поставьте галочку или крестик.
2. Тренировка. Игра с мячом.
У.: Проверим, сможете ли вы управлять кораблем? С какой частью речи мы работаем, вспомним грамматические признаки имени существительного, падежные вопросы. Я буду называть вопрос, а вы падеж и наоборот.
Работа над предложением.
Ракета быстро неслась от Земли.
У.: из чего состоит предложение? (из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов). Сделаем синтаксический разбор предложения и покажем связь слов.
V. Релаксация. Закройте глаза, представьте, что в ваших руках светиться маленький теплый шарик. Вам тепло и хорошо. Сейчас этот светящийся шарик превращается в мягкий желтый комочек – это малюсенький цыпленок. Вам очень приятно разглядывать его, из желтого он стал белым, пушистым – это гусенок высовывает свой нос. А сейчас в ваших руках расцвела роза, вам приятно смотреть на нее и ощущать запах. Вы сидите в ракете и уже высоко - высоко в небе смотрите в низ и видите нашу любимую землю. Осыпьте ее розами.
VI. Событийно – практический.
Работа в тетрадях.
У.: Внимание на экран слайд № 4 (солнечная система.) назовите планеты женского рода, первого склонения. Запишите через запятую в тетрадь. Выделите окончания и поставьте ударение.
Проблема. На какой планете существует жизнь и почему? Слайд № 5.
А умеете ли вы склонять имя существительное? Давайте просклоняем, слово, выделяя окончание и ударение, Венера и Земля по падежам. (Один ребенок выполняет у доски, остальные записывают в тетради). Сравним написание ударных и без ударных окончаний. Слайд № 6, №7.
Вывод. Ударные и безударные окончания имен существительных первого склонения единственного числа пишутся одинаково.
Физминутка.
Закрепим наши знания в игре «Достань звездочку».
У.: Устно определите род, число и падеж и окончание. Ударное или безударное окончание. Работа в парах. У вас на столе в конвертах даны слова. Вы должны вместе с соседом, в паре, быстро составить предложение. Найти имя существительное, назвать окончание и падеж.
У.: Проверка: если задание выполнено правильно, значит, хлопаем один раз, если с ошибкой 2 раза.
Внимание на экран. Упражнение на развитие речи. Составьте по картинкам предложение. Задание выполняется фронтально. Слайд №8, №9, №10, №11, №12.
VII. Рефлексия вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Как пишутся ударные и безударные окончания существительных первого склонения. Посмотрим на свой звездный путь, кто же больше всех заработал звездочек. Выявляются победители.
VIII. Проповедь.
У.: Ребята, сегодня вы поняли, что человек это дитя природы, а его мать наша Земля. Чистая с высоты и вся голубая… А на самом деле,
«Отравлены воды, испакащен лес
Плывут облака, словно черная ночь
Дышать и животным и людям невмочь.»
Давайте беречь Землю для наших будущих поколений. Слайд № 14.
У.: Я приглашаю вас в солнечный круг. Давайте споем отрывок из песни. Дети идут по кругу и поют песню солнечный круг.
Пусть всегда будет Солнце!
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда буду я.
Выразите магнитиком свое настроение на «Солнце настроения».
У.: Давайте похвалим себя – цы, мы сегодня молодцы (дети хлопают в ладоши).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне».
Урок изучения новой темы....
Конспект логопедического занятия: Ударные и безударные гласные.
Данный конспект может использоваться как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка при закреплении темы "Безударные гласные"....
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".
В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....
Безударные гласные в корне слова
Урок включает в себе задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся...
Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....
Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)
Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...