Урок русского языка по теме "Деепричастный оборот", 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Деепричастный оборот", 7 класс в соответствии с требованиями ФГОС. Рабочие листы учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_7_klass_deeprichastnyy_oborot.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Деепричастный оборот» (первый час).
Планируемые результаты
Предметные:
1. Формирование понятия о деепричастном обороте.
2. Формирование умения находить деепричастные обороты и выделять их на письме.
3. Наблюдение над особенностями употребления деепричастных оборотов в художественном тексте, изобразительно-выразительными возможностями этого синтаксического явления.
Метапредметные:
1. Формирование регулятивных универсальных учебных действий: прогнозирования, целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.
2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.
3. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.
Личностные:
1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
Основные понятия урока: деепричастный оборот.
Ресурсы:
учебник В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык: Теория. 5-9 классы. С.Н.Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова. Русский язык. Практика. 7 класс /под редакцией С.Н. Пименовой;
карточки с признаками деепричастия;
раздаточные дидактические материалы (рабочий лист);
запись звуков в летнем лесу для динамической паузы.
№ | Этап урока. Основное содержание этапа. | Основные виды деятельности учащихся |
1. | Организационный момент | Осознанное включение в учебную деятельность. |
2. | Актуализация знаний С какой частью речи мы работали на прошлом уроке? Дайте определение деепричастия. (Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.) Какое орфографическое правило, связанное с деепричастием вы знаете?(Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются) Проверим, как вы справились с домашним упражнением. Прочитайте слова с НЕ и объясните их правописание Работа в парах. Поработаем в парах. Из разрезанных карточек выберите один человек признаки глагола, а второй признаки наречия. Что у вас получилось? Признаки глагола Признаки наречия имеет вид не изменяется может быть возвратным в предложении обстоятельство может иметь дополнение зависит от глагола-сказуемого пишется с НЕ раздельно Чья пара не допустила ошибок? Молодцы. | Повторение и обобщение изученного материала |
3. | Мотивация и целеполагание Посмотрите в рабочие листы. Найдите задание 1. Прочитайте предложения первой группы. 1. Впереди бежала, петляя, узкая просёлочная дорога. Ветер порывисто дул, поднимая. Закрывая, сбоку наползала туча. Хорошие предложения? Что с ними не так? (Если первое предложение можно оставить без изменения, то второе и третье содержат ошибку – речевую недостаточность.) Вы можете исправить эти предложения? Что для этого надо сделать? (Распространить деепричастия.) Попробуйте. Прочитайте предложения второй группы. 2. Впереди бежала, петляя между холмами, узкая просёлочная дорога. Ветер порывисто дул, поднимая облака пыли. Закрывая собою полнеба, сбоку наползала туча. Что вы заметили? Какие предложения, на ваш взгляд, лучше? Почему? Докажите свою точку зрения. Что вносят деепричастные обороты в предложение? Сравните предложения первой и второй групп. Чем они отличаются? (В первой группе одиночные деепричастия, а во второй деепричастия имеют зависимые слова.) Кто-нибудь догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (Поскольку уже изучены причастные обороты, дети без труда делают вывод, что деепричастие с зависимыми словами – это деепричастный оборот.) Итак, мы сегодня начнём работу с деепричастным оборотом. Как вы думаете, о чём предстоит узнать и чему научиться? (Узнаем, что такое деепричастный оборот, как он выделяется на письме, научимся употреблять деепричастные обороты в речи.) Тема нашего урока (запишите в рабочих листах) «Деепричастный оборот». Сформулируйте главную цель, стоящую перед нами на этом уроке. | Наблюдение над языковым материалом. Создание устного высказывания на лингвистическую тему. Прогнозирование и формулирование цели своей учебной деятельности. |
4. | Проблемное изучение нового знания 1. Составление лингвистического комментария (сильные учащиеся). Вернёмся к предложениям второй группы. Ещё раз посмотрите на них и попытайтесь рассказать мне что-нибудь о деепричастном обороте. Что это? Где он может находиться в предложении? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Он может стоять в начале предложения, в середине и в конце.) 2. Сопоставление с образцом. Работа с учебником. Молодцы, но теперь вы должны сравнить то, что смогли «отыскать» самостоятельно с материалом учебника. Откройте Теорию на с.181, параграф 143. Прочитайте. Кто был самым внимательным и нашёл в параграфе то, о чём мы ещё не сказали? (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.) | Создание устного высказывания на лингвистическую тему с опорой на языковой материал. Определения понятия. Развитие навыков смыслового чтения и анализа, сопоставления. Грамматический анализ. Самоконтроль и коррекция. |
5. | Первичное закрепление знаний. 1. Логико-языковое упражнение на отработку понятия «деепричастный оборот». Откройте учебник (Практика) на с.92. Найдите упр. 250. Что выделено жирным шрифтом?(Деепричастные обороты.) Докажите. (Учащиеся называют деепричастия и зависимые от них слова, задают к ним вопросы.) Подчеркните в рабочих листах деепричастные обороты. Каким членом предложения они являются? Определите место деепричастных оборотов в предложении. 2. Упражнение на соотнесение схем и предложений. Прочитайте задание к упр. 251. Какая новая для нас информация содержится в опорном материале? (Графическое обозначение деепричастных оборотов.) Соотнесите эти схемы с предложениями из упр. 250. (Выполнение в рабочих листах.) Для какой схемы там нет предложения? (Для 3-ей.) Составьте и запишите предложение к этой схеме. (Утка шла, переваливаясь с боку на бок.) А как ещё можно было поступить? (Перестроить 3-е предложение, поставив деепричастный оборот после сказуемого.) Опираясь на это упражнение, сформулируйте вывод о месте деепричастного оборота в предложении. 3. Творческое задание. Обратите внимание на упр. 252. Что необходимо сделать?(Подобрать к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова.) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты. Что у вас получилось? Здоровьесберегающая пауза. А сейчас мы немного отдохнём. Я буду читать вам стихотворение, а вы делайте всё, о чём там говорится. Положив в пеналы ручки, Мы выходим из-за парт И, закрыв глаза, представим, Как в лесу дубы шумят. Потянувшись хорошенько, Мы вдыхаем аромат И, притихнув, мы услышим, Как вокруг везде шуршат. Повернув немного вправо И скосив слегка глаза, Мы увидим, как на кашку Приземлилась стрекоза. Развернувшись, мы заметим Муравейник под сосной. Осторожненько ступая, Мы обходим дом лесной. Отведя с дороги ветку, Зашагаем напрямик. Под листом, надвинув шляпку, Притаился боровик. На прощанье оглянёмся, На полянку бросив взгляд, И тихонько, с сожаленьем, Возвращаемся назад. Молодцы, садитесь на свои места. Как вы думаете, почему у нас сегодня такая физкультминутка? (В стихотворении встречаются деепричастные обороты.) | Анализ языкового материала. Построение умозаключения на основе наблюдений. Отработка навыка графического обозначения деепричастных оборотов. Речевое оформление вывода на основе анализа языкового материала. Формирование умения самостоятельно строить деепричастные обороты Смена динамических поз, выполнение простых физических упражнений для снятия общего утомления. |
6. | Включение нового знания в систему знаний. Дифференцированная самостоятельная работа в группах с самоконтролем. 1. Группа А (средние и слабые учащиеся) упр. 253. Ребята группы А выполняют упражнение 253. Вы должны перестроить второе предложение по заданию и записать каждое получившееся предложение. Не забудьте выделить деепричастные обороты. 2. Группа Б (сильные учащиеся). Работа со стихотворением. Ребята группы Б поработают со стихотворением в рабочих листах. Вы должны найти и графически обозначить деепричастные обороты. Обратите внимание на место, выделенное жирным шрифтом. Проверка самостоятельной работы. Давайте посмотрим, что получилось у ребят группы А. Прочитайте свои предложения, соблюдая правильную интонацию. Как в устной речи с помощью интонации выделяется деепричастный оборот? (Паузами.) А теперь проверим работу группы Б. Назовите деепричастные обороты, которые вы нашли. Почему притихнув во втором четверостишии и развернувшись в четвёртом не подходят? (Это одиночные деепричастия, хотя они тоже выделяются на письме запятыми.) Подумайте, почему я выделила жирным шрифтом именно это место. (Здесь два однородных деепричастных оборота, и между ними, как и между любыми однородными членами, связанными одиночным союзом И, запятая не ставится.)
| Самостоятельная работа по закреплению нового понятия. Формирование умения видеть деепричастный оборот, определять его место в предложении. Самоконтроль и коррекция. |
7. | Подведение итогов (рефлексия) Вернёмся к целям, которые мы поставили перед собой в начале урока. (Узнать, что такое деепричастный оборот, как он выделяется на письме, научиться употреблять деепричастные обороты в речи.) Достигли ли мы с вами этой цели? Что такое деепричастный оборот? Что вы теперь о нём знаете? (Учащиеся дают определение, приводят примеры предложений с деепричастными оборотами, стоящими в начале, середине и конце.) Заполните табличку рефлексии в рабочих листах, закончив предложения. Сегодня я узнал (а)… Я почувствовал (а), что… Я попробую… | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. |
8. | Задание на дом. Вы получаете разноуровневое задание. Группа А учит §143 и выполняет упр. 254. Вы должны списать предложения, выделяя деепричастные обороты и подумать, чем отличается каждая пара предложений. Группа Б тоже учит §143 и находит отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, выписывает два-три понравившихся отрывка, графически обозначая деепричастные обороты. | Отработка умения видеть и выделять деепричастный оборот. Подбор текста в соответствии с лингвистической задачей. |
Рабочий лист
Фамилия, имя____________________________________________________________________________
Дата ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Тема_____________________________________________________________________________________
№ | Задания | Рабочее поле |
1. | 1. Впереди бежала, петляя, узкая просёлочная дорога. Ветер порывисто дул, поднимая. Закрывая, сбоку наползала туча. 2. Впереди бежала, петляя между холмами, узкая просёлочная дорога. Ветер порывисто дул, поднимая облака пыли. Закрывая собою полнеба, сбоку наползала туча. | |
2. | Упражнение 250. Вьётся речка небольшая, средь полей и рощ петляя. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси осторожные, гложут горькую кору. _______________________________ ________________________________ ________________________________ | Упражнение 251 (схемы) ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
3. | Упражнение 252 с. 93. Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова и запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты. | 1. ___________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ 2. ___________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ 3. ___________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
4. | Самостоятельная работа. Группа А. Упражнение 253. Перестройте второе предложение по заданию и запишите каждое получившееся предложение, выделяя деепричастные обороты.
Группа Б. Работа со стихотворением. Расставьте запятые и графически обозначьте деепричастные обороты. Обратите внимание на место, выделенное жирным шрифтом. Положив в пеналы ручки Мы выходим из-за парт И закрыв глаза представим, Как в лесу дубы шумят. Потянувшись хорошенько Мы вдыхаем аромат И, притихнув, мы услышим, Как вокруг везде шуршат. Повернув немного вправо И скосив слегка глаза Мы увидим, как на кашку Приземлилась стрекоза. | 1. ___________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ 2. ___________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Развернувшись, мы заметим Муравейник под сосной. Осторожненько ступая Мы обходим дом лесной. Отведя с дороги ветку Зашагаем напрямик. Под листом надвинув шляпку Притаился боровик. На прощанье оглянёмся На полянку бросив взгляд И тихонько, с сожаленьем, Возвращаемся назад. |
5. | Заполните табличку рефлексии в рабочих листах, закончив предложения. Сегодня я узнал (а)… Я почувствовал (а), что… Я попробую… | ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
6. | Задание на дом. Группа А §143, упр. 254. Списать предложения, выделяя деепричастные обороты и подумать, чем отличается каждая пара предложений. Группа Б §143, найти отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, выписать два-три понравившихся отрывка, графически обозначая деепричастные обороты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 10-м классе Тема: Роль языка в жизни общества.
урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)
Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"
Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме» из раздела «Причастие в языке и речи», относящийся к уроку закрепления знаний, разработан для учащихся 6 класса, об...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»
Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....