Причастный оборот. Что это такое?
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему
Данный урок проводиться может и по программе Т.А. Ладыженской в 7 классе, и по программам М.М. Разумовской и С.И. Львовой в 6 классе.
Это урок знакомства с новым материалом ─ причастным оборотом. На уроке используется учебная презентация, цель которой помочь учащимся лучше усвоить непростой учебный материал.
Работа учеников на уроке ─ это восприятие нового материала, ответы на вопросы учителя с опорой на ранее изученный материал, формулировка выводов, выполнение письменных заданий. Учитель знакомит учащихся с новым материалом, помогает прийти к необходимым выводам, отвечает на вопросы учащихся.
Учитывая, что изучаемый материал вызывает определенную трудность в усвоении, была разработана учебная презентация с использованием материала из книги Татьяны Георгиевны Рик «Русский язык: Привет, Причастие!» Материал, изложенный в увлекательной игровой форме, становится доступным для учащихся с разным уровнем знаний.
Данный урок был опробован как в «сильных», так и «слабых» классах и позволял добиться успешного усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по причастному обороту | 29 КБ |
prichastnyy_oborot.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Причастный оборот. Что это такое?
Форма урока: знакомство с новым материалом.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с понятием причастный оборот.
2. Научить отличать одиночные причастия от причастного оборота.
3. Научить выделять причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
- Что такое причастие?
- Признаки каких частей речи оно соединяет?
- Как отличить причастие от прилагательного?
- Какими членами предложения может быть причастие?
- 1. Слово учителя: (Слайд №2.) Сегодня мы узнаем, что такое причастный оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми. Сначала давайте вспомним, что такое главное и зависимое слово. (Выслушиваются ответы учащихся. Если возникают затруднения, учитель говорит, что главное слово это то, от которого мы задаем вопрос. Такое слово еще можно называть ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ.) Выполните задание, представленное на слайде. (Слайд №3) Добавьте по два своих словосочетания, в которых причастие будет главным и зависимым словом.
Первый вывод: причастие может быть зависимым словом. (Слайд №4)
Второй вывод: причастие может быть определяемым словом. (Слайд №5)
2. Слово учителя: Причастие, имеющее зависимые слова, называется причастным оборотом. Он является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением) Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением)
Слово учителя: Выполните задание, предложенное на слайде. (Слайд №6)
Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (Некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет.)
До или после определяемого слова стоят обороты, выделенные на письме запятыми? (После определяемого слова)
Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении после определяемого слова, он на письме выделяется запятыми. (Слайд №7)
Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении перед определяемым словом, на письме он не выделяется запятыми. (Слайд №8)
Слово учителя: Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (Слайд №9, 10)
Чтобы закрепить полученные знания, выполните задание, представленное на слайде. (Слайд №11)
3. После выполнения задания учитель отвечает на вопросы учащихся по теме урока. Если вопросов нет, проводит итоговое обобщение по вопросам:
- Что нового узнали о причастии?
- Что такое причастный оборот?
- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
- Домашнее задание может быть различным:
- Выполнить упражнения учебника.
- Составить отдельные предложения или связный текст, используя причастные обороты.
- Продолжить историю о Неуловимом Джо, также используя предложения с причастными оборотами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебная презентация Причастный оборот Что это такое?
Запиши словосочетания, определяя в них главное слово. Укажи, какими частями речи выражены слова в словосочетаниях. Похищенные передатчики, похищенные разведчиками, переданное старушкой, связанными из шерсти, отобранный скафандр, готовящие нападение, рисующий агент, отобранный на перемене, рассекреченную шпионку, рисующий схему, переданное сообщение, рассекреченную мальчишками.
Причастие в словосочетании может выступать в качестве зависимого слова
Причастие может иметь зависимые слова, и тогда оно образует причастный оборот.
Найдите в предложениях текста причастные обороты и слова, от которых они зависят. Русалка, проживавшая в глубоком омуте, видела маленького человечка. На нём была надвинутая на самый нос ковбойская шляпа. Неуловимый Джо, замеченный русалкой, бросился в лес. Пробежавшего в сторону леса чело-вечка видела ещё и белка Леся.
Если главное слово стоит перед причастным оборотом, то запятая ставится до и после оборота.
А если главное слово стоит после причастного оборота, то запятая вообще не ставится.
Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо: На чем? Снег, лежавший на деревья и крышах, растаял. причастие Где ?
Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо: Найти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич . ) Найти главное ( определяемое ) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? ( и поставить над ним крестик ) . Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть ) ,задавая к ним вопрос от причастия. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палками с двух сторон. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, выделить его запятыми.
Найдите и обозначьте в тексте все причастные обороты и слова, к которым они относятся. Расставьте недостающие знаки препинания. История волшебного клубка. Это очень старинная вещь подаренная мне еще бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии. У нее крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок. Она вошла отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки. Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту помогающую клады отыскивать. Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.
Спасибо за плодотворную работу и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
Цель: изучение нового материала....
Причастный оборот. Обособление причастного оборота
Цели урока: дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль п...
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....
Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"
Одним из главных методов достижения учебных целей на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.
Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Урок - закрепление изученного материала...
- Мне нравится (1)